Презентация интерактивного урока русского языка по теме «Презентация интерактивного урока русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения»
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!
______февраля.
Кла сс ная р а бота.
Сижу правильно,
пишу красиво!
Лестница знаний. Имя существительное.
5
4
относятся к
1,2,3 склонению
3
изменяются по падежам и числам.
2
мужского, женского или среднего рода
1
одушевлённые или неодушевлённые, собственные или нарицательные
обозначает предмет,
отвечает на вопросы
кто? что?
«Верные и неверные утверждения»
- Верите ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?
2. Верите ли вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
3. Через, про, в, во,на,за,под,сквозь.
Верите ли вы, что это предлоги родительного падежа?
4. Верите ли вы, что в русском языке пять падежей?
5. Верите ли вы, что дательный падеж имеет два предлога?
6. Верите ли вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
7. Верите ли вы, что в русском языке есть три типа склонения?
8. Верите ли вы, что имена существительные женского рода относятся ко 2 склонению?
-
+
-
-
-
+
+
+
Работа в группе
ракета
собака
мужчина
Земля
планета
Луна
звезда
корабль
облако
море
якорь
дельфин
солнце
парус
карусель
лошадь
печь
сирень
дочь
мать
ель
Тема урока:
«Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных
3-ого склонения»
Цель урока:
Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных
3-го склонения.
Словарная работа.
В библиотеке, из п о суды, к в о кзалу,о беседе, с пассажиром, без м е бели, м о рковь, про т е традь, л а донь, ст о лицу, по м а г а зину, в календаре, без г а зеты, на кр о вать.
- В б и бл ио теке (П.п), из п о суды(Р.п), к в о кзалу(Д.п),о беседе (П.п), с пассажиром (Т.п), без м е бели (Р.п), м о рковь( И.п), про т е традь(В.п), л а донь(И.п), ст о лицу(В.п), по м а г а зину(Д.п), в календаре (П.п), без г а зеты (Р.п), на кр о вать(В.п)
Гимнастика для глаз
Вспомни, какими способами можно
проверить безударные окончания имён
существительных 1-го и 2-го склонений.
Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку
в правописании безударного окончания имени существительного?
Поставлю ударение в слове
Окончание ударное?
да
нет
Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение
Написание соответствует произношению
Определяю падеж и вспоминаю окончание
Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже
Пишу окончание
Пишу окончание, какое и в слове - помощнике
Алгоритм работы
1 способ «По таблице падежных окончаний»
1.Определить склонение
2.Определить падеж
3. Вспомнить, какое окончание имеет слово в этом падеже и склонении
2 способ «По опорному слову»
1.Определить склонение
2. По опорному слову написать окончание
- (опорные слова – 1 СКЛОНЕНИЕ - СТЕНА, ЗЕМЛЯ
- 2 СКЛОНЕНИЕ - СТОЛ, ОКНО, БРАТ
- 3 СКЛОНЕНИЕ - ПЕЧЬ, СТЕПЬ )
Безударные окончания в именах существительных нужно проверять
Слова – помощники для проверки
1скл. 2 скл. 3 скл.
рука плечо грудь
В копилку
Земля окно степь
повторим
без кисти
ж.р., 3 скл., Р.п., ед.ч.
по каплям
с неба
о речке
на колос
над лесами
с мышью
ж.р., 1 скл., Д.п., мн.ч.
ср.р., 2 скл., Р.п., ед.ч.
ж.р., 1 скл., П.п., ед.ч.
м.р., 2 скл., В.п., ед.ч.
м.р., 2 скл., Тв.п., мн.ч.
ж.р., 3 скл., Тв.п., ед.ч.
Можно ли воспользоваться уже известными
тебе двумя способами проверки безударных
окончаний и при написании окончаний имён существительных 3-го склонения?
Окончания имён существительных 3-го склонения
И.п.
Р.п.
рожь
ржи
Д.п.
осень
лошадь
В.п.
ржи
осени
рожь
лошади
осени
Т.п.
осень
П.п.
рожью
лошади
о ржи
лошадь
осенью
об осени
лошадью
о лошади
Падеж
Вопрос
И. п.
Р. п.
что?
степ ь
чего?
Д. п.
В. п.
вещ _
степ _
чему?
кто?
вещ _
степ _
что?
Т. п.
степ _
кого?
вещ _
чем?
П. п.
вещ _
кому?
о чём?
степ _
кого?
вещ _
о степ _
о вещ _
кем?
о ком?
мыш _
мыш _
мыш _
мыш _
мыш _
о мыш _
мыш ь
мыш и
мыш и
мыш ь
Падеж
Вопрос
мыш ью
И. п.
о мыш и
Р. п.
что?
степ ь
чего?
Д. п.
вещ ь
степ и
чему?
В. п.
кто?
что?
вещ и
степ и
Т. п.
степ ь
кого?
вещ и
П. п.
чем?
вещ ь
кому?
степ ью
о чём?
кого?
о степ и
вещ ью
о вещ и
кем?
о ком?
склонение имён существительных
3 склонения
Им. п.
что? любо́вь
Р. п.
чего? любв и́
Д. п.
чему? любв и́
В. п.
что? любо́вь
Тв. п.
чем? любо́вь ю
П. п.
о чём? о любв и́
Таблица падежных окончаний
имён существительных
падежи
Именительный
3 скл.
Родительный
-и
Дательный
-и
Винительный
Творительный
-ю
Предложный
-и
Таблица падежных окончаний
имён существительных
падежи
3 скл.
Именительный
Родительный
-и
Дательный
-и
Винительный
Творительный
Предложный
-и
Упражнение в определении окончания
Поставлю ударение в слове
кусты сирен…
кусты сирен .
Окончание безударное
Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение
сирень
3 скл.
?
степи́
кусты сире́н и
Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже
Пишу окончание, какое и в слове - помощнике
степ и
кусты сирен и
3 склонения имен существительных
склонения
род
1-склонение
окончания
М.р
2-склонение
примеры
Ж.р
М.р
-а-я
3-склонение
страна
С.р
огонь
дядя
Ж.р
окно
-е -о
-ь
ночь
поле
степь
Физкультминутка!
На вершин… пушистой ел… сидела маленькая белочка.
Падежные окончания имён существительных
1 скл.
Р.п.
Д.п.
2 скл.
П.п.
3 скл.
-и
-и,-ы
-и
-е
-е
-е
-и
На вершин е пушистой ел и сидела маленькая белочка.
Игра «Соберем слова в корзинку- склонение»
1
2
3
ОБЛАКО
СОЛНЦЕ
СТРАНА
СЕМЬЯ
МЫСЛЬ
ГРУСТЬ
ДРУЖБА
ЗАКАТ
БОЛЬ
Вставь окончание
и
подошёл к пристан.
сидел на берёз.
салат из морков.
вышел из чащ.
приехал к бабушк.
е
и
и
е
МОЛОДЦЫ!
Упражнение 1. Объясни написание выделенных окончаний.
Витя стремится к своей цел и
(3 скл., Д.п.).
Новый год принёс много радост и
(3 скл., Р.п.).
Маме пришло письмо из Орловской област и
(3скл.,
Бабушка часто рассказывает внуку о своей
Р.п.).
жизн и
(3 скл., П.п.).
Упражнение 2. Спиши, вставляя пропущенные окончания. В скобках докажи правильность выбора окончаний. Объясни написание выделенных букв.
Лес уже с бросил л и ству. Дни н а ступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поз д ней ос е н… ( ). В такую пору нет большей радост… ( ), чем надеть тёплую куртку и о тправиться в лес. Пр и рода как будто з а думалась, будто ждёт прихода з и мы, ждёт, когда мя г кие хлоп ь я снега укроют всю землю.
3 скл., Р.п.
и
3 скл., Р. п.
и
Таблица безударных падежных окончаний имён существительных
падежи
Именительный
1 скл.
2 скл.
Родительный
3 скл
-и
Дательный
-е
Винительный
-и
Творительный
-и
-ой-ей
Предложный
-ом-ем
-е
-е
-и
Упражнение 3. Выпиши только те словосочетания, в которых окончание -и.
заметка о молодёж и (3 скл., П.п.),
добавить
сол и (3 скл., Р.п.),
построиться на площад и
лежать в кроват и (3 скл., П. п.),
(3 скл., П. п.),
подойти к двер и (3 скл., Д.п.)
Упражнение 4. Прочитай стихотворение. Выпиши слова с пропущенными буквами. Какие орфограммы тебе необходимо вспомнить для правильной записи слов?
спр о сили - спрос, у Всезнайк и (1 скл., Р.п.),
з и мует – зимы, лет о (ср.р.), майк е (1 скл., П.п.), отв е чай – ответ, в печк е (1 скл., П.п.),
п о ёт – пой, п о гл я дите – глянь, пров е ряя - верь
Домашнее задание
- Выучить алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных 3-го склонения
Самооценка
- У меня всё получилось
- Ошибаюсь в определении падежей
- Путаюсь в определении склонения
- Забываю слова- помощники
- Не заполнил алгоритм
- Всё помню, но не уверен в себе, выполняю все медленно
Настроение после урока
С каким настроением заканчиваем урок?
Спасибо за урок!
МОЛОДЦЫ!