Школа России
Литературное чтение
3 класс
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Бакшеев В. Н. Зимний пейзаж. 1909
У каждого человека на земле есть своё отношение к зиме.
Очень много художников, писателей и поэтов пишут произведения о зиме. Вот и сегодня мы познакомимся с
произведением русского поэта о зиме.
Иван Захарович
Суриков
слушать
-Понравилось вам стихотворение.
- Какое настроение в природе отразил автор?
- Какая картина предстала перед вами?
Правила выразительного чтения:
1. Читать надо медленно, вдумываясь в значение слов.
2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу.
3. Чётко и ясно проговаривать слова.
3. Постараться передать настроение автора и свои чувства.
Одело точно пеленою – точно белым туманом.
Санишки – старые сани.
Покоен – находится в состоянии покоя.
Пелена - сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон. Стужа - сильный холод, мороз. Изба - деревянный крестьянский дом. Крестьянин - сельский житель, основным занятием которого является обработка земли.
крестьянин
изба
санишки
1 четверостишие :
- Прочтите самостоятельно.
- Найдите слова, которые описывают снег.
-Скажите, какими словами автор описывает действие снега?
-Как вы думаете, когда автор применяет слова «кружится, тихо падает, ложится» какое состояние природы в тот момент?
2 четверостишие :
- Прочтите самостоятельно.
- Какое слово вам было непонятным?
- Как вы п онимаете смысл слов « точно пеленою всё его одело»?
3 четверостишие:
- Прочтите самостоятельно.
-- Какой лес предстал перед поэтом?
– Почему он его называет «тёмный»?
- Чем принакрылся лес в стихотворении?
- О какой «шапке» идёт речь?
4 четверостишие:
О каких особенностях зимнего времени года говорится в этом отрывке?
-С помощью каких слов автор передаёт свои чувства?
-Как описывает снег и лес?
-Найдите в тексте эпитеты.
-А для чего нужны эпитеты?
-А есть ли в тексте другие образные средства языка?
Сравнения:
Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело...
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной…
Метафора и олицетворение:
Лес заснул непробудно,
морозы пришли...
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Работа по картинке
- Рассмотрите имеющуюся в книге картинку к тексту.
- Расскажите, что мы видим на картинке.
- Выделите из текста слова, относящиеся к этой картинке.
Выразительное чтение стихотворения
а) язык стихотворения:
ш, ж, х, ж – лёгкое шуршание снега;
ле, беле, пеле, оле, ело – мягкость ковра;
зцы, ст – скрип снега на морозе;
б) спокойное чтение, в конце чуть громче.
Подбери строки из стихотворения к
иллюстрациям.
Памятка для анализа стихотворения
1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого стихотворения?
3. В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?
4. Какие строчки показались тебе наиболее образными?
5. Какие рифмы показались самыми необычными?
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Как ты думаешь при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
-Как вы думаете, зима это центральный образ или второстепенный?
-На сколько логических частей можно поделить это стихотворение?
-На каком основании?
Зима – центральный образ. Всё стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждёт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза.
- Представь себе, что тебе нужно нарисовать картину к этому тексту.
-Какие краски ты используешь? Почему?
Представь себя художником
иллюстратором и нарисуй обложку
к книге И.З. Сурикова «Зима».
И.З. Суриков
Подойдёт ли такая обложка?
Проанализируй её.
-С каким стихотворением познакомились?
-Чем понравилось?
у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л