Игровые технологии на уроках математики
Подготовила учитель математики
МБОУ г. Керчи РК СШ №1 им. В. Дубинина
Матий Людмила Владимировна
« Игра–это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
(В.А.Сухомлинский)
- «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
А.С. Макаренко
- Игра на уроке математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
- Игра это один из методов, или, технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.
- Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.
- Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В игровых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Задачи игры (в соответствии с требованиями ФГОС):
В направлении личностного развития:
Воспитывать у учащихся
- интерес к математике и познанию,
- самостоятельность мышления,
- волю, упорство в достижении цели,
- внимательность, сосредоточенность,
- умение применять имеющиеся знания на практике,
- умения защищать свои убеждения.
Формировать умение организовать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками .
В предметном направлении:
- выявить учащихся, которые обладают неординарными способностями и стремятся к углублению своих знаний по математике;
- вовлечь в учебную деятельность учеников со средним уровнем знаний.
- повысить уровень математического развития учащихся и расширить их кругозор;
- углубить представления учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Классификация игровых ситуаций :
по сущностной игровой основе :
- игры с правилами;
- ролевые игры;
- комплексные игровые системы (например, КВН).
по дидактическим целям игры:
- игры для изучения нового материала;
- игры для первичного закрепления новых знаний;
- обобщающие игры;
- комбинированные уроки с элементами игры;
- релаксационные игры-паузы;
по источнику познания :
- игры на основе устного изложения учебного материала;
- игры на основе работы со средствами наглядности;
- игры на основе практической работы учащихся.
по количеству участников :
- индивидуальные;
- парные;
- групповые;
- массовые .
- Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
- Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной деятельности осуществляется за счет:
- дидактическая цель ставится в виде игровой задачи ;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства;
- дидактическая задача переводится в игровую за счет элемента соревнования;
- успешное выполнение заданий связывается с игровым результатом .
Требования к уроку с использованием игровых технологий
1)помнить о том, что содержание урока рождает его форму, а не наоборот; нельзя в заранее подготовленную форму втиснуть любое содержание-форма может не выдержать, и урок разрушится;
2)для каждой игры необходимо создавать соответствующее настроение;
3)верить в истинность происходящего и «играть» на полном серьёзе.
Структура математической игры:
- Выбор игры.
- Подготовка игры.
- Введение в игру.
- Ход игры.
- Подведение итогов игры.
1.Выбор игры:
- На этом этапе происходит отбор содержания материала. Отобрав игры, соответствующие учебному материалу, учитель должен четко представить себе, какие результаты он ожидает получить, с тем, чтобы в соответствии с этим выстроить замысел, игровые действия, формулировки правил игры и ее ход.
2.Подготовка игры:
-предварительная подготовка учащихся к игре, которая зачастую несет основную дидактическую нагрузку;
-подготовка непосредственно перед игрой, включающая создание эмоционального игрового настроения, планирование места проведения игры.
3.Введение в игру:
-объяснение правил игры;
-выбор участников игры.
4.Ход игры:
-начало игры - этап уточнения нюансов игры эмоциональный старт игры;
-развитие игрового действия и его кульминация;
-заключительный этап игры.
5.Подведение итогов игры:
Данный этап включаете в себя как дидактический результат (что нового узнали, как справились с заданием, чему научились),так и собственно игровой (кто оказался лучшим, что помогло достичь победы) .
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна.
- При усвоении новых знаний они уступают традиционным.
- Их применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.
Игровые формы уроков
- урок-КВН,
- урок путешествие,
- урок –экскурсия,
- урок-кроссворд,
- урок -спектакль
- урок-смотр знаний,
- игра «Счастливый случай»,
- «Поле чудес»,
- «Математический биатлон »,
- «Звездный час»,
- «Своя игра»,
- «Что? Где? Когда?»,
- Ярмарка,
- Брейн -ринг
Из букв собери тему урока
Прежде чем смело к задачам идти, тему урока скорей назови!
. Ребусы удобны для использования в качестве материала для указания темы урока, либо во время проведения математических викторин .
«Математические ребусы»
Число
Линейка
Отрезок
Ребусы
МОДУЛЬ
Ответ
УГАДАЙ УЧЁНОГО
В течение двух тысяч лет (20 веков) геометрию изучали по его книге «Начала» либо из учебников, написанных на основе этой книги, но о самом ученом история сохранила настолько мало сведений, что нередко высказываются сомнения о самом его существовании. Кто этот поразительный человек?
Ответ: Евклид
Архимед 287 212 гг до н э
- Этот ученый погиб в год падения Сиракуз от руки римского легионера. Царь Гиерон поручил ему проверить чистоту золотой короны. Ученый выполнил задачу при помощи найденного им закона выталкивающей силы. В момент открытия он воскликнул: «Эврика!», т.е. «Нашел!». О ком идет речь?
Главная заслуга этого ученого заключается в том, что он разработал и создал аналитическую геометрию, в которой геометрические задачи переводятся на алгебраический язык методом координат. Кроме того, он предложил неизвестные обозначать латинскими буквами x,y,z, коэффициенты – буквами а,в,с, степени – в виде x2,y3,a7 и т.д. Ему принадлежит теорема алгебры: «Число корней любого алгебраического уравнения равно его степени». Какому ученому мы обязаны системой координат?
Ответ: Декарт
Случилось так, что стены детской комнаты этого ученого были оклеены лекциями по математике известного академика Остроградского. Так состоялось первое знакомство с высшей математикой. От долгого ежедневного созерцания формулы так и врезались в память. Так открылся чудесный мир науки высшей и таинственной для этого математика. У какого ученого интерес к науке развили «обои»?
Ответ: С.В. Ковалевская
Ему приписывают высказывание: «Все есть число». К числу (а он имел в виду лишь натуральные числа) он хотел свести весь мир, и математику в частности. Но в самой его школе было сделано открытие, нарушавшее эту гармонию. Было доказано, что √2 не является рациональным числом, т.е. не выражается через натуральные числа. Итак, кто считал, что все есть число?
Ответ: Пифагор
Игра « Поле чудес »
Цели : заинтересовать математикой, вовлечь ребят в самостоятельную работу; способствовать расширению кругозора учащихся.
. Ход мероприятия
I. Правила игры.
Игровой барабан разделен на сектора, которые имеют условные обозначения. На барабане должно быть несколько секторов с одинаковыми обозначениями.
- Проводится жеребьевка среди команд.
- Краткая инструкция как работать с барабаном.
II. Задания конкурса.
Задание для 1 команды
Кто является отцом математики? (6 букв)
Ответ : Евклид
3адание для 2-й команды
Кто был первой женщиной математики? ( 11 букв )
Ответ: Ковалевская
Задание для 3-й команды
Кто создал одну из самых известных теорем: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (7 букв)
Ответ: Пифагор
III. Выбор финальной тройки.
Каждая команда получает задание, кто быстрее сделает, тот войдет в финальную тройку.
1. Сосчитать, сколько углов, меньших 180°, изображено на рисунке? ( Ответ: 10 .)
2. Какой треугольник на рисунке лишний?
IV. Игра со зрителями.
Задание для зрителей:
Назовите ученого, однофамильца известного греческого медика, который первым написал самый первый учебник по геометрии (9 клеток).
Сначала открыть три буквы.
Ответ : Гиппократ.
Вопросы « Сюрприз »
1. Равенство двух отношений? (Пропорция.)
2. Частное двух чисел? (Отношение.)
3. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой ее точкой (Радиус.)
4. Средство для измерения и построения углов. (Транспортир.)
Подведение итогов
СУПЕР СЮРПРИЗ.
Сколько здесь треугольников? (18.)
Математические кроссворды.
Дидактически игры, к которым относятся учебные кроссворды , придают особый занимательно-мотивационный аспект процессу обучения .
Кроссворды развивают не только память, но и рассчитаны на развитие познавательной, творческой деятельности, мышления.
Кроссворды дают возможность ученику самому найти информацию, познать мир и узнать много нового.
Кроссворд
По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади, равная 10000 м 2 . 6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10. Суммы длин всех сторон многоугольника. 11. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 12. Знак, используемый для записи числа. 14. Закон сложения: а + в = в + а.
По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения (а + в) с = ас + вс. 5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8. Единица масс, равная 1000 кг. 9. Равенство, содержащее неизвестное. 14. Третий разряд любого класса.
Ответы:
По горизонтали: 2. Миллион. 4. Гектар. 6. Радиус. 10. Периметр. 11. Правильная. 12. Цифра. 14. Переместительный.
По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны. 8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни.
Учитывая все требования, возраст и тип учеников можно разработать такую игру, что она будет интересна всем участника. На уроках дети решают достаточно много задач, все они одинаковые и не интересные. Придя на математическую игру, они увидят, что решать задачи совсем не скучно, они бывают не такие сложные или наоборот однообразные, что у задач могут быть необычные и занятные формулировки, и не менее занятные решения.
Математический бой (5, 6 кл.)
Задача 1
На плохо отрегулированных весах бабушка взвесила 2 пакета сахарного песку - получилось 500 г и 300 г. Когда же она взвесила на тех же весах оба пакета вместе, то получилось 900 г. Определите по этим данным вес каждого пакета.
Ответ: Весы «уменьшают» вес каждого из взвешиваемых пакетов на 100 г. Пакеты весят 600 г и 400 г.
Математический бой
Задача 1.
На конкурсе «Кенгуру» Маша тратит на каждую задачу в 3 балла 2 минуты, в 4 балла - 3 минуты, в 5 баллов - 5 минут. Какое наибольшее количество баллов она могла набрать за 15 минут?
Ответ:
6 задач по 3 балла = 18 баллов (6 • 2 =12 минут); 1 задача на 4 балла - 3 минуты; всего: 12 + 3 = 15 (минут), всего баллов: 18 + 4 = 22 (балла).
Задача 2.
За весну Пятачок сбавил в весе на 25%, за лето прибавил 20%, за осень похудел на 10%, за зиму прибавил 20%. Похудел он или поправился за год?
Ответ:
Весной - 0,75 %; летом: 1,2 • 0,75 = 0,9 %; осенью: 0,9 • 0,9 = 0,81 %; зимой: 0,81 • 1,2 = 0,972 %.
Ответ : Пятачок за год похудел.
Задача 3
Два рыбака поймали 70 рыб, причём 5/9 улова первого рыбака составляли караси, а 7/17 улова второго - окуни. Сколько рыб поймал каждый рыбак?
Ответ: 36 рыб и 34 рыбы.
Математический КВН
Принимают участие две команды.
Конкурс №1 «Приветствие».
Каждая команда представляет свое название и девиз.
Конкурс №2 «Разминка».
Вопрос задается поочередно каждой команде. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. В случае неправильного ответа, своей команде могут помочь болельщики. В этом случае за правильный ответ начисляется 1 балл.
- Что получается в результате умножения? (произведение)
- Как называется верхняя часть дроби? (числитель)
- Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 7 до 81? (Нулем)
- Как называется нижняя часть дроби? (знаменатель)
- Как найти неизвестное слагаемое? (от суммы отнять известное слагаемое)
- Что получается в результате вычитания? (разность)
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Велосипедист ехал в поселок по дороге. Он встретил 3 легковые машины и 1 грузовую. Сколько машин ехало в поселок? (Ни одной).
- Если « восьмерку » разделить пополам, что будет? (Если вдоль, то « тройки » , если поперек, то « нолики » ).
- Буханка хлеба весит полкило и полбуханки. Сколько весит целая буханка? (1 кг).
- Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг).
Конкурс №3 « Давайте посчитаем » .
Конкурс №3 « Отгадай ребус » .
Команда, которая первая правильно ответила, получает 1 балл.
На экране проектора « зашифрованные » слова.
Пять
Минус
Задача
Пять
Точка
Минус
На доске представлены портреты учёных математиков. Необходимо назвать учёного и кратко рассказать о его достижениях.
За правильный ответ 1 балл .
Дополнительно команде 1 балл за информацию об учёном – математике от болельщиков.
Конкурс №4.
«Назови учёного математика»
Архимед 287 212 гг до н э
Софья Ковалевская математик
Альберт Эйнштейн
Сэр Исаак Ньютон 1643 1727
Евклид
Конкурс №5 « Конкурс капитанов »
Задание 1.
Разделить 100 на половину. Сколько при этом получится?
Ответ: 2
Половина 100 это - 50 И поэтому 100 :50=2.
Задание 2.
Половина - треть его. Какое это число?
Ответ: 1,5.
Задание 3.
Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получить число больше 2, но меньше трех? (запятую 2,2)
Задача 4.
Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши?
Ответ: Они стоят одинаково.
Задание 5.
На какое наибольшее целое число делится без остатка любое целое число?
Ответ: На само себя.
Задание 6.
В какую букву и какое число надо вписать, чтобы число увеличилось на единицу?
Ответ: В 0 цифру семь, в 0 цифру 17.
Задание 7.
Сколько раз минутная стрелка обгоняет часовую стрелку за сутки?
Ответ: 22 раза: в начале и в конце суток минутная и часовая стрелки только сближаются.
Задача 8.
В доме 10 этажей одинаковой высоты. Во сколько раз лестница на 10-й этаж длиннее, чем на 2-й?
Ответ: В 9 раз.
Капитанам команд предлагается составить слово из слова « АРИФМЕТИКА » . Победитель тот, кто больше составит слов.
Подведение итогов и награждение победителей
Вот закончилась игра Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился И в КВНе отличился. - Слово предоставляется жюри. Вручение призов. 1. Победителям - 2. Побеждённым- 3. Лучшему капитану – 4. « За редкую в наше время сообразительность » - В итоге все участники игры поощряются призами.
Игра «Топкое болото»
Последуйте за Буратино по математическим кочкам. Не торопитесь при выполнении вычислений, а то можете соскользнуть с кочки и увязнуть в болоте!
В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек, а также большая карта с ответами. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву и т.д. Так легко определяет результат работы. Карточки можно давать каждому ученику, а можно один конверт на парту. В этом случае ученики могут помочь друг другу.
Математические игры. Математическое лото
595200:2400
1248:n,
если n=8
48x=624
18m–5=553
8235:27
84:x+5=17
13
7
156
248
305
31
Математическая рыбалка
- Оценивается по принципу: кто
- даст больше правильных ответов
- на вопросы,прикрепленные к
- рыбке. Окуней,щук и т.д.
- вылавливают по
- очереди удочкой на конце которой
- прикреплен небольшой магнит.
значение дидактических игр в процессе обучения:
1.Игры способствуют общему развитию ребёнка , формируют его способности.
2. Игры являются средством эстетического и нравственного воспитания.
3.Игра- средство развития речи, формирования знаний, умений и навыков
4.Игра- это действенное средство формирования самостоятельности в поиске знаний.
5.Игра является путём познания, способствующим ускорению интеллектуального развития.
6. Игра- это учение без принуждения.
8.Игра- общение ребёнка со взрослыми и с другими детьми.
9.Игра позволяет отойти от традиционного построения урока, т.е может являться методом обучения и воспитания.
10. Игра порождает переход от игровых мотивов к познавательным.
11. Игра является средством коррекционно- воспитательной работы и вовлечения ребёнка в серьёзную учебную деятельность.
Спасибо за внимание!!!