Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование математической грамотности"»
Формирование математической грамотности
Учитель математики, методист
МАОУ СОШ №1 г. Покачи
Петрачкова И.А.
Определение математической грамотности
Математическая грамотность – это способность обучающегося проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира
Модель математической грамотности. PISA
Интерпре-тировать
Формули-ровать
Оценивать
Математический мир:
Реальный мир:
Математическая проблема
Проблема в контексте
- Количество (арифметика)
- Изменения и зависимости (алгебра)
- Количество и форма (геометрия)
- Неопределенность и данные
Применять
- Индивидуума
- Образования и профессий
- Социума
- Науки
Рассуждать
Результаты в контексте
Математические результаты
Что вызывает трудности у ребенка?
- многословность в описании контекста задания, который может включать материалы, не относящиеся к выполнению задания;
- математическое содержание представлено не в явном виде;
- ориентация на строгое математическое изложение материала, отсутствие метода проб и ошибок ;
- сочетание в задании житейских и математических рассуждений;
- интеграция математического содержания
Конструирование задания
Тема
Социальная роль
Контекст:
Познавательные действия:
- Личный;
- Общественный;
- Научный;
- Профессиональный
- Формулировать;
- Применять;
- Интерпретировать;
Виды заданий:
- Распознавание и нахождение значений величин
- Оценка утверждений
- Построение и обоснование математической модели
- Интерпретация
Ресурсы
Сайт Российской электронной школы
Банк заданий на сайте Института стратегии развития образования
Сборники эталонных заданий
Банк заданий на Медиа. Просвещение.
Пример «Багаж в аэропорту» 5 класс
Проверяются
знания/умения:
- сравнивать величины;
- округлять величины; выполнять прикидку результата сложения двух или нескольких величин;
- обосновывать
Область математического
содержания: Количество
Контекст: Личная жизнь
Когнитивная деятельность :
Вопрос 1 – Формулировать;
Вопрос 2 – Рассуждать
Уровень сложности: оба вопроса – 2
Пример «Тормозной путь». 7 класс
Сюжетные задачи ОГЭ
Собственные разработки (автор Петрачкова И.А., учитель математики МАОУ СОШ №1 г.Покачи)
Необычный уровень игры
Попал Кубик на последний уровень Геометрии Даш, а там карта местности, где ему не встретятся ни блоки, ни пилы, ни шипы, ни батуты, а будут только загадки, да задачи. И чтобы пройти этот уровень и собрать необходимые алмазы, необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта и правильно измерять углы.
Дошел Кубик до ________ на опушке леса и увидел подсказку: «Иди на восток 5 клеток, затем на север 5 клеток». Обрадовался Кубик и побежал в нужном направлении и не заметил ухмыляющейся гримасы RobTop.
Когда Кубик преодолел заветные клетки, он наткнулся на препятствие в виде __________ и ему пришлось повернуть на 135° налево и вернуться к началу маршрута, к роднику.
Задание 1. Построить первую часть маршрута движения Кубика (проводить отрезки по сторонам клеток).
Теперь Кубик решил не слушать подсказки RobTop и от родника, повернув на 45° направо, пойти в направлении, противоположном первоначальному движению по маршруту на __________(сторона горизонта). Пройдя 6 клеток, он повернул на 90° налево и прошел еще 6 клеток на ________ (сторона горизонта). Здесь он обнаружил _________, в котором находились алмазы. Собрав необходимое количество драгоценностей, Кубик вернулся к роднику кратчайшим путем в направлении на ________________(сторона горизонта).
Задание 2. Построить вторую часть маршрута движения Кубика.
Но чтобы закончить игру, надо ответить на вопросы.
- Определите угол между направлениями:
- север и запад ______ запад и восток ______ северо-восток и юго-восток _______.
- север и запад ______
- запад и восток ______
- северо-восток и юго-восток _______.
- Найдите на рисунке вертикальные углы и назовите их 1 и 2.
- Измерьте углы: 1 = ____ и 2 = ____.
- Сравните углы 1 и 2. Сделайте вывод:
_______________________________________________________
Использование форм для оценки МГ (автор Ильина О.С., учитель математики МАОУ СОШ №1 г.Покачи)
Платформа Сберкласс
Обмен опытом
- Курсы повышения квалификации по ФГ
- Участие в вебинарах ИРО и Просвещения
- Школьные практико-ориентированные семинары по ФГ
- Городские семинары по ФГ
Ссылки и ресурсы
- Материалы курса повышения квалификации «Технологии формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся», https ://olimpium.ru /
- Использование материалов сайта https://fg.resh.edu.ru/
- Материалы издательства «Просвещение» для 5-7 классов: https://media.prosv.ru/content/? situations=true&knowledge=3 ,
- Материалы с сайта https://reshuoge.ru/ для 8, 9 классов
- Материалы группы https://vk.com/ogemath22 для 9 классов
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ - открытый банк заданий по математической грамотности 5-9 классы Институт стратегий и развития в образовании
- Сборник ссылок https://cloud.mail.ru/public/JiJF/K2E8KLncX
- Тесты на Гугл-формах - разработка Ильиной О.С., учитель СОШ №1, г.Покачи: https://drive.google.com/drive/folders/1cMW2XA-stCZdk2JETzVvYhaTfrcMJj_2?usp=sharing
- Материалы с сайта ИРО https:// iro86.ru/index.php/component/k2/item/18315-matematicheskaya-gramotnost , https:// iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/1456-funktsionalnaya-gramotnost/7734-bank-zadanij-dlya-formirovaniya-funktsionalnoj-gramotnosti
- Вебинар Сергеевой Т.Ф. по теме "Особенности конструирования заданий по математической грамотности», https :// vk.com/video-171086544_456239618?list=90b907272d3a259aff
Спасибо за внимание!