Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Благодатновский детский сад» Амвросиевского района
Презентация
Хавалиц Елены Александровны
воспитателя МДОУ «Благодатновский детский сад»
с. Благодатное
Индивидуальная тема профессионального уровня
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
«Охранять природу – значит охранять Родину!»
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
Владимир Орлов — Живой Букварь
Актуальность
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
Цель работы — формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих.
Задачи:
- Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам.
- Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы.
- Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
- Воспитание элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
План работы
- Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме;
2. Определить содержание и средства экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста;
3. Провести диагностику уровня экологического развития детей второй младшей группы;
4. Составить перспективное планирование;
5. Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;
6. Выявить уровень знаний родителей об экологическом развитии;
7. Разработать методические рекомендации для родителей;
9. Оценить результаты проделанной работы.
Предполагаемый результат:
- воспитать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее;
- овладеть ориентацией в помещениях детского сада, называть город в котором живут;
- называть диких и домашних животных;
- называть фрукты, овощи, некоторые растения;
- называть времена года, некоторые признаки;
- владеть КГН, самообслуживанием;
- овладеть правилами бережного и безопасного поведения с животными;
- сформировать начало экологической культуры у детей;
- сформировать осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- овладеть практическим действиям по охране природы.
В работе я следую следующим педагогическим принципам:
Научность - формирование мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения
Доступность - крайне важным является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста
Прогностичность -формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях
Конструктивизм - педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Важно привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения
Регионализм - формирование экологических представлений ребенка происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером
Гуманистичность - экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира
Деятельностность – экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду
Системность - формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. «Каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего».
Целостность - этот принцип отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы
Преемственность - упорядоченность , реализация принципа системности, отработка системы усложнения знаний по нарастающей в зависимости от возраста ребенка Интеграция - необходимость экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка
Формы работы:
Наблюдение за
растительным
и животным миром,
за трудом взрослых
Дидактические,
подвижные,
Экскурсии
сюжетно – ролевые
на природу, проведение природоохранных акций
игры
Трудовая
деятельность
в уголке природы, на участке
Опытная
С детьми дошкольного возраста
деятельность
Музыкальные и
Познавательные
Чтение литературы,
занятия
заучивание стихов,
спортивные
пословиц, поговорок
развлечения
Формы работы:
Анкетирование,
Фоторепортажи,
домашнее
проведение
Ширмы, экологические
видео
опросов
стенды
С
родителями
Информационные
стенды,
экологические
газеты
Родительские
собрания,
консультации
Семейные
гостиные
Экологические занятия
Проект птицы
Природоохранная акция «Покормите птиц зимой»
Дидактические и подвижные игры
Уголок природы
Прогулки
Прогнозируемые результаты
Работая по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», достигнуты определенные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Спасибо за просмотр!
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость!
И даст вам природа здоровье и радость!