Инновационные развивающие технологии, методы и приёмы, направленные на развитие речи детей.
подготовила: воспитатель
Дзява Н.В
Образовательная область «Речевое развитие»
- Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка,
- становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической . Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования «речевое развитие» включает :
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- развитие фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Исходя из этого, для формирования и активизации речевого развития, наряду с традиционными методами и приёмами, используются следующие инновационные методы, технологии, приёмы:
- здоровьесберегающие технологии,
- ТРИЗ-технологии,
- метод проектирования,
- метод моделирования,
- ИКТ-технологии,
- технология мнемотаблиц,
- педагогическая арт-терапия;
- синквейн;
- интеллект-карты;
- лэпбуки и т.д.
Здоровьесберегающая технология
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Артикуляционная гимнастика
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность , силу и правильное распределение выдоха.
Пальчиковая гимнастика - игровые движения рук и пальцев, которые часто сопровождаются короткими стихами и ритмичной речью. Упражнения пальчиковой гимнастики весьма эффективны для развития мелкой моторики.
Технология ТРИЗ
Т - теория
Р - решения
И – изобретательских
З - задач
Системность мышления
Развитие творческого потенциала
Метод проектирования
- - в основе метода - активная познавательная и речевая деятельность ребенка;
- - исходный пункт познавательно речевая деятельность ребёнка внутри проекта – детские интересы;
- - содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей
- Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
По продолжительности проекты могут быть:
- краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня),
- среднесрочными;
- длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Проект – это «пять П»:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация (защита).
«Овощи и фрукты – полезные продукты», «Керчь- город музей», «Огород на окне», «Волшебница вода» и др.
Метод моделирования
Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности.
Лэпбук Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
ИКТ-технологии
Видеофрагменты
Цветные картинки
Слайд-шоу или презентации
3-D рисунки и модели
Короткие анимации
Направления в информационных компьютерных технологиях
Анимированный сюжеты
Интерактивные рисунки
Программы, тренажеры, тестовые программы
Интерактивные модели
Обучающие игры и развивающие программы
Технология мнемотаблиц
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Педагогическая арт-терапия
Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д.
Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Основными задачами, которые мы ставим перед собой, работая с детьми, являются:
- Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии.
- Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
- Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
- Стимулировать креативность, оригинальность мышления.
- Развивать уверенность в себе.
- Гармонизировать эмоциональное состояние.
- Способствовать развитию детского коллектива.
Виды арт-терапии для дошкольников : Изотерапия
Фототерапия
Цветотерапия
Песочная терапия
Музыкотерапия
Синквейн
Правила составления синквейна
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чём говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Интеллектуальная карта
Как составить интеллект-карту?
ПО ЦВЕТУ
МАТЕРИЛ
ЧАСТИ
ПО ПОЛУ
ПО ВРЕМЕНИ ГОДА
ПО НАЗНАЧЕНИЮ
Заключение
Таким образом, речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий приведет к положительной динамике показателей.
Применение инновационных педагогических технологий способствует:
-повышению качества образования;
-повышению квалификации воспитателей;
-применению педагогического опыта и его систематизации;
-использованию компьютерных технологий воспитанниками;
-сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Спасибо за внимание !!!