СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Презентация интерактивного урока русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация интерактивного урока русского языка по теме  «Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения» .Презентация интерактивного урока русского языка по теме  «Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения»     

Просмотр содержимого документа
««Презентация интерактивного урока русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения»»

Презентация интерактивного урока русского языка по теме «Презентация интерактивного урока русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения»

Презентация интерактивного урока русского языка по теме «Презентация интерактивного урока русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения»

 Всем, всем добрый день!  Прочь с дороги, наша лень!  Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться, не мешай учиться!

______февраля. Кла сс ная р а бота. Сижу правильно,  пишу красиво!

______февраля.

Кла сс ная р а бота.

Сижу правильно,

пишу красиво!

Лестница знаний.  Имя существительное. 5 4 относятся к 1,2,3 склонению 3 изменяются по падежам и числам. 2 мужского, женского или среднего рода 1 одушевлённые или неодушевлённые, собственные или нарицательные обозначает предмет, отвечает на вопросы    кто?  что?

Лестница знаний. Имя существительное.

5

4

относятся к

1,2,3 склонению

3

изменяются по падежам и числам.

2

мужского, женского или среднего рода

1

одушевлённые или неодушевлённые, собственные или нарицательные

обозначает предмет,

отвечает на вопросы 

  кто?  что?

 «Верные и неверные утверждения»   Верите ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?   2. Верите ли вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?   3. Через, про, в, во,на,за,под,сквозь.  Верите ли вы, что это предлоги родительного падежа?   4. Верите ли вы, что в русском языке пять падежей?   5. Верите ли вы, что дательный падеж имеет два предлога?   6. Верите ли вы, что предложный падеж без предлога не употребляется? 7. Верите ли вы, что в русском языке есть три типа склонения?     8. Верите ли вы, что имена существительные женского рода относятся ко 2 склонению?    -  + - - - + + +

«Верные и неверные утверждения»

  • Верите ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

 

2. Верите ли вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?

 

3. Через, про, в, во,на,за,под,сквозь.

Верите ли вы, что это предлоги родительного падежа?

 

4. Верите ли вы, что в русском языке пять падежей?

 

5. Верите ли вы, что дательный падеж имеет два предлога?

 

6. Верите ли вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?

7. Верите ли вы, что в русском языке есть три типа склонения?

 

 

8. Верите ли вы, что имена существительные женского рода относятся ко 2 склонению?

 

-

+

-

-

-

+

+

+

Работа в группе ракета собака мужчина Земля планета Луна звезда

Работа в группе

ракета

собака

мужчина

Земля

планета

Луна

звезда

корабль облако море якорь дельфин солнце парус

корабль

облако

море

якорь

дельфин

солнце

парус

карусель лошадь печь сирень дочь мать ель

карусель

лошадь

печь

сирень

дочь

мать

ель

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных  3-ого склонения»

Тема урока:

«Правописание безударных падежных окончаний

имён существительных

3-ого склонения»

Цель урока: Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения.

Цель урока:

Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных

3-го склонения.

Словарная работа.  В библиотеке, из п о суды, к в о кзалу,о беседе, с пассажиром, без м е бели, м о рковь, про т е традь, л а донь, ст о лицу, по м а г а зину, в календаре, без г а зеты, на кр о вать.

Словарная работа.

В библиотеке, из п о суды, к в о кзалу,о беседе, с пассажиром, без м е бели, м о рковь, про т е традь, л а донь, ст о лицу, по м а г а зину, в календаре, без г а зеты, на кр о вать.

 В б и бл ио теке (П.п), из п о суды(Р.п), к в о кзалу(Д.п),о беседе (П.п), с пассажиром (Т.п), без м е бели (Р.п), м о рковь( И.п), про т е традь(В.п), л а донь(И.п), ст о лицу(В.п), по м а г а зину(Д.п), в календаре (П.п), без г а зеты (Р.п), на кр о вать(В.п)
  • В б и бл ио теке (П.п), из п о суды(Р.п), к в о кзалу(Д.п),о беседе (П.п), с пассажиром (Т.п), без м е бели (Р.п), м о рковь( И.п), про т е традь(В.п), л а донь(И.п), ст о лицу(В.п), по м а г а зину(Д.п), в календаре (П.п), без г а зеты (Р.п), на кр о вать(В.п)
Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз

Вспомни, какими способами можно проверить безударные окончания имён существительных 1-го и 2-го склонений.

Вспомни, какими способами можно

проверить безударные окончания имён

существительных 1-го и 2-го склонений.

Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку  в правописании безударного окончания имени существительного? Поставлю ударение в слове Окончание ударное? да нет  Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение Написание соответствует произношению Определяю падеж и вспоминаю окончание Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже Пишу окончание Пишу окончание, какое и в слове - помощнике

Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку

в правописании безударного окончания имени существительного?

Поставлю ударение в слове

Окончание ударное?

да

нет

Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение

Написание соответствует произношению

Определяю падеж и вспоминаю окончание

Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже

Пишу окончание

Пишу окончание, какое и в слове - помощнике

Алгоритм работы 1 способ «По таблице падежных окончаний» 1.Определить склонение 2.Определить падеж 3. Вспомнить, какое окончание имеет слово в этом падеже и склонении 2 способ «По опорному слову» 1.Определить склонение 2. По опорному слову написать окончание (опорные слова – 1 СКЛОНЕНИЕ - СТЕНА, ЗЕМЛЯ 2 СКЛОНЕНИЕ - СТОЛ, ОКНО, БРАТ  3 СКЛОНЕНИЕ - ПЕЧЬ, СТЕПЬ )

Алгоритм работы

1 способ «По таблице падежных окончаний»

1.Определить склонение

2.Определить падеж

3. Вспомнить, какое окончание имеет слово в этом падеже и склонении

2 способ «По опорному слову»

1.Определить склонение

2. По опорному слову написать окончание

  • (опорные слова 1 СКЛОНЕНИЕ - СТЕНА, ЗЕМЛЯ
  • 2 СКЛОНЕНИЕ - СТОЛ, ОКНО, БРАТ
  • 3 СКЛОНЕНИЕ - ПЕЧЬ, СТЕПЬ )

Безударные окончания в именах существительных нужно проверять Слова – помощники для проверки  1скл. 2 скл. 3 скл.  рука плечо грудь В копилку  Земля окно степь

Безударные окончания в именах существительных нужно проверять

Слова – помощники для проверки

1скл. 2 скл. 3 скл.

рука плечо грудь

В копилку

Земля окно степь

повторим без кисти ж.р., 3 скл., Р.п., ед.ч. по каплям с неба о речке на колос над лесами с мышью ж.р., 1 скл., Д.п., мн.ч. ср.р., 2 скл., Р.п., ед.ч. ж.р., 1 скл., П.п., ед.ч. м.р., 2 скл., В.п., ед.ч. м.р., 2 скл., Тв.п., мн.ч. ж.р., 3 скл., Тв.п., ед.ч.

повторим

без кисти

ж.р., 3 скл., Р.п., ед.ч.

по каплям

с неба

о речке

на колос

над лесами

с мышью

ж.р., 1 скл., Д.п., мн.ч.

ср.р., 2 скл., Р.п., ед.ч.

ж.р., 1 скл., П.п., ед.ч.

м.р., 2 скл., В.п., ед.ч.

м.р., 2 скл., Тв.п., мн.ч.

ж.р., 3 скл., Тв.п., ед.ч.

 Можно ли воспользоваться уже известными тебе двумя способами проверки безударных  окончаний и при написании окончаний имён существительных 3-го склонения? Окончания имён существительных 3-го склонения И.п. Р.п. рожь ржи Д.п. осень лошадь В.п. ржи осени рожь лошади осени Т.п. осень П.п. рожью лошади о ржи  лошадь осенью об осени лошадью о лошади

Можно ли воспользоваться уже известными

тебе двумя способами проверки безударных

окончаний и при написании окончаний имён существительных 3-го склонения?

Окончания имён существительных 3-го склонения

И.п.

Р.п.

рожь

ржи

Д.п.

осень

лошадь

В.п.

ржи

осени

рожь

лошади

осени

Т.п.

осень

П.п.

рожью

лошади

о ржи

лошадь

осенью

об осени

лошадью

о лошади

Падеж Вопрос И. п. Р. п. что? степ ь чего? Д. п. В. п. вещ _ степ _ чему? кто? вещ _ степ _ что? Т. п. степ _ кого? вещ _ чем?  П. п. вещ _ кому?  о чём? степ _ кого? вещ _ о степ _ о вещ _ кем?  о ком? мыш _ мыш _  мыш _ мыш _ мыш _ о мыш _

Падеж

Вопрос

И. п.

Р. п.

что?

степ ь

чего?

Д. п.

В. п.

вещ _

степ _

чему?

кто?

вещ _

степ _

что?

Т. п.

степ _

кого?

вещ _

чем?

П. п.

вещ _

кому?

о чём?

степ _

кого?

вещ _

о степ _

о вещ _

кем?

о ком?

мыш _

мыш _

мыш _

мыш _

мыш _

о мыш _

мыш ь мыш и мыш и мыш ь Падеж Вопрос мыш ью И. п. о мыш и Р. п. что? степ ь чего? Д. п. вещ ь степ и чему? В. п. кто? что? вещ и степ и Т. п. степ ь кого? вещ и  П. п. чем? вещ ь кому? степ ью  о чём? кого? о степ и вещ ью о вещ и кем? о ком?

мыш ь

мыш и

мыш и

мыш ь

Падеж

Вопрос

мыш ью

И. п.

о мыш и

Р. п.

что?

степ ь

чего?

Д. п.

вещ ь

степ и

чему?

В. п.

кто?

что?

вещ и

степ и

Т. п.

степ ь

кого?

вещ и

П. п.

чем?

вещ ь

кому?

степ ью

о чём?

кого?

о степ и

вещ ью

о вещ и

кем?

о ком?

склонение имён существительных 3 склонения Им. п. что? любо́вь Р. п. чего? любв и́ Д. п. чему? любв и́ В. п. что? любо́вь Тв. п. чем? любо́вь ю П. п. о чём? о любв и́

склонение имён существительных

3 склонения

Им. п.

что? любо́вь

Р. п.

чего? любв и́

Д. п.

чему? любв и́

В. п.

что? любо́вь

Тв. п.

чем? любо́вь ю

П. п.

о чём? о любв и́

Таблица падежных окончаний имён существительных  падежи Именительный  3 скл. Родительный  -и Дательный  -и Винительный Творительный -ю Предложный  -и

Таблица падежных окончаний

имён существительных

падежи

Именительный

3 скл.

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Таблица падежных окончаний  имён существительных  падежи  3 скл. Именительный Родительный  -и Дательный  -и Винительный Творительный  Предложный  -и

Таблица падежных окончаний

имён существительных

падежи

3 скл.

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Упражнение в определении окончания Поставлю ударение в слове кусты сирен… кусты сирен . Окончание безударное Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение сирень  3 скл. ? степи́ кусты сире́н и Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже Пишу окончание, какое и в слове - помощнике степ и кусты сирен и

Упражнение в определении окончания

Поставлю ударение в слове

кусты сирен…

кусты сирен .

Окончание безударное

Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение

сирень

3 скл.

?

степи́

кусты сире́н и

Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже

Пишу окончание, какое и в слове - помощнике

степ и

кусты сирен и

3 склонения имен существительных склонения род 1-склонение окончания М.р 2-склонение примеры Ж.р  М.р -а-я 3-склонение   страна  С.р  огонь дядя  Ж.р  окно -е -о -ь ночь поле степь

3 склонения имен существительных

склонения

род

1-склонение

окончания

М.р

2-склонение

примеры

Ж.р

М.р

-а-я

3-склонение

страна

С.р

огонь

дядя

Ж.р

окно

-е -о

ночь

поле

степь

Физкультминутка!

Физкультминутка!

На вершин… пушистой ел… сидела маленькая белочка.

На вершин… пушистой ел… сидела маленькая белочка.

Падежные окончания  имён существительных 1 скл. Р.п. Д.п. 2 скл.  П.п. 3 скл.  -и -и,-ы -и -е -е -е -и На вершин е пушистой ел и сидела маленькая белочка.

Падежные окончания имён существительных

1 скл.

Р.п.

Д.п.

2 скл.

П.п.

3 скл.

-и,-ы

На вершин е пушистой ел и сидела маленькая белочка.

Игра «Соберем слова в корзинку- склонение»  1 2 3 ОБЛАКО СОЛНЦЕ СТРАНА СЕМЬЯ  МЫСЛЬ ГРУСТЬ  ДРУЖБА ЗАКАТ  БОЛЬ

Игра «Соберем слова в корзинку- склонение»

1

2

3

ОБЛАКО

СОЛНЦЕ

СТРАНА

СЕМЬЯ

МЫСЛЬ

ГРУСТЬ

ДРУЖБА

ЗАКАТ

БОЛЬ

 Вставь окончание и подошёл к пристан. сидел на берёз. салат из морков. вышел из чащ. приехал к бабушк. е и и е МОЛОДЦЫ!

Вставь окончание

и

подошёл к пристан.

сидел на берёз.

салат из морков.

вышел из чащ.

приехал к бабушк.

е

и

и

е

МОЛОДЦЫ!

Упражнение 1. Объясни написание выделенных окончаний. Витя стремится к своей цел и (3 скл., Д.п.). Новый год принёс много радост и (3 скл., Р.п.). Маме пришло письмо из Орловской област и (3скл., Бабушка часто рассказывает внуку о своей Р.п.). жизн и (3 скл., П.п.).

Упражнение 1. Объясни написание выделенных окончаний.

Витя стремится к своей цел и

(3 скл., Д.п.).

Новый год принёс много радост и

(3 скл., Р.п.).

Маме пришло письмо из Орловской област и

(3скл.,

Бабушка часто рассказывает внуку о своей

Р.п.).

жизн и

(3 скл., П.п.).

Упражнение 2. Спиши, вставляя пропущенные  окончания. В скобках докажи правильность выбора  окончаний. Объясни написание выделенных букв.  Лес уже с бросил л и ству. Дни н а ступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поз д ней ос е н… ( ). В такую пору нет большей радост… ( ), чем надеть тёплую куртку и о тправиться в лес. Пр и рода как будто з а думалась, будто ждёт прихода з и мы, ждёт, когда мя г кие хлоп ь я снега укроют всю землю. 3 скл., Р.п. и 3 скл., Р. п. и

Упражнение 2. Спиши, вставляя пропущенные окончания. В скобках докажи правильность выбора окончаний. Объясни написание выделенных букв.

Лес уже с бросил л и ству. Дни н а ступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поз д ней ос е н… ( ). В такую пору нет большей радост… ( ), чем надеть тёплую куртку и о тправиться в лес. Пр и рода как будто з а думалась, будто ждёт прихода з и мы, ждёт, когда мя г кие хлоп ь я снега укроют всю землю.

3 скл., Р.п.

и

3 скл., Р. п.

и

Таблица безударных падежных окончаний имён существительных  падежи Именительный  1 скл.  2 скл. Родительный  3 скл  -и Дательный  -е Винительный  -и Творительный  -и  -ой-ей Предложный  -ом-ем  -е  -е  -и

Таблица безударных падежных окончаний имён существительных

падежи

Именительный

1 скл.

2 скл.

Родительный

3 скл

Дательный

Винительный

Творительный

-ой-ей

Предложный

-ом-ем

Упражнение 3. Выпиши только те  словосочетания, в которых окончание -и. заметка о молодёж и (3 скл., П.п.), добавить сол и (3 скл., Р.п.), построиться на площад и лежать в кроват и (3 скл., П. п.), (3 скл., П. п.), подойти к двер и (3 скл., Д.п.)

Упражнение 3. Выпиши только те словосочетания, в которых окончание -и.

заметка о молодёж и (3 скл., П.п.),

добавить

сол и (3 скл., Р.п.),

построиться на площад и

лежать в кроват и (3 скл., П. п.),

(3 скл., П. п.),

подойти к двер и (3 скл., Д.п.)

Упражнение 4. Прочитай стихотворение.  Выпиши слова с пропущенными буквами.  Какие орфограммы тебе необходимо вспомнить  для правильной записи слов? спр о сили - спрос, у Всезнайк и (1 скл., Р.п.), з и мует – зимы, лет о (ср.р.), майк е (1 скл., П.п.), отв е чай – ответ, в печк е (1 скл., П.п.), п о ёт – пой, п о гл я дите – глянь, пров е ряя - верь

Упражнение 4. Прочитай стихотворение. Выпиши слова с пропущенными буквами. Какие орфограммы тебе необходимо вспомнить для правильной записи слов?

спр о сили - спрос, у Всезнайк и (1 скл., Р.п.),

з и мует – зимы, лет о (ср.р.), майк е (1 скл., П.п.), отв е чай – ответ, в печк е (1 скл., П.п.),

п о ёт – пой, п о гл я дите – глянь, пров е ряя - верь

Домашнее задание Выучить алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных 3-го склонения

Домашнее задание

  • Выучить алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных 3-го склонения
Самооценка У меня всё получилось Ошибаюсь в определении падежей Путаюсь в определении склонения Забываю слова- помощники Не заполнил алгоритм Всё помню, но не уверен в себе, выполняю все медленно

Самооценка

  • У меня всё получилось
  • Ошибаюсь в определении падежей
  • Путаюсь в определении склонения
  • Забываю слова- помощники
  • Не заполнил алгоритм
  • Всё помню, но не уверен в себе, выполняю все медленно
Настроение после урока С каким настроением заканчиваем урок?

Настроение после урока

С каким настроением заканчиваем урок?

Спасибо за урок! МОЛОДЦЫ!

Спасибо за урок!

МОЛОДЦЫ!