«Формирование ключевых компетенций младших школьников в процессе обучения»
МКОУ «Троицкая СОШ»
учитель начальных классов:
Орлова Светлана Валерьевна
2018 год.
“ Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин.
Актуальность
Современное общество выдвигает новые требования к результатам и качеству образования:
выпускник школы должен быть компетентным, мобильным, способным самостоятельно решать жизненные и профессиональные проблемы.
Но не каждый обучаемый способен самостоятельно добывать знания и решать жизненноважные задачи, поэтому необходимы ключевые компетенции , цель которых— помочь ребёнку адаптироваться в социуме.
Необходимость формирования ключевых компетенций учащихся определяется следующими нормативными документами:
- Образовательные стандарты 2004 года.
- Концепция образовательных стандартов II поколения.
- Концепция модернизации российского образования 2010 года.
Что такое “ к омпетенция ” ? -
круг вопросов, в которых человек хорошо
осведомлён . С.И.Ожегов.
Ключевые компетенции - это универсальные способы деятельности, применимые в различных жизненных ситуациях.
Приоритетом обучения в начальных классах становится формирование ключевых компетенций:
- ценностно-смысловой
-учебно-познавательной
- коммуникативной
- информационной.
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова:
искать
думать
сотрудничать
приниматься за дело
адаптироваться
Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса:
- технология проблемного и исследовательского обучения;
- технология проектного обучения;
- развития критического мышления;
- проблемно-диалогового обучения;
- развивающего обучения.
Учебно-познавательная компетентность
- Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
В учебном процессе на уроке литературного чтения, при изучении произведения К.Д. Ушинского «Наше Отечество», я использую элементы технологии критического мышления, особый приём – синквейн , который помог расширить понятие слова «родина».
Ученики составили синквейн - это стихотворение состоящее из пяти строк. А дальше я применила технологию проектного обучения по данной теме. У нас получились следующие проекты:
«Что такое Родина?»
- Для меня, Родина - это то место, где я родилась и выросла, где получу в дальнейшем образование и встану на ноги. Это тот уголок, который мы должны сберечь, защитить и сохранить.
Не даром говорят:
" Где родился, там и сгодился».
«Они защищали мою Родину»
Информационная компетентность
Выделять главное , производить поиск, владеть информацией , осваивать, усваивать, систематизировать, анализировать, разрабатывать новые способы и формы предъявления различного рода информации. буРрчения
На уроке окружающего мира применила технологию развивающего обучения. Учащиеся составляли кластер- графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями.
Учащимся предлагают записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой, обозначенной этим словом.
Окружающий мир
Тема: «Вода»
I – активизировать, «вызвать» имеющиеся знания.
- Какие явления неживой природы связаны с водой?
облака
дождь
пар
вода
иней
туман
снег
роса
разлив реки
ледоход
II – (осмысление) – работа с информацией.
III – дополнение информации.
- В каком состоянии может находиться вода? Приведите примеры.(Сообщения, доклады).
вода
газообразное
жидкое
роса
туман
дождь
Водяной пар
облако
твёрдое
лёд
иней
снег
Ценностно – смысловая компетентность
Технология проблемного и исследовательского обучения.
Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия , осуществлять индивидуальную работу, владеть способами самопроверки.
Окружающий мир. Тема: «Почва».
«Что мы открыли с помощью микроскопа?»
- Исследовательский проект.
Коммуникативная компетентность
Технология проблемно-диалогового обучения.
Умение выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть способами совместной деятельности в паре, группе, приёмами действий в ситуациях общения.
Математика Игра «Умники и умницы»
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. Придумай окончание сказки:
Жил–был маленький гиппопотамчик. Многие звери и насекомые смеялись над его ростом. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот однажды она села на ветку и стала дразнить гиппопотамчика…
Соедини противоположные по смыслу пары слов, раскрывающие характер человека:
ИНТЕРЕСНЫЙ ГРУБЫЙ
ОБРАЗОВАННЫЙ ЛЕНИВЫЙ
ДОБРЫЙ СКУЧНЫЙ
ВЕСЁЛЫЙ БОЛТЛИВЫЙ
ТРУДОЛЮБИВЫЙ ЗЛОЙ
ГЛУПЫЙ НЕВЕЖЕСТВЕННЫЙ
ПРИВЕТЛИВЫЙ ГРУСТНЫЙ
МОЛЧАЛИВЫЙ УМНЫЙ
Используя пары слов , представь ребятам проект « Вот, я какой» .
Приведи примеры из личной жизни конкретных ситуаций.
Сочини сказку.
Применяя современные технологии
- на уроках математики, литературного чтения, окружающего мира, русского языка, на внеурочной деятельности, дети с интересом работают над проектами , составляют презентации по разным темам, а затем защищают и оценивают их. Победителей награждаем и стимулируем участников. Лучшие проекты и презентации отправляем в областные конкурсы, в которых учащиеся получают грамоты за призовые места.
Результаты:
Учащиеся при ответе на поставленный вопрос проявляют способность доказывать свою точку зрения.
Могут дать адекватную самооценку и оценить
работу своего товарища.
Учащиеся могут выделить главное из полученной информации.
Владеют навыками работы в паре и группе.
Дети не боятся высказывать своё мнение, будь оно
верное или ошибочное, т.к. принимаются все мнения.
Советы педагогам:
- Не спешите предлагать детям способы решения проблем.
- Почаще говорите детям: «Почему?»
- Всегда ищите возможность организовать «мозговую атаку».
- Сравнивайте всё, что только можно сравнить.
- Поощряйте любое творчество детей.
Электронное пособие