Формирование предметных и метапредметных результатов
в условиях ФГОС на уроках истории
Учитель: Меркулова Вита Гурамовна,
I квалификационная категория
Предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, т.е. знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, овладев которыми, ребенок сможет легко применять их на любом уроке, так и при решении проблем в реальных жизненных условиях.
Технологии:
- проблемное
- развивающее
- личностно – ориентированное обучение
- игровая технология
- блочно – модульная
- использование ИКТ
Метапредметные результаты
1. Задания на развитие общих учебных умений ( познавательные УУД)
- подготовь сообщение
- работа со справочной литературой
- составление плана
- найти в тексте словосочетания, характеризующие состояние страны
2. Задания на развитие практических умений: (регулятивные УУД)
- прочти историческую карту
- составь хронологическую таблицу
- составь схему
3. Задания на развитие аналитических умений: (регулятивные УУД)
- выдели признаки исторических явлений
- проанализируй документ
- сравни исторические явления
- сопоставь этапы исторического развития
- раскрыть причинно – следственные связи
- обобщить факты
4. Задания творческого характера: (формируют коммуникативные и личностные УУД)
- составь диалог
- написать сочинение, эссе, письмо правителю
- составь кроссворд
- визитную карточку царя, эпохи
5. задания поискового характера: ( Познавательные УУД)
- подготовь реферат, доклад
- подбери крылатые выражения, поговорки.
- найди слова
Текст с ошибками
Зимой 1812 года малочисленная французская армия во главе с Наполеоном I вторглась в пределы России. Форсировав реку Березину , французские рекруты быстро продвигались к Москве. Уже в начале войны Кутузов Михаил Илларионович – опытный полководец возглавил русские войска. Он- то и решил оставить Москву, чтобы потом, на Бородинском поле , нанести как можно больший урон живой силе противника. Бородинская битва началась в полдень 24 августа 1812 года.
Наполеон простоял в Москве неделю и решил оставить город, так как в Париже началась революция и его армия была нужна во Франции .
Вставьте пропущенные слова в предложения:
А. Государь всея Руси, великий князь Московский- ___________
Б. Военные люди, которые получили от царя за свою службу деревни с населявшими их крестьянами- _____________
В. Люди, посвятившие свою жизнь служению богу- _______________
Г. Жили в деревнях и занимались земледельческим трудом- ______
Д. Жили в городах и занимались изготовлением различных изделий для продажи- _________________
Е. Занимались торговлей, имели собственные магазины-лавки ________________________
слова для задания: купцы, священники, ремесленники, дворяне, Иван III, Михаил Романов, крестьяне, помещики, бояре, первооткрыватель. Выберите правильные.
Задание . «Цепочка признаков»
1) Н. Костомаров в Русской истории писал [2]:
«Иван был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, неуклонный в преследовании избранной цели, скрытный. Чрезвычайно осторожный; во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность; он не отличался ни отвагою, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен
2) Из сочинения историка Н. М. Карамзина [3]:
«...Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории... Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней... Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды..., сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом... силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батые владения московские...
во, тесня... Литву, сокрушая вольность новогородскую, захватывая уделы, расширяя
Задание. Династический порядок.
Необходимо вписать всей князей в правильном порядке:
Иван III
Василий I
Юрий Звенигородский Василий Темный II Дмитрий Шемяка Василий Косой.
Задание. Анализ исторического документа
Вопросы
- Какие течения общественной мысли сложились в России в 1830-1850-е гг.?
- Назовите проблемы, вокруг которых развернулась идейная борьба. Объясните, почему именно эти проблемы оказались в центре идейных споров.
- Для успешного развития страны требуется сохранение и развитие ее самобытных начал или заимствование опыта Западной Европы? Как на этот вопрос отвечали славянофилы и западники?
- На основе материала учебника и документов охарактеризуйте взгляды западников и славянофилов:
- особенности исторического пути России; роль верховной власти в России.
- особенности исторического пути России;
- роль верховной власти в России.
- Подумайте, какие из проблем, поднятых западниками и славянофилами, актуальны сегодня и почему. Чьи взгляды вы разделяете и почему?
Рефлексия
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще всего на уроках использую прием рефлексии «Рефлексивный экран», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания: Я не знал… - Теперь я знаю), упражнение «Плюс-минус-интересно», различные рефлексивные таблицы, листы самооценки.
Итоговая рефлексия
Урок
Я на уроке
Итог
- Был активен
- Работал не в полную силу
- Провел время в пустую
- Понял материал
- Узнал больше, чем знал
- Не понял
Рефлексивный экран
Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложение:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я научился…
- у меня получилось …
- меня удивило…
Метапредметные умения необходимы учащимся при выполнении творческого задания на ЕГЭ, в будущей профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
Спасибо за внимание!