ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
РЫЖКОВА М.Н.
МБОУ ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СПРАШИВАТЬ, СПРОШЕННОЕ - УСВАИВАТЬ, ТОМУ, ЧТО УСВОИЛ, ОБУЧАТЬ ДРУГИХ - ЭТИ ТРИ ПРАВИЛА ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧЕНИКУ ПОБЕЖДАТЬ УЧИТЕЛЯ .
Я.А.КОМЕНСКИЙ
ЦЕЛЬ:
- ОБОБЩИТЬ, СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ПЕДАГОГОВ О ФОПД.
- ПОБУДИТЬ К ОБДУМАННОМУ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОМУ И АКТИВНОМУ ВКЛЮЧЕНИЮ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ФОПД.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ…
«ФОРМА»
В ПЕДАГОГИКЕ-
«…ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО
ФОРМИРУЕМЫЙ
ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ
И УЧАЩИХСЯ,
ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИФИКОЙ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ФУНКЦИЙ,
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ
И ВЫБОРОМ ЗВЕНЬЕВ
УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
И РЕЖИМОМ –ВРЕМЕННЫМ
И ПРОСТРАНСТВЕННЫМ»
В ФИЛОСОФСКОМ
ПОНЯТИИ-
«СТРОЕНИЕ,
УСТРОЙСТВО,
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ,
ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА,
СВЯЗАННАЯ
С СОДЕРЖАНИЕМ»
В ЧЁМ СОСТОИТ РОЛЬ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ?
ШЕСТЬ ПОЗИЦИЙ ФОПД
- БЕЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЁННОЙ СТРУКТУРЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, БЕЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭТИХ ОТНОШЕНИЙ ЗАТРУДНЕНА ПОЛНОЦЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ВО ВСЕХ ЕЁ АСПЕКТАХ;
ШЕСТЬ ПОЗИЦИЙ ФОПД
2. ФОПД ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СОДЕРЖАНИЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЯЮТ МАТЕРИАЛЬНУЮ ОСНОВУ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ;
- ЧЕРЕЗ ФОПД РЕШАЕТСЯ ЗАДАЧА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЛЮБОМ УРОВНЕ УСВОЕНИЯ;
ШЕСТЬ ПОЗИЦИЙ ФОПД
4.РАЗНОЕ СОЧЕТАНИЕ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОПД ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ В ХОДЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПРЕОДОЛЕТЬ ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА, ПОВЫСИТЬ РОЛЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ, А В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ РАЗВИВАТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО СПОСОБНОСТЯМИ;
5. ФОПД ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ВЕСЬ ХОД УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА;
6. ИМЕННО ЧЕРЕЗ ФОПД УЧАЩИЕСЯ ОВЛАДЕВАЮТ ОПРЕДЕЛЁННЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ОПЫТОМ, НАВЫКАМИ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННАЯ.
- ФРОНТАЛЬНАЯ.
- ГРУППОВАЯ.
- КОЛЛЕКТИВНАЯ.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННАЯ ФОРМА.
1
- Условие: содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьником.
- Успешность при правильном подборе дифференцированных заданий и систематическом контроле учителя за их выполнением.
- Познавательная задача выступает перед классом как общая и решается индивидуально каждым учеником самостоятельно.
- Ценность: хорошо учитывает особенности каждого ученика сообразно его подготовке.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННАЯ ФОРМА.
- Учит индивидуальному труду (большие возможности для самост. работы), способствует воспитанию самостоятельности учащихся
1. Требует длительного времени и усилий учителя.
2. Не способствует развитию коллективизма в обучении.
- Способствует более сознательному и прочному усвоению ЗУН.
ФРОНТАЛЬНАЯ ФОРМА ПД
2
ПРЕДПОЛАГАЕТ ОДНОВРЕМЕННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЩИХ ЗАДАНИЙ ВСЕМИ УЧЕНИКАМИ КЛАССА.
- Уроки
- Семинары
- Экскурсии
- Конференции…
- Общая цель работы достигается за счёт индивидуальных усилий каждого ученика.
- Учитель - для всех (объясняет и руководит).
- Прямое идейно-эмоциональное воздействие на коллектив.
- Каждый ученик «потребляет» информацию, стремится её усвоить.
ФРОНТАЛЬНАЯ ФОРМА
- Недостатки.
- Резко ограничивается возможность осуществления общественно полезной деятельности уч-ся в процессе их обучения ибо учитель обучает всех.
1. Заранее проектировать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие триединой цели урока.
2. Активное интересное объяснение учителя.
3. Продумана общая оценка результатов.
4. Умение учителя держать в поле зрения всех уч-ся класса, обеспечивать активную работу каждого из них.
ГРУППОВАЯ ФОРМА:
3
ЕДИНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА СТАВИТСЯ ПЕРЕД ГРУППОЙ УЧЕНИКОВ.
Составляющие:
1. Предварительная подготовка учащихся.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания, определение способов его решения, распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению задания.
4. Наблюдения учителя, корректировка работы группы.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания.
6. Сообщение уч-ся о полученных результатах, дискуссия, дополнения и исправления.
7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.
Плюсы:
- Ученик ставится в положение учителя.
- Такая форма ПД порождает ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА:
4
«..ВСЕ ОБУЧАЮТ КАЖДОГО, И КАЖДЫЙ ОБУЧАЕТ ВСЕХ»
В.К.ДЬЯЧЕНКО
Признаки:
1.Наличие общей цели.
2.Разделение труда, функций, обязанностей между участниками.
3.Работа на сотрудничестве и взаимопомощи.
4.Участники учитывают и контролируют выполнение работы.
5.Равенство объективных условий для каждого.
6.Деятельность каждого общественно полезная.
7.Всей работой руководит педагог, а соцактивность уч-ся проявляется в учебных занятиях
КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА
Коллективная форма ПД- это «…общение учащихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава».
М .Скаткин
Статическая
пара
Динамическая
пара
Вариационная пара
Для работы объединяются учащиеся, сидящие за одной партой
Объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами.
В группе из4 человек каждый работает то с одним, то с другим.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА
Плюсы:
- Каждый оказывается в равных условиях.
- Каждый старается быть компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности.
- Деятельность каждого общественно полезная, и каждый отвечает не только за свои знания, но и за знания своих товарищей по учебной работе.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ…
- Главный источник воспитательной роли ФОПД заключается в характере самопроявления личности при той или иной форме.
- Лидерство или соучастие в работе коллектива
- Соревнование в темпах выполнения работы
- Чувство ответственности за качество своего труда
- Увлечённость самостоятельным выполнением учебной работы
- Горячая заинтересованность…