Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Братчикова Есения
4а класс МАОУ «ООШ № 7»
Руководитель: Белозёрова Н.Н.
Русский язык - это прежде всего
- Русский язык - это прежде всего
Пушкин — нерушимый
причал русского языка .
Л.Н.Толстой.
Актуальность темы .
Современные школьники чтению художественных произведений сегодня отводят совсем немного времени. Но мы должны знать свой родной русский язык. Заботиться о том. чтобы наша речь была культурной, грамотной, красивой, понятной для окружающих.
Чтобы этого достичь, нужно больше читать произведений – классиков и расширять знания о языке.
На примере произведения А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке » можно попробовать показать как автор, используя такую
часть речи, как имя прилагательное, позволяет нам увидеть в этом произведении красоту русского языка.
Гипотеза.
Если современные дети будут больше читать классических произведений русских писателей, то ..
1. Расширят свой словарный запас, будут больше знать.
2. Появится интерес к поэзии.
3. Научатся ценить, понимать и любить красоту русского языка.
Проведённая исследовательская работа научит меня работать с текстом, логически мыслить , по- другому смотреть на литературное произведение.
Цели.
1.Глубже познакомиться с произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
2.Усвоить знания об имени прилагательном на примере произведения А.С.Пушкина.
Задачи.
- Научиться работать с текстом.
- Найти имена прилагательные , которые употреблены вместе с именами существительными.
- Определить какие прилагательные употреблены в переносном значении .
- Подобрать синонимы и антонимы.
- Установить значение устаревших слов.
План работы над проектом.
- Перечитать сказку А.С.Пушкина .
- Найти имена существительные, употреблённые с именами прилагательными.
- Подобрать имя прилагательное к имени существительному.
- Записать составленные словосочетания.
- Записать имена прилагательные, употреблённые в переносном значении.
- Записать устаревшие формы слов. И найти их значение.
- Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы.
- Подготовить творческие задания для класса по данной теме.
Объект изучения:
текст «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина
Предмет изучения:
имена прилагательные
Литература
- Интернет ресурсы. https://ru.wikipedia.org/
- http://ency.info/slovesnost/avtorskie-skazki/612-skazki-a-s-pushkina
- Словарь русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля
- Текст произведения
« Сказка о рыбаке и рыбке » А.С.Пушкина .
«Сказка о рыбаке́ и рыбке» — написана
14 октября 1833 года.
Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев Гримм, из померанской сказки «О рыбаке и его жене» Пушкин заменил западноевропейский колорит народным русским.
1. Прочитала сказку А.С.Пушкина «Сказку о рыбаке и рыбке»
А.С. Пушкин использует в сказке много прилагательных.
При изучении темы «Имя прилагательное», узнала, что прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, чтобы сделать его ярче, выразительнее.
1. Нашла имена существительные, которые употребляются с именами прилагательными.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» прилагательные передают цвет, состояние предмета , материал, из которого изготовлен предмет, внешний вид ,характер героев.
Корыто
Море
синее
разбитое
новое
глубокое
неспокойное
рыбка
старуха
золотая
сварливая
непростая
проклятая
ворота
сапожки
тёсовые
красные
дубовые
кожаные
расписные.
высокие
труба
слово
кирпичная
доброе
ласковое
белёная
нужное
Вот такие словосочетания получились:
морская трава, человеческий голос, великое чудо, кирпичная труба, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, усердные слуги , вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны, старый невежа
Вывод.
Автор употребил именно такие имена прилагательные с целью приближения сказки к русской народной . Он хотел описать жизнь того времени.
2. Найти имена прилагательные, которые употреблены в переносном значении?
золотая рыбка прямой простофиля
ветхая землянка великое чудо чёрная крестьянка столбовая дворянка печатный пряник чёрная буря сердитые волны.
Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу.
Ветхая землянка - старая землянка; Разбитое корыто - поломанное корыто; Ласковое слово - доброе слово; Сварливая баба - недовольная баба; Усердные слуги - старательные слуги; Красные сапожки - алые сапожки; Грозная стража - суровая стража; Вольная царица - свободная царица.
Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
Ветхая землянка – новая землянка; Ласковое слово – грубое слово; Великое чудо – незначительное чудо; Старый невежа – молодой невежа; Разбитое корыто-целое корыто; Сварливая баба - довольная баба.
В ходе чтения сказки нами были выделены
формы устаревших слов :
Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер .Например - характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.
Устаревшие слова
Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб;
(« Она бьёт их, за чупрун таскает». А.С.Пушкин)
Кичка – старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, шапочка, часто с двумя выдавшимися вперед остриями.
( « На крыльце стоит его старуха.
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка».
А.С. Пушкин )
Землянка-
крытое углубление в земле, вырытое для жилья.
Очи-
это глаза . « Лишь с очей прогнать его велела,..» А.С. Пушкин
Корыто -
продолговатый сосуд выдолбленный из широкого бревна, для стирки белья и других домашних надобностей.
- короткая свободная кофта, собранная в верхней части
в мелкие складки. Её носили женщины в холодную погоду.
Душегрейка
«В дорогой собольей душегрейке…» А.С. Пушкин
Палаты
- жилое помещение, высокое, большое, богато украшенное.
Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от
Тесовые вороты- ворота, сделанные из тонких обработанных досок
Перед ним изба со светелкой ,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.. А.С. Пушкин
Печатный пряник- пряник с выдавленными узорами, знаками
Жемчуги – драгоценности (жемчуг)
Вины – вино
На посылках – на службе
Столбовая дворянка- потомственная дворянка
Владычица – повелительница, властелина.
Заморский – привезённый из-за моря, из заграницы.
Выводы:
Работая над данным проектом, я поняла, что особую красоту сказки А.С Пушкина придают прилагательные, которые были использованы автором.
Они играют роль эпитетов, предают особый яркий образ и легко запоминаются. К прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы.
Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.
Несмотря на то, что сказка написана почти двести лет назад и в ней встречается много устаревших слов и понятий, ее язык легок и его без труда понимают даже самые маленькие читатели. Это сказка, которую хочется читать вновь и вновь. Благодаря её я расширила свой словарный запас, научилась делать выводы.
Планирую продолжить исследования языковых особенностей на примере других произведений
А. С. Пушкина