Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение «Лицей № 15 г. Черкесска»
Инновационные технологии организации
современного образовательного процесса
Подготовила
Карданова В.Н.,
учитель математики
2019 г.
Модернизация, обусловленная изменениями во всех сферах жизнедеятельности человечества, является основной характеристикой глобальных процессов современного образования. Рубеж между двумя столетиями отмечен поисками на общемировом и национальном уровнях новых идей, придающих процессу модернизации образования эффективный характер, отвечающий современным требованиям. Основополагающей мировой тенденцией является смена парадигмы образования как следствие кризиса его классической модели.
Изменение государственной политики в области образования, законодательно закрепленное право на свободу педагогического творчества позволили отойти от единообразного подхода в воспитании, свойственного советскому периоду. Одной из основных целей образования стало создание нового типа социокультурной ориентации и жизнедеятельности, направленных на саморазвитие и самосовершенствование личности, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области образования.
В Концепции отмечается, что с ложившаяся образовательная система
«… обязана уступить место инновационному обучению, раскрепощающему и педагога, и учащегося, дающему учебному заведению возможность работать на опережение, максимум свободы в выборе форм и методов обучения. Необходимо добиться гибкости и мобильности учебных планов, диверсификации программ, учебных курсов и дисциплин, индивидуализации образования, распространения новых прогрессивных форм контроля знаний и уровня развития молодежи».
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие (с 80-х гг. ХХ в.) в нашей стране.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ
Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций.
А именно:
● научно-исследовательская деятельность ,
направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
● проектная деятельность , направленная
на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
● образовательная деятельность , направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Инновационная образовательная технология -это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
* Современное содержание , которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций , адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
* Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
* Современная инфраструктура обучения , которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
Инновационные технологии
1.Информационно-коммуникационные технологии
(ИКТ) в предметном обучении.
Применение ИКТ способствует
- повышению мотивации учащихся к изучению предметных дисциплин, особенно в сочетании с использованием метода проектов;
- информатизация обучения привлекательна для учащегося тем, что снимается психологическое напряжение учебного общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету;
- информатизация преподавания привлекательна для педагога тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру.
Примером служит создание тестов по математике.
Для всех типов учащихся проведение хорошо сконструированных и правильно подобранных тестов может существенно облегчить процесс учения. Такие тесты выявляют недостатки прошлого обучения, задают направление последующего, мотивируют ученика.
Создание теста с помощью Excel .
Запуск программы Power Point :
Пуск Все программы Microsoft Office Microsoft Office Excel .
Типы проектирования
2. Личностно ориентированные технологии
Личностно ориентированные технологии ставят в центр современной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования.
Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого учащегося в отдельности, группы, класса, учебного заведения в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
Динамика среднего балла по предмету
Учебный год: 2016/2017 Предмет: Алгебра Класс: Все
1 четверть
8а, Алгебра
2 четверть
8а, ср.балл
3,65
3 четверть
4,05
3,79
9б, Алгебра
4,13
3,7
4 четверть
3,44
9б, ср.балл
3,75
4,14
1 полугодие
3,62
10а, Алгебра
4,04
4,15
2 полугодие
10а, ср.балл
3,71
4,1
11а, Алгебра
3,76
4,14
11а, ср.балл
4,2
3,17
3,82
3,32
4,36
3,85
4,5
4,53
4,66
4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.
Динамика среднего балла ученика Состояние на 27.08.2017 13:16:39
Учебный год: 2016/2017 Класс: 11а Тип отметок: Итоговые отметки Период: с 1.09.16 по 31.08.17 Ученик: Найманов Айвар
Ср. балл ученика
1 полугодие
2 полугодие
5
Ср. балл класса
5
4,51
4,64
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса образовательного учреждения.
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.
8. Научно-исследовательская деятельность педагогов.
Научно-исследовательская работа, проводимая в учебных заведениях, повышает интеллектуальный потенциал педагогов, способствует обновлению содержания образования, развитию новых технологий организации образовательного процесса, становлению учебно-исследовательской деятельности учащихся, развитию их личностных интересов, творческих способностей.
9. Технология портфолио-
это способ фиксирования,
накопления и оценки работ
учащегося
Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности,
для учителя
– средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Типы портфолио .
Наиболее популярны следующие:
● портфолио достижений
● портфолио – отчет
● портфолио – самооценка
● портфолио – планирование моей работы
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. / Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания./
Заключение
- внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс учебных заведений является одним из условий прогрессивного развития современного общества;
- системное внедрение современных инновационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, т.к. целью этих технологий в образовании является гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Спасибо за внимание!