Формирование мотивов
Работа студентки Ш-22 гр.
Хрипуновой Анастасии
«Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу?» Учителя любят задавать эти вопросы, чтобы узнать о мотивах учения. Да и школьникам полезно время от времени спросить себя: «Действительно, зачем я учусь?»
Для школьников 1–2 классов наиболее характерными являются ответы типа: «Папа и мама велят», «Учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают», «Мама говорит, что если не буду учиться, то не стану шофером», «Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю», «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т. п.
В 3–4 классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как папа. У меня „4“ и „5“. Мне нравится наш класс и наша школа. Нравится учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» (3 класс). «Я учусь в школе, чтобы стать грамотным. Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах. Мне очень нравится история. Я член классного совета. Когда вырасту, буду учительницей, как Анна Семеновна» (4 класс). «Я учусь, чтобы стать моряком. Если у меня будут только пятерки, папа обещал летом повезти меня на настоящем морском корабле. Я люблю решать задачи по арифметике. У меня всегда „5“ и „4“, не очень люблю учить правила по грамматике. Мне часто попадает дома, когда я получаю „3“» (4 класс).
Благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения
Благоприятные условия:
1) положительное отношение к школе у большинства детей 6-9-летнего возраста;
2) полное доверие учителю;
3) острая потребность в новых впечатлениях;
4) естественная любознательность.
Неблагоприятные условия:
1) неустойчивое внимание;
2) неустойчивые интересы;
3) несформированность воли. Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях, но когда что-нибудь нужно делать самим, ждут указаний учителя, нервничают, т. е. работают на уроке только тогда, когда уверены в успехе.
Чтобы достигать высоких результатов учебно-воспитательного процесса, педагог будет постоянно изучать действующие в нем мотивы, особенно интересы и потребности школьников.
Алгоритм изучения мотивов:
1. Определение и уточнение целей обучения.
2. Выявление возрастных возможностей мотивации.
3. Выяснение исходного уровня мотивации.
4. Уточнение превалирующих мотивов.
5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации.
6. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации.
7. Формирование должных мотивов, осуществляемое учителем в ходе учебно-воспитательного процесса и решения других задач.
8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий.
Ход и результаты деятельности по формированию мотивации
Конкретными показателями выступают:
1) отношение к учению (как себе представляет);
2) цели (какие ставит и реализует ученик);
3) мотивы (ради чего учится);
4) эмоции (как переживает учебу);
5) умение учиться;
6) уровень обученности (каких результатов достиг);
7) характеристики обучаемости (потенциально возможные успехи, каких он мог бы достигнуть).
Для изучения мотивации применяются общие методы исследования:
Экспертная оценка
Наблюдение
Беседа
Анкетирование
В связи с предстоящим переходом на четырехлетнюю систему начального образования в РФ проведены широкомасштабные исследования уровня обученности выпускников начальной школы по трем системам обучения:
- традиционной
- Занковской
- Эльконинско-Давыдовской.
Все учителя отвечали на вопрос: «Каковы причины неуспешности обучения детей в вашем классе?» Чаще всего назывались: низкий уровень интеллектуального развития ребенка; плохо развитая ассоциативная память и речевые навыки; бедный словарный запас; неумение рассуждать и задавать вопросы; несформированность коммуникативных функций, волевых качеств. А один из ответов заставляет задуматься особенно: неподготовленность к обучению в школе.
В связи с этим школа должна уделять повышенное внимание воспитанию мотивации учения у младших школьников, для формирования которой необходимо:
• создавать только положительный имидж школы, школьных отношений, класса, учителя, учения;
• исключить перегрузки школьников обилием учебных занятий, все усилия сосредоточивать на главном – формировании ума и нравственности; воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
• рационально организовать учение и отдых школьников;
• по возможности учитывать и удовлетворять индивидуальные запросы школьников;
• организовывать положительное, интересное общение детей между собой;
• воспитывать ответственное отношение к ученикам: разговоры о гуманизме заменить заботой, от которой будет реальная польза ребенку;
• утверждать чувство справедливости как высшую ценность не только школьных, но общественных отношений;
• формировать активную самооценку каждым школьником своих возможностей;
• стимулировать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.
Хорошие учителя – это всегда мастера мотивации, а чтобы она была на должном уровне, надо:
1) поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;
2) ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
3) поддерживать положительную обратную связь;
4) заботиться о разнообразии методов обучения;
5) приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
6) поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
7) учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;
8) формировать чувство долга, ответственности;
9) учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.
Совет педагогам по изучению и развитию мотивации
Дети отличаются любопытством. Они проявляют особенный интерес к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда ученикам преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, быстро гаснет любопытство, ученики отвлекаются от урока, начинают вертеться, заниматься посторонними делами – наступает так называемое «двигательное беспокойство». Педагогам следует помнить об «эффекте любопытства» и учиться управлять им.
Подобное происходит, когда ученикам не за что «зацепиться» в прошлом опыте. Вот как пишет об этом Л.C. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем, он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу – таково правило».
Используйте эффект загадки.
Ученики охотно занимаются необычными задачами, с удовольствием разгадывают викторины, кроссворды и т. п. К поиску объяснений их подталкивают противоречия. Сталкиваясь с ними, они стараются дать им объяснение, упорядочить. Если удастся вплести их в канву урока, можно считать, что удалось пробудить у них желание решать те задачи, которые перед ними поставлены.
Рассмотренные приемы мотивации срабатывают только тогда, когда ученики чувствуют себя уверенно, когда убеждены, что «доросли» до тех требований и ожиданий, которые к ним относятся. Чем больше им доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учителем. Поэтому одно из самых действенных средств мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность учеников в их собственных силах. При этом полезно использовать «самосравнение», т. е. оценку реальных результатов и тех, которые ученик мог бы иметь при должном отношении к учебе.
Формы общения, под которым понимаются виды и способы группирования учеников на занятиях. Практикуйте работу:
• со всем классом – беседа с учителе, обсуждение, инструктаж;
• с малой группой – 3–7 учеников работают над заданием, решение которого затем обсуждается всем классом;
• в парах – двое учеников обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;
• индивидуальную – каждый ученик индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных.
Разнообразие дети рассматривают как приятную перемену в деятельности. Если она однообразна, быстро наступает усталость, снижается внимание. И, наоборот, оно повышается, когда сообщается новая информация, решаются новые задачи, преодолеваются новые препятствия. Поэтому следует регулярно изменять учебную ситуацию.
Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учебы и поведения своих учеников , используя наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки. Обследование будет проводиться по определенной системе. Педагог хорошо знает приемы возбуждения интереса школьников, умеет ими пользоваться в зависимости от ситуации.
Список используемой литературы:
Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ.пед.колледжей: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.:ил.
Спасибо за внимание!