Инклюзивное образование детей с ЗПР, нарушением интеллекта
Выполнила
Учитель-логопед
Анисимова Е.В.
Изучаемые вопросы:
1. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с ЗПР.
2. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с ЗПР.
3. Модели и формы инклюзивного образования детей с ЗПР.
4. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта.
5. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта.
6. Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта.
7. Примеры конкретных учреждений, реализующих на практике инклюзивное образование детей с ЗПР и нарушением интеллекта.
1. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с ЗПР.
Психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного процесса в образовательном учреждении строится на нескольких принципах:
- Непрерывнocть
- Системность
- Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса.
- Индивидуальный подход
- Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.
2. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с ЗПР.
Для opганизации успешного обучения и вocпитания детей с задержкой психического развития в массовой школе необходимы следующие услови я:
- Адаптивная образовательная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию и личнocтную самopеализацию детей с ЗПР в образовательном учреждении
- Opганизация системы психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР
- Изменение opганизационных фopм и методов обучения детей с ЗПР
- Научно-методическая поддержка педагогов школы
- Изменение отношения общественнocти к детям с ЗПР.
Кopрекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития в условиях инклюзии будет более эффективной при условии обучения данных детей в массовой школе. Инклюзивное образование позволяет в лучшей степени обеспечить социализацию детей этой категopии.
3. Модели и формы инклюзивного образования детей с ЗПР.
В инклюзивном образовании детей с ЗПР можно выделить две формы обучения:
- Предназначена для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).
У таких детей отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
- Предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям, к моменту завершения обучения, с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант характеризуется:
- усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций;
- коррекцией недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на следующем уровне основного общего образования.
4. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта.
«Подлинная интеграция, предполагает создание оригинальной модели образования, объединяющей, а не противопоставляющей две системы – массового и специального образования. Обязательное условие интеграции – раннее выявление и ранняя
психолого-педагогическая коррекция»
Н.Н. Малофеев
Инклюзивное образование является одним из решений вопроса развития, обучения и воспитания умственно отсталых детей. Для того, чтобы организовать обучение, необходимо решить вопросы с созданием условий совместного пребывания детей с разными стартовыми возможностями.
5. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта.
- Создание индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы;
- Использование специальных методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала;
- Введение специальных коррекционных курсов, включение в процесс обучения коррекционно-развивающих упражнений;
- Обеспечение трудовой подготовки.
6. Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта.
Модель инклюзивного образования для детей с нарушениями интеллекта выбирается от степени выраженности дефекта:
Полная инклюзия - форма организации образовательного процесса, при которой дети с нарушениями интеллекта обучаются по соответствующим общеобразовательным программам в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы.
Частичная инклюзия - форма организации образовательного процесса, при которой дети с нарушениями интеллекта обучаются по адаптированным общеобразовательным программам в одном классе с нормально развивающимися сверстниками с индивидуальным учебным планом в условиях массовой общеобразовательной школы.
7. Примеры конкретных учреждений, реализующих на практике инклюзивное образование детей с ЗПР и нарушением интеллекта.
- МБОУ "С(К)ОШ №119 г. Челябинска» Реализует общеобразовательные программы для обучающихся с особыми возможностями здоровья (нарушение интеллекта)
- МБОУ «СОШ № 109 г. Челябинск»