СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке".»

ФОРМЫ  ОРГАНИЗАЦИИ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  НА УРОКЕ. РЫЖКОВА М.Н. МБОУ ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

РЫЖКОВА М.Н.

МБОУ ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СПРАШИВАТЬ, СПРОШЕННОЕ - УСВАИВАТЬ, ТОМУ, ЧТО УСВОИЛ, ОБУЧАТЬ ДРУГИХ - ЭТИ ТРИ ПРАВИЛА ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧЕНИКУ ПОБЕЖДАТЬ УЧИТЕЛЯ .  Я.А.КОМЕНСКИЙ

КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СПРАШИВАТЬ, СПРОШЕННОЕ - УСВАИВАТЬ, ТОМУ, ЧТО УСВОИЛ, ОБУЧАТЬ ДРУГИХ - ЭТИ ТРИ ПРАВИЛА ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧЕНИКУ ПОБЕЖДАТЬ УЧИТЕЛЯ .

Я.А.КОМЕНСКИЙ

ЦЕЛЬ:  ОБОБЩИТЬ, СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ПЕДАГОГОВ О ФОПД.   ПОБУДИТЬ К ОБДУМАННОМУ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОМУ И АКТИВНОМУ ВКЛЮЧЕНИЮ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ФОПД.

ЦЕЛЬ:

  • ОБОБЩИТЬ, СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ПЕДАГОГОВ О ФОПД.
  • ПОБУДИТЬ К ОБДУМАННОМУ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОМУ И АКТИВНОМУ ВКЛЮЧЕНИЮ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ФОПД.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ… «ФОРМА» В ПЕДАГОГИКЕ- «…ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ФОРМИРУЕМЫЙ ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИФИКОЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ И ВЫБОРОМ ЗВЕНЬЕВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И РЕЖИМОМ –ВРЕМЕННЫМ И ПРОСТРАНСТВЕННЫМ»  В ФИЛОСОФСКОМ ПОНЯТИИ- «СТРОЕНИЕ, УСТРОЙСТВО, СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ, ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА, СВЯЗАННАЯ С СОДЕРЖАНИЕМ»

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ…

«ФОРМА»

В ПЕДАГОГИКЕ-

«…ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО

ФОРМИРУЕМЫЙ

ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

И УЧАЩИХСЯ,

ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИФИКОЙ

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ФУНКЦИЙ,

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ

И ВЫБОРОМ ЗВЕНЬЕВ

УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

И РЕЖИМОМ –ВРЕМЕННЫМ

И ПРОСТРАНСТВЕННЫМ»

В ФИЛОСОФСКОМ

ПОНЯТИИ-

«СТРОЕНИЕ,

УСТРОЙСТВО,

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ,

ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА,

СВЯЗАННАЯ

С СОДЕРЖАНИЕМ»

В ЧЁМ СОСТОИТ РОЛЬ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ?

В ЧЁМ СОСТОИТ РОЛЬ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ?

ШЕСТЬ ПОЗИЦИЙ ФОПД   БЕЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЁННОЙ СТРУКТУРЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, БЕЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭТИХ ОТНОШЕНИЙ ЗАТРУДНЕНА ПОЛНОЦЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ВО ВСЕХ ЕЁ АСПЕКТАХ;

ШЕСТЬ ПОЗИЦИЙ ФОПД

  • БЕЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЁННОЙ СТРУКТУРЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, БЕЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭТИХ ОТНОШЕНИЙ ЗАТРУДНЕНА ПОЛНОЦЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ВО ВСЕХ ЕЁ АСПЕКТАХ;
ШЕСТЬ ПОЗИЦИЙ ФОПД 2. ФОПД ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СОДЕРЖАНИЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЯЮТ МАТЕРИАЛЬНУЮ ОСНОВУ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ; ЧЕРЕЗ ФОПД РЕШАЕТСЯ ЗАДАЧА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЛЮБОМ УРОВНЕ УСВОЕНИЯ;

ШЕСТЬ ПОЗИЦИЙ ФОПД

2. ФОПД ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СОДЕРЖАНИЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЯЮТ МАТЕРИАЛЬНУЮ ОСНОВУ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ;

  • ЧЕРЕЗ ФОПД РЕШАЕТСЯ ЗАДАЧА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЛЮБОМ УРОВНЕ УСВОЕНИЯ;

ШЕСТЬ ПОЗИЦИЙ ФОПД 4.РАЗНОЕ СОЧЕТАНИЕ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОПД ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ В ХОДЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПРЕОДОЛЕТЬ ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА, ПОВЫСИТЬ РОЛЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ, А В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ РАЗВИВАТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО СПОСОБНОСТЯМИ;  5. ФОПД ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ВЕСЬ ХОД УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА;  6. ИМЕННО ЧЕРЕЗ ФОПД УЧАЩИЕСЯ ОВЛАДЕВАЮТ ОПРЕДЕЛЁННЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ОПЫТОМ, НАВЫКАМИ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ.

ШЕСТЬ ПОЗИЦИЙ ФОПД

4.РАЗНОЕ СОЧЕТАНИЕ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОПД ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ В ХОДЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПРЕОДОЛЕТЬ ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА, ПОВЫСИТЬ РОЛЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ, А В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ РАЗВИВАТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО СПОСОБНОСТЯМИ;

5. ФОПД ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ВЕСЬ ХОД УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА;

6. ИМЕННО ЧЕРЕЗ ФОПД УЧАЩИЕСЯ ОВЛАДЕВАЮТ ОПРЕДЕЛЁННЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ОПЫТОМ, НАВЫКАМИ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННАЯ.  ФРОНТАЛЬНАЯ.  ГРУППОВАЯ.  КОЛЛЕКТИВНАЯ.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННАЯ.
  • ФРОНТАЛЬНАЯ.
  • ГРУППОВАЯ.
  • КОЛЛЕКТИВНАЯ.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННАЯ ФОРМА. 1 Условие: содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьником. Успешность при правильном подборе дифференцированных заданий и систематическом контроле учителя за их выполнением. Познавательная задача выступает перед классом как общая и решается индивидуально каждым учеником самостоятельно. Ценность: хорошо учитывает особенности каждого ученика сообразно его подготовке.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННАЯ ФОРМА.

1

  • Условие: содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьником.
  • Успешность при правильном подборе дифференцированных заданий и систематическом контроле учителя за их выполнением.
  • Познавательная задача выступает перед классом как общая и решается индивидуально каждым учеником самостоятельно.
  • Ценность: хорошо учитывает особенности каждого ученика сообразно его подготовке.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННАЯ ФОРМА. Учит индивидуальному труду (большие возможности для самост. работы), способствует воспитанию самостоятельности учащихся Ограничения: 1. Требует длительного времени и усилий учителя. 2. Не способствует развитию коллективизма в обучении.    Способствует более сознательному и прочному усвоению ЗУН.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННАЯ ФОРМА.

  • Учит индивидуальному труду (большие возможности для самост. работы), способствует воспитанию самостоятельности учащихся
  • Ограничения:

1. Требует длительного времени и усилий учителя.

2. Не способствует развитию коллективизма в обучении.

  • Способствует более сознательному и прочному усвоению ЗУН.
ФРОНТАЛЬНАЯ ФОРМА ПД 2 ПРЕДПОЛАГАЕТ ОДНОВРЕМЕННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЩИХ ЗАДАНИЙ ВСЕМИ УЧЕНИКАМИ КЛАССА. Уроки Семинары Экскурсии Конференции… Общая цель работы достигается за счёт индивидуальных усилий каждого ученика. Учитель - для всех (объясняет и руководит). Прямое идейно-эмоциональное воздействие на коллектив. Каждый ученик «потребляет» информацию, стремится её усвоить.

ФРОНТАЛЬНАЯ ФОРМА ПД

2

ПРЕДПОЛАГАЕТ ОДНОВРЕМЕННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЩИХ ЗАДАНИЙ ВСЕМИ УЧЕНИКАМИ КЛАССА.

  • Уроки
  • Семинары
  • Экскурсии
  • Конференции…
  • Общая цель работы достигается за счёт индивидуальных усилий каждого ученика.
  • Учитель - для всех (объясняет и руководит).
  • Прямое идейно-эмоциональное воздействие на коллектив.
  • Каждый ученик «потребляет» информацию, стремится её усвоить.
ФРОНТАЛЬНАЯ ФОРМА Недостатки. Резко ограничивается возможность осуществления общественно полезной деятельности уч-ся в процессе их обучения ибо учитель обучает всех.  Условия эффективности: 1. Заранее проектировать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие триединой цели урока. 2. Активное интересное объяснение учителя. 3. Продумана общая оценка результатов. 4. Умение учителя держать в поле зрения всех уч-ся класса, обеспечивать активную работу каждого из них.

ФРОНТАЛЬНАЯ ФОРМА

  • Недостатки.
  • Резко ограничивается возможность осуществления общественно полезной деятельности уч-ся в процессе их обучения ибо учитель обучает всех.
  • Условия эффективности:

1. Заранее проектировать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие триединой цели урока.

2. Активное интересное объяснение учителя.

3. Продумана общая оценка результатов.

4. Умение учителя держать в поле зрения всех уч-ся класса, обеспечивать активную работу каждого из них.

ГРУППОВАЯ ФОРМА: 3 ЕДИНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА СТАВИТСЯ ПЕРЕД ГРУППОЙ УЧЕНИКОВ. Составляющие: 1. Предварительная подготовка учащихся. 2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания, определение способов его решения, распределение обязанностей. 3. Работа по выполнению задания. 4. Наблюдения учителя, корректировка работы группы. 5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания. 6. Сообщение уч-ся о полученных результатах, дискуссия, дополнения и исправления. 7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом. Плюсы: Ученик ставится в положение учителя. Такая форма ПД порождает ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

ГРУППОВАЯ ФОРМА:

3

ЕДИНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА СТАВИТСЯ ПЕРЕД ГРУППОЙ УЧЕНИКОВ.

Составляющие:

1. Предварительная подготовка учащихся.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания, определение способов его решения, распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению задания.

4. Наблюдения учителя, корректировка работы группы.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания.

6. Сообщение уч-ся о полученных результатах, дискуссия, дополнения и исправления.

7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Плюсы:

  • Ученик ставится в положение учителя.
  • Такая форма ПД порождает ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА: 4 «..ВСЕ ОБУЧАЮТ КАЖДОГО, И КАЖДЫЙ ОБУЧАЕТ ВСЕХ» В.К.ДЬЯЧЕНКО Признаки: 1.Наличие общей цели. 2.Разделение труда, функций, обязанностей между участниками. 3.Работа на сотрудничестве и взаимопомощи. 4.Участники учитывают и контролируют выполнение работы. 5.Равенство объективных условий для каждого. 6.Деятельность каждого общественно полезная. 7.Всей работой руководит педагог, а соцактивность уч-ся проявляется в учебных занятиях

КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА:

4

«..ВСЕ ОБУЧАЮТ КАЖДОГО, И КАЖДЫЙ ОБУЧАЕТ ВСЕХ»

В.К.ДЬЯЧЕНКО

Признаки:

1.Наличие общей цели.

2.Разделение труда, функций, обязанностей между участниками.

3.Работа на сотрудничестве и взаимопомощи.

4.Участники учитывают и контролируют выполнение работы.

5.Равенство объективных условий для каждого.

6.Деятельность каждого общественно полезная.

7.Всей работой руководит педагог, а соцактивность уч-ся проявляется в учебных занятиях

КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА Коллективная форма ПД- это «…общение учащихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава».  М .Скаткин Статическая пара Динамическая пара Вариационная пара Для работы объединяются учащиеся, сидящие за одной партой Объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. В группе из4 человек каждый работает то с одним, то с другим.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА

Коллективная форма ПД- это «…общение учащихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава».

М .Скаткин

Статическая

пара

Динамическая

пара

Вариационная пара

Для работы объединяются учащиеся, сидящие за одной партой

Объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами.

В группе из4 человек каждый работает то с одним, то с другим.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА Плюсы: Каждый оказывается в равных условиях. Каждый старается быть компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности. Деятельность каждого общественно полезная, и каждый отвечает не только за свои знания, но и за знания своих товарищей по учебной работе.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА

Плюсы:

  • Каждый оказывается в равных условиях.
  • Каждый старается быть компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности.
  • Деятельность каждого общественно полезная, и каждый отвечает не только за свои знания, но и за знания своих товарищей по учебной работе.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ… Главный источник воспитательной роли ФОПД заключается в характере самопроявления личности при той или иной форме. Лидерство или соучастие в работе коллектива Соревнование в темпах выполнения работы Чувство ответственности за качество своего труда Увлечённость самостоятельным выполнением учебной работы Горячая заинтересованность…

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ…

  • Главный источник воспитательной роли ФОПД заключается в характере самопроявления личности при той или иной форме.
  • Лидерство или соучастие в работе коллектива
  • Соревнование в темпах выполнения работы
  • Чувство ответственности за качество своего труда
  • Увлечённость самостоятельным выполнением учебной работы
  • Горячая заинтересованность…