СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование метапредметных результатов"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Демонстрация способности  к анализу своего профессионального опыта, в котором отражаются инновационные подходы к образованию, сущность используемых образовательных технологий, способы взаимодействия с коллегами по формированию метапредметных результатов в соответствии с современными требованиями ФГОС ОО.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование метапредметных результатов"»

Городской конкурс «Педагог-исследователь» Формирование метапредметных результатов в системе урочной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию на основе технологии проблемно-диалогического обучения (МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24») Автор : Кугушева Юлия Анатольевна, учитель истории и обществознания

Городской конкурс «Педагог-исследователь»

Формирование метапредметных результатов в системе урочной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию на основе технологии проблемно-диалогического обучения

(МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24»)

Автор : Кугушева Юлия Анатольевна, учитель истории и обществознания

Актуальность «Портрет выпускника школы»: социально активный, - стремящийся к расширению кругозора, способный работать в коллективе, умеющий проявлять творчество при осуществлении какого-либо вида деятельности. ! Проблема выбора  профессиональных средств  обучения и развития учащихся

Актуальность

«Портрет выпускника школы»:

  • социально активный,
  • - стремящийся к расширению кругозора,
  • способный работать в коллективе,
  • умеющий проявлять творчество при осуществлении какого-либо вида деятельности.

!

Проблема выбора профессиональных средств обучения и развития учащихся

Цель исследования: способствовать приобретению универсальных учебных действий обучающихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через технологию проблемно-диалогического обучения.

Цель исследования:

  • способствовать приобретению универсальных учебных действий обучающихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через технологию проблемно-диалогического обучения.
Задачи исследования:   1. Изучить нормативно-правовые документы, научную литературу по проблеме исследования, уточнить сущность понятия метапредметности, структуру УУД, формируемых на уроках истории и обществознания, критерии и показатели сформированности познавательных УУД, проследить генезис формирования метапредметных результатов. 2. Выявить, теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия, способствующие повышению эффективности достижения метапредметных результатов на уроках истории, обществознания, а так же во внеурочной деятельности. 3. Разработать научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования УУД на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить нормативно-правовые документы, научную литературу по проблеме исследования, уточнить сущность понятия метапредметности, структуру УУД, формируемых на уроках истории и обществознания, критерии и показатели сформированности познавательных УУД, проследить генезис формирования метапредметных результатов.

2. Выявить, теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия, способствующие повышению эффективности достижения метапредметных результатов на уроках истории, обществознания, а так же во внеурочной деятельности.

3. Разработать научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования УУД на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования метапредметных результатов через технологию проблемно-диалогического обучения. Предмет исследования: разработанная методика проблемно-диалогического обучения, применяемая на уроках истории и обществознания, а так же во внеурочной деятельности.
  • Объект исследования: процесс формирования метапредметных результатов через технологию проблемно-диалогического обучения.
  • Предмет исследования: разработанная методика проблемно-диалогического обучения, применяемая на уроках истории и обществознания, а так же во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования. Для любого учителя необходимым представляется создание единого образовательного поля, в котором решаются задачи воспитания, обучения и развития школьников. Основу решения данной задачи выполняет нацеленность учебного процесса на достижение метапредметных результатов. Она может быть эффективной, если: основываться на современных теориях и системно-деятельном подходе в обучении; использовать разнообразные средства, методы, формы и технологии, в том числе и проблемно-диалогического обучение; усиливать развитие критического мышления у обучающихся при поиске и обработке информации; внедрять в образовательный процесс информационные технологии; вовлекать учащихся в активную внеурочную деятельность; осуществлять регулярное отслеживание (мониторинг) результативности формирования метапредметных результатов обучающихся 4

Гипотеза исследования.

  • Для любого учителя необходимым представляется создание единого образовательного поля, в котором решаются задачи воспитания, обучения и развития школьников. Основу решения данной задачи выполняет нацеленность учебного процесса на достижение метапредметных результатов. Она может быть эффективной, если:
  • основываться на современных теориях и системно-деятельном подходе в обучении;
  • использовать разнообразные средства, методы, формы и технологии, в том числе и проблемно-диалогического обучение;
  • усиливать развитие критического мышления у обучающихся при поиске и обработке информации;
  • внедрять в образовательный процесс информационные технологии;
  • вовлекать учащихся в активную внеурочную деятельность;
  • осуществлять регулярное отслеживание (мониторинг) результативности формирования метапредметных результатов обучающихся

4

Этапы исследовательской работы Первый этап сентябрь 2017 г. – февраль 2018 г. выявление проблемы и обоснование её актуальности; диагностика затруднений педагога, диагностика учащихся 10 кл.; изучение философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, законодательных, нормативных документов по проблеме исследования, а также передового опыта педагогической деятельности по проблеме исследования; уточняется сущность понятия УУД, их структура, критерии и показатели сформированности УУД в 10-х кл.;

Этапы исследовательской работы

  • Первый этап сентябрь 2017 г. – февраль 2018 г.
  • выявление проблемы и обоснование её актуальности; диагностика затруднений педагога, диагностика учащихся 10 кл.;
  • изучение философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, законодательных, нормативных документов по проблеме исследования, а также передового опыта педагогической деятельности по проблеме исследования; уточняется сущность понятия УУД, их структура, критерии и показатели сформированности УУД в 10-х кл.;
Второй этап (поисково-преобразующий) 2018г. – декабрь 2018 г. создание всех необходимых условий для обеспечения стабильной деятельности в рамках исследования; разработка методики исследования: выявить наиболее эффективные технологии, методы, приёмы обучения, разработать задания для проведения мониторинга; определение экспериментальной группы, проведение формирующего эксперимента, промежуточных диагностических срезов, создание методических разработок уроков, мероприятий, программ кружков; вовлечение учащихся в активную внеурочную деятельность (определение направлений этой деятельности)
  • Второй этап (поисково-преобразующий) 2018г. – декабрь 2018 г.
  • создание всех необходимых условий для обеспечения стабильной деятельности в рамках исследования;
  • разработка методики исследования: выявить наиболее эффективные технологии, методы, приёмы обучения, разработать задания для проведения мониторинга; определение экспериментальной группы, проведение формирующего эксперимента, промежуточных диагностических срезов, создание методических разработок уроков, мероприятий, программ кружков;
  • вовлечение учащихся в активную внеурочную деятельность (определение направлений этой деятельности)
Третий этап (обобщающий) – март 2019г. проведение контрольного этапа эксперимента, установление конечного состояния изучаемого объекта, анализ результатов эксперимента, оценка эффективности реализации педагогических условий, способствующих формированию метапредметных результатов, формулирование теоретических выводов и методических рекомендаций по формированию УУД в 10-11 классах.  Статья с описанием хода и результатов формирующего эксперимента по апробации педагогических условий. Отчёт по итогам исследования. Разработать научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования метапредметных результатов обучающихся на уроках истории, обществознания, а так же во внеурочной деятельности.
  • Третий этап (обобщающий) – март 2019г.
  • проведение контрольного этапа эксперимента, установление конечного состояния изучаемого объекта, анализ результатов эксперимента, оценка эффективности реализации педагогических условий, способствующих формированию метапредметных результатов, формулирование теоретических выводов и методических рекомендаций по формированию УУД в 10-11 классах.
  • Статья с описанием хода и результатов формирующего эксперимента по апробации педагогических условий.
  • Отчёт по итогам исследования. Разработать научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования метапредметных результатов обучающихся на уроках истории, обществознания, а так же во внеурочной деятельности.
Методы диагностики сформированности универсальных учебных действий обучающихся Объект диагностики Методы определения сформированности Учебная мотивация Анкета «Учебная мотивация»; устный опрос, наблюдение, тестирование. Уровень развития интеллектуальной деятельности Тест КОТ В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика, беседа, наблюдение, тестирование. Уровень сформированности УУД Тестирование, беседа, наблюдение за поведением в игровых ситуациях, творческих конкурсах, проектах, контрольные срезы, эссе, метод недописанных предложений; методика О. В. Роговой «Анкета по выявлению уровня сформированности УУД учащихся» Самооценка учащихся Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Методы диагностики сформированности универсальных учебных действий обучающихся

Объект диагностики

Методы определения сформированности

Учебная мотивация

Анкета «Учебная мотивация»; устный опрос, наблюдение, тестирование.

Уровень развития интеллектуальной деятельности

Тест КОТ В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика, беседа, наблюдение, тестирование.

Уровень сформированности УУД

Тестирование, беседа, наблюдение за поведением в игровых ситуациях, творческих конкурсах, проектах, контрольные срезы, эссе, метод недописанных предложений; методика О. В. Роговой «Анкета по выявлению уровня сформированности УУД учащихся»

Самооценка учащихся

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Констатирующий этап исследования Результаты анкетирования по проверке сформированности метапредметных компетенций (анкета О. В. Роговой) Уровень сформированности УУД на начальном этапе эксперимента (10А класс) Уровень сформированности УУД на начальном этапе эксперимента (10Б класс)

Констатирующий этап исследования

Результаты анкетирования по проверке сформированности метапредметных компетенций (анкета О. В. Роговой)

Уровень сформированности УУД на начальном этапе эксперимента (10А класс)

Уровень сформированности УУД на начальном этапе эксперимента (10Б класс)

Успеваемость и качество знаний учащихся по истории по итогам I полугодия 2017/2018 уч.года Успеваемость и качество знаний учащихся по обществознанию по итогам I полугодия 2017/2018 уч.года

Успеваемость и качество знаний учащихся по истории по итогам I полугодия 2017/2018 уч.года

Успеваемость и качество знаний учащихся по обществознанию по итогам I полугодия 2017/2018 уч.года

Мониторинг участия в мероприятиях по итогам I полугодия 2017/2018 уч.года

Мониторинг участия в мероприятиях по итогам I полугодия 2017/2018 уч.года

   Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.    Цель применения технологии - достижение метапредметных результатов в процессе использования проблемно-диалогической технологии на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

Цель применения технологии - достижение метапредметных результатов в процессе использования проблемно-диалогической технологии на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности

Теоретическая основа Технология проблемного обучения Технология психологии творчества Технология проблемно-диалогического обучения И. А. Ильницкая, А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, А. Т. Шумилин В. Т. Кудрявцев, М. И. Махнутов Е. Л. Мельникова

Теоретическая основа

Технология проблемного обучения

Технология психологии творчества

Технология проблемно-диалогического обучения

И. А. Ильницкая,

А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, А. Т. Шумилин

В. Т. Кудрявцев,

М. И. Махнутов

Е. Л. Мельникова

Формы работы с учащимися на этапе формирующего эксперимента

Формы работы с учащимися на этапе формирующего эксперимента

1. Проведение уроков истории и обществознания с применением технологии проблемно-диалогического обучения На проблемно-диалогическом уроке выделяю следующие этапы: 1 этап – постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока; 2 этап – поиск решения – открытие субъективно нового знания; 3 этап – выражение решения – выражение нового знания в доступной форме; 4 этап – открытие нового знания, поиск решения проблемы, преодоление противоречия. 5 этап – реализация продукта – представление продукта учителю или классу. 6 этап – подведение итогов урока, рефлексия.

1. Проведение уроков истории и обществознания с применением технологии проблемно-диалогического обучения

На проблемно-диалогическом уроке выделяю следующие этапы:

1 этап – постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока;

2 этап – поиск решения – открытие субъективно нового знания;

3 этап – выражение решения – выражение нового знания в доступной форме;

4 этап – открытие нового знания, поиск решения проблемы, преодоление противоречия.

5 этап – реализация продукта – представление продукта учителю или классу.

6 этап – подведение итогов урока, рефлексия.

№ 1. Форма занятия Урок обществознания (с применением технологии проблемно-диалогического обучения) 2. Тема Урок обществознания (с применением технологии проблемно-диалогического обучения) Класс «Деятельность» 3. 10 «Молодежь и выборы» Урок обществознания (с применением технологии проблемно-диалогического обучения) 3. Урок-диспут истории(с применением технологии проблемно-диалогического обучения) 10 4. «Права человека» 5. Урок обществознания (с применением технологии проблемно-диалогического обучения) в  форме судебного заседания «Перестройка – выход из тупика или катастрофа» 10 Круглый стол 11 «Суд идёт» 11 «Проблемы трудоустройства молодежи в Республике Мордовия» 11

1.

Форма занятия

Урок обществознания (с применением технологии проблемно-диалогического обучения)

2.

Тема

Урок обществознания (с применением технологии проблемно-диалогического обучения)

Класс

«Деятельность»

3.

10

«Молодежь и выборы»

Урок обществознания (с применением технологии проблемно-диалогического обучения)

3.

Урок-диспут истории(с применением технологии проблемно-диалогического обучения)

10

4.

«Права человека»

5.

Урок обществознания (с применением технологии проблемно-диалогического обучения) в форме судебного заседания

«Перестройка – выход из тупика или катастрофа»

10

Круглый стол

11

«Суд идёт»

11

«Проблемы трудоустройства молодежи в Республике Мордовия»

11

№ Форма занятия 6. Тема 7. Научно-исследовательский проект Класс Кружок актерского мастерства 8. «Экскурсионный маршрут болельщика» 10 Исторические события: выбор веры Владимиром Красное солнышко (6 класс); события 1612 года, создание второго ополчения (речь Козьмы Минина перед нижегородцами)(7 класс); совет в Филях (судьбоносное решение М. И. Кутузова об оставлении Москвы)(8 класс); апрельские тезисы (выступление В. И. Ленина)(9 класс) Элективный курс 9. 11 «Моя гражданская позиция». Темы занятий: «Чемпионат мира по футболу в моей стране и в моем городе», «Выборы президента РФ», «Трагедия в Керчи», «Пожар в ТЦ Зимняя вишня», «Крымская весна», «Россия на мировой арене», «Украинский вопрос» Фотовыставки 10. 11 «Герои великой Отечественной войны», «Права человека» Интервью 10-11 «Живые голоса войны», «Имя России» 10-11

Форма занятия

6.

Тема

7.

Научно-исследовательский проект

Класс

Кружок актерского мастерства

8.

«Экскурсионный маршрут болельщика»

10

Исторические события: выбор веры Владимиром Красное солнышко (6 класс); события 1612 года, создание второго ополчения (речь Козьмы Минина перед нижегородцами)(7 класс); совет в Филях (судьбоносное решение М. И. Кутузова об оставлении Москвы)(8 класс); апрельские тезисы (выступление В. И. Ленина)(9 класс)

Элективный курс

9.

11

«Моя гражданская позиция». Темы занятий: «Чемпионат мира по футболу в моей стране и в моем городе», «Выборы президента РФ», «Трагедия в Керчи», «Пожар в ТЦ Зимняя вишня», «Крымская весна», «Россия на мировой арене», «Украинский вопрос»

Фотовыставки

10.

11

«Герои великой Отечественной войны», «Права человека»

Интервью

10-11

«Живые голоса войны», «Имя России»

10-11

Круглый стол «Проблемы трудоустройства молодежи в Республике Мордовия» Буклет «Памятные места Мордовии»

Круглый стол «Проблемы трудоустройства молодежи в Республике Мордовия»

Буклет «Памятные места Мордовии»

фотовыставка «Герои великой отечественной войны»

фотовыставка «Герои великой отечественной войны»

Внеклассное мероприятие «Поклонимся великим тем годам…» Кружок актерского мастерства. Савельев Александр в роли В. И. Ленина

Внеклассное мероприятие «Поклонимся великим тем годам…»

Кружок актерского мастерства. Савельев Александр в роли В. И. Ленина

Элективный курс «Моя гражданская позиция» Темы занятий «Чемпионат мира по футболу в моей стране и в моем городе» «Крымская весна» «Выборы президента РФ» «Пожар в ТЦ Зимняя вишня» «Трагедия в Керчи» «Россия на мировой арене»

Элективный курс «Моя гражданская позиция»

Темы занятий

«Чемпионат мира по футболу в моей стране и в моем городе»

«Крымская весна»

«Выборы президента РФ»

«Пожар в ТЦ Зимняя вишня»

«Трагедия в Керчи»

«Россия на мировой арене»

Результаты анкетирования по проверке сформированности метапредметных компетенций (анкета О. В. Роговой) Уровень сформированности УУД на контролирующем этапе эксперимента (11Б класс) Уровень сформированности УУД на контролирующем этапе эксперимента (11А класс)

Результаты анкетирования по проверке сформированности метапредметных компетенций (анкета О. В. Роговой)

Уровень сформированности УУД на контролирующем этапе эксперимента (11Б класс)

Уровень сформированности УУД на контролирующем этапе эксперимента (11А класс)

Результаты тестирования (краткий ориентировочный тест («КОТ») В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлика) Уровень общих умственных способностей

Результаты тестирования (краткий ориентировочный тест («КОТ») В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлика)

Уровень общих умственных способностей

Успеваемость и качество знаний учащихся по истории по итогам I полугодия 2018/2019 уч. года Успеваемость и качество знаний учащихся по обществознанию по итогам I полугодия 2018/2019 уч. года

Успеваемость и качество знаний учащихся по истории по итогам I полугодия 2018/2019 уч. года

Успеваемость и качество знаний учащихся по обществознанию по итогам I полугодия 2018/2019 уч. года

Определение уровня самооценки (методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан) Уровень самооценки учащихся 11-х классов

Определение уровня самооценки (методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан)

Уровень самооценки учащихся 11-х классов

Мониторинг участия в мероприятиях по итогам I полугодия 2018/2019 уч.года

Мониторинг участия в мероприятиях по итогам I полугодия 2018/2019 уч.года

Результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах

Результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах

выводы 1. Изучены нормативно-правовые документы, научная литература по проблеме исследования, уточнена сущность понятия метапредметности, прослежен генезис формирования метапредметных результатов на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности. 2. Выявлены, теоретически обоснованы и практически апробированы педагогические условия, способствующие повышению эффективности достижения метапредметных результатов. 3. Разработаны научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования УУД на уроках истории, обществознания, а так же во внеурочной деятельности. 4. Проведенный мониторинг эффективности использования проблемно-диалогического обучения на уроках истории и обществознания показывает, что эта технология в сочетании с другими методами и приемами дает положительные результаты и может использоваться в практике работы учителей истории и обществознания образовательных учреждений Республики Мордовия.

выводы

1. Изучены нормативно-правовые документы, научная литература по проблеме исследования, уточнена сущность понятия метапредметности, прослежен генезис формирования метапредметных результатов на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.

2. Выявлены, теоретически обоснованы и практически апробированы педагогические условия, способствующие повышению эффективности достижения метапредметных результатов.

3. Разработаны научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования УУД на уроках истории, обществознания, а так же во внеурочной деятельности.

4. Проведенный мониторинг эффективности использования проблемно-диалогического обучения на уроках истории и обществознания показывает, что эта технология в сочетании с другими методами и приемами дает положительные результаты и может использоваться в практике работы учителей истории и обществознания образовательных учреждений Республики Мордовия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!