«Пора чудес прошла, и нам подыскивать приходится причины всему, что свершается на свете» (Уильям Шекспир).
Разминка
О каких веществах идет речь?
На суку сидит сова, Выдыхает .….
На суку сидит сова, Выдыхает .….
CO 2
Сапоги мои того, Пропускают ……
Сапоги мои того, Пропускают ……
Н 2 О
Их получают путем горения, Или сложных веществ разложением. В них два элемента, один – кислород. Мы отнесём к ним и известь и лед. _____
Их получают путем горения, Или сложных веществ разложением. В них два элемента, один – кислород. Мы отнесём к ним и известь и лед. _____
Оксиды
Его все знают, В магазине покупают, Без него не сваришь ужин - В малых дозах в блюдах нужен ..….
Его все знают, В магазине покупают, Без него не сваришь ужин - В малых дозах в блюдах нужен ..….
Хлорид натрия
Хлориды и нитраты, Сульфаты, карбонаты Мы без труда и боли Объединяем в классе....
Хлориды и нитраты, Сульфаты, карбонаты Мы без труда и боли Объединяем в классе....
Соли
В каких веществах у фенолфталеина Бывает не жизнь, а сплошная малина?
В каких веществах у фенолфталеина Бывает не жизнь, а сплошная малина?
В щелочах
( Основания )
С водорода всегда начинаюсь,
С основанием в соль превращаюсь,
Крашу лакмус в красный цвет,
А металла во мне нет. ______
С водорода всегда начинаюсь,
С основанием в соль превращаюсь,
Крашу лакмус в красный цвет,
А металла во мне нет. ______
Кислота
Ответы к заданиям по вариантам
I вариант
II вариант
Кислоты
Соли
H 2 S, HClO 4 , HBr, HCl, H 2 SO 4 , HNO 3 , H 2 CO 3 .
Na 3 PO 4 , CaCl 2 , NaNO 3 , FeCl 2 , FeBr 3 , Na 2 SO 4 , Al 2 (SO 4 ) 3
Оксиды
Основания
Mn 2 O 7 , CaO, Cr 2 O 3 , Na 2 O, CO, SiO 2 , CuO.
LiOH, Fe(OH) 3 , KOH, NaOH,Cu(OH) 2 , Ca(OH) 2 , Zn(OH) 2 .
Результаты увиденного заносим в таблицу
Что взяли
Что сделали
Что увидели
Уравнения химических
реакций
Цепочка последовательных превращений
- CuO → CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → Cu
Генетическая связь неорганических соединений
Генетическая связь – это связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения
Составить генетические ряды
Ca(OH) 2 , H 3 PO 4 , H 2 SO 3 , Ca, H 2 SO 4 , CO 2 , P 2 O 5 , SO 2 , Na 2 O, S, N 2 O 5 , CaO, HCl, KOH, Ca(NO 3 ) 2 , P, AlPO 4 , NaOH, ZnCl 2 , SiO 2 , K 2 SO 3 , PbO, Mg(OH) 2 , NaCl, СаSO 4 .
- Ca ------- CaO ----- Ca(OH) 2 --------- CaSO 4 ;
- P ------ P 2 O 5 --------- H 3 PO 4 ------ AlPO 4 .
Генетическая взаимосвязь веществ в естественных условиях
Азот и кислород атмосферы при электрических разрядах во время грозы взаимодействуют. При этом образуется оксид азота II. Он в сою очередь превращается в оксид азота IV. Взаимодействуя с кислородом воздуха и атмосферной влагой оксид азота IV превращаются в азотную кислоту. Кислота, реагируя с компонентами почвы, образует нитраты – питание для растений.
N 2 → NO → NO 2 → HNO 3 → Ca(NO 3 ) 2
- N 2 + O 2 = 2NO
- 2NO + O 2 = 2NO 2
- 4NO 2 + O 2 + 2H 2 O = 4HNO 3
- 2HNO 3 + CaCO 3 = Ca(NO 3 ) 2 + H 2 O
Генетическая взаимосвязь веществ, описанная в художественной литературе
Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представлял собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, угольная кислота выделилась и получилось именно то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды
Генетическая взаимосвязь веществ, описанная в художественной литератур
Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти. Часть пласта, в которой находились пещера Сэма Смита, усыпальница кафрских королей и их сокровища, откалывалась медленно, но с грохотом и треском обрушивалась в пропасть
Что произошло…
Что произошло…
Известняк
Что произошло…
Известняк
Негашённая Гашённая
известь известь (пушёнка)
Что произошло…
Известняк
Негашённая Гашённая
известь известь (пушёнка)
Дифференцированное домашнее задание.
- 1уровень. Осуществите превращения:
- Ba → BaO → Ba(OH)2 →BaCI2 → BaSO4
-
- 2 уровень. Из предложенных формул веществ составьте два любых генетических ряда и напишите уравнения реакций: Cu, AI2(CO3)3, Na2SO4, AI(OH)3, AI2O3, CuO, NaOH, CuCI2, AI, S, O2, Cu(OH)2, CO2, HNO3, H2CO3, MgO,.
-
- 3 уровень. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующих взаимосвязь между различными классами неорганических соединений (цепочка из 4-6 звеньев), которая начинается неметаллом и заканчивается металлом.
Пользуясь различными источниками найти информацию и составить диаграммы (круговые, конусные, столбчатые и т.д) .распространения различных классов веществ в природе. Например:
Спасибо за внимание.
www.PresentationPro.com