«Интегрированный подход в обучении
математики младших школьников»
Выполнили студентки
4 курса 41А группы
Королева Наталья Владимировна
Бителева Наталья Анатольевна
Предметные результаты освоения математического материала основной образовательной программы начального общего образования по ФГОС должны отражать:
1) овладение основами пространственного воображения, наглядного представления данных;
2) исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Основные принципы
построения начального
курса математики
- Линейный;
- концентрический.
Принципы построения
традиционного начального
курса математики
1. Математические понятия, свойства, закономерности раскрываются в их взаимосвязи;
2. в процессе изучения математики каждое математическое понятие получает свое развитие;
3. сходные или связанные между собой вопросы рассматриваются в сравнении.
Традиционная система обучения
Программа начальной школы «Школа 2100»
Основной принцип программы: материал предлагается по максимуму, а программу необходимо усвоить по стандартному минимуму. Программа развивает самостоятельность, логическое мышление, воображение, память и речь учеников.
Традиционная система обучения
Программа начальной школы «Перспективная начальная школа».
Главная задача педагогов, которые работают по этой системе: оптимальное развитие и поддержка индивидуальности каждого школьника в зависимости от возраста, интересов, способностей, уровня развития, склонностей.
Традиционная система обучения
Программа начальной школы «Начальная школа 21 века»
Главная цель системы – научить ребенка учиться.
Традиционная система обучения
Программа начальной школы «Школа России»
Под ред. А. Плешакова. Эта программа существует десятки лет. Именно по ней школьники учились в советское время. «Школа России» предусматривает тщательную отработку навыков (письмо, чтение, счет).
Традиционная система обучения
Программа начальной школы «Гармония»
Главный плюс: опережающее обучение. Это возможно благодаря методическим материалам, которые входят в комплект.
Традиционная система обучения
Программа начальной школы «Классическая начальная школа»
В ее основе – классические принципы дидактики, наиболее важные теоретические положения, которые проверены многолетней педагогической практикой
Традиционная система обучения
Программа начальной школы «Перспектива»
Эта система предусматривает развитие и таких навыков, как умение ориентироваться в непростой ситуации, способность строить свои высказывания и адекватно воспринимать речь собеседника.
Традиционная система обучения
Программа начальной школы «Планета знаний»
Особенность этой программы - во всей ее структуре предусмотрено единство.
Традиционная система обучения
Программа начальной школы Л.В. Занкова
В основе системы Л.В. Занкова идёт упор на самостоятельность обучающегося, его творческое постижение материала.
Традиционная система обучения
Программа начальной школы Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова
Интеграция в начальном
курсе математики
- Интеграция естественно-научной и гуманитарной культур;
- интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки преподавателями единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера в процессе обучения;
- интеграция за счет усиления практической направленности не только конкретной дисциплины, но и цикла предметов на основе реализации структур взаимосвязей учебных дисциплин;
- использование общенаучных методов.
УМК «Планета знаний»
Авторы: М.И.Башмаков, М.Г. Нефедова
Загадки про цифры и числа.
А) Эту цифру очень не любят велосипедисты?
Б) Сколько людей одного не ждут?
В) С цифрой … на медной бляшке,
В синей форменной рубашке (С. Маршак)
Г) Какой число в названии этой картины?
Задание 2.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится… (Ф.И. Тютчев)
- Подсчитай число букв в каждом слове и в каждой строчке.
- Найди строчку, в которой 17 букв.
- Вспомни четвертую строчку этого стихотворения и подсчитай в ней
число букв.
Задание 3.
Когда родился Михаил Юрьевич Лермонтов, Пушкину было 15 лет. В год смерти Пушкина (1837) Лермонтов написал прославившее его стихотворение «На смерть поэта».
- Сколько лет исполнилось Лермонтову в тот год?
УМК «Школа 2000».
Автор Л.Г.Петерсон
Задание 1.
Кто стоит перед, за, между?
Задание 2. Расположи предметы в нужных местах.
Над … солнце, на… дым, около …дерево, под … яблоко, перед … цветы
Задание 3.
Задание 4.
С.И Волкова и О.Л. Пчёлкина
«Математика и конструирование»
Задание 1.
Зайчик и Мишка взялись за разные концы верёвки. Нарисуйте верёвку. Рассмотри возможные случаи. Назовите полученные геометрические фигуры.
Задание 2.
В фигуре, изображающей стрелу, переложите 4 палочки так, чтобы получилось 4 одинаковых треугольника.
Вывод:
Изучив специфику интегрированных заданий, были найдены и проанализированы задания из учебников математики учебно-методических комплектов «Планета знаний» (авторы М.И. Башмаков, М. Г.Нефедова) и «Школа 2000» (автор Л.Г. Петерсон)., а также в курс «Математика и конструирование.» Сделали вывод, что интегрированные задания направлены на формирование таких познавательных универсальных учебных действий как знаково-символическое моделирование; поиск и выделение необходимой информации; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
Список литературы
- Актуальные проблемы методики обучения математики в начальных классах / Под ред. Моро М.И, Пышкало А.М.. М.: Педагогика, 1977. – 246 с.
- Александрова Э.И. Математика // Начальная школа. – 2000. – № 3, С. 84 – 89.
- Байрамукова П.У., Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова – Ростов-н/Д: Феникс, 2009. – 299 с.
- Белошистая А.В., Методика обучения математики в начальной школе. М.: Владос, 2007. – 455 с.
- Белошистая А.В., Методика обучение математике в начальной школе: метод. пособие / А.В. Белошистая. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 176 с.
- Белошистая А.В. «Моделирование в курсе «Математика и конструирование» /Начальная школа, 1990 № 9
- Волкова С.И., Алексеенко О.Л. Математика и конструирование // Начальная школа, № 7, 1993 г.
- Жукова Т.Н. Интеграционные тенденции в обучении // Начальная школа. – 2001. - № 9. – С. 37 – 40.
- Журнал «Начальная школа» 2000-2011.
10. Истомина Н.Б., Методика обучения математике в начальных классах.
Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2000. – 288 с.
11. Математика. Начальная школа [Электронный ресурс]. – http://mathyoun.xost.me/kartoteka.html. – (дата обращения: 02.10.2017).
12. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4): В 2ч. Ч.1. Сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. М.: Просвещение, 2001. – 118 с.
13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. / Под ред. Е.С. Савинова. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.
14. Петерсон Л.Г., Математика. 2 класс. В 3 ч. – М.: Издательство «Ювента», 2006. – 114 с.
15. Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение. 1988. – 320 с.
16. Социальная сеть «Нетрадиционные уроки в начальной школе» [Электронный ресурс]. – http:// http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=499603.– (дата обращения: 03.10.2017).
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - http:// standart . edu . ru / catalog . aspx ? CatalogId =959 .