Просмотр содержимого документа
«Презентация "Использование проектных технологий в начальной школе"»
Использование проектных технологий в начальной школе
Учитель начальных классов
МБОУ «Почтовская СОШ»
Семенчук Н.И.
Проектные технологии в начальной школе. Актуальность их использования.
- В наше время проектная деятельность все больше привлекает внимание отечественных педагогов, как одна из активных форм развития познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно добывать и конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, практически мыслить.
- Проектная технология в начальной школе в настоящее время переживает своеобразный ренессанс. Она позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой. Ребенку удается проявлять инициативу, самостоятельность и творчество.
Проектные технологии в начальной школе. Актуальность их использования
- Проектная деятельность рассматривается как часть учебной деятельности, которая включает ценностно-ориентированную, преобразующую, творческую и практическую деятельность.
- Проектная деятельность – это такая деятельность, при которой под руководством и при поддержке учителя осуществляется активная творческая самодеятельность ученика в процессе обучения.
- Проектирование в образовании - это процесс создания новых форм сообщества педагогов, учеников, педагогической общественности, нового содержания и технологий образования, новых способов и техник педагогической деятельности и мышления.
Организация проектной деятельности учащихся
- На современном этапе развития образования в Украине происходит поиск новых методов формирования творческой личности, творца нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самосовершенствованию, самоопределению.
- Эта актуальная задача решается педагогами благодаря использованию новых педагогических технологий в своей деятельности.
- Одним из системообразующих подходов, который позволяет формировать личность современного школьника, является проектная деятельность, которую логично рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.
Метод проектов. Теоретическая основа
- В основе метода лежит идея осуществления обучения на активной основе через самостоятельную и практическую деятельность учащихся с учетом их личностных интересов.
- По определению Е.С. Полата , метод проектов есть тем методом, в основе которого лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, с одной стороны - использование разных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из разных областей науки, технологии.
Организация проектной деятельности учащихся
Проектная деятельность позволяет учащимся:
- - изучать не только средства, но и способы конкретной деятельности;
- - развивать познавательные навыки учащихся и умение самостоятельно конструировать свои знания;
- - развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;
- - организовать содержательное проведение внеурочного времени;
- - осознавать, где и каким образом она может быть использована на практике.
- Выполнение ученических проектов – это сложная самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя.
- Позиция учителя во время реализации метода проектов на практике переходит из носителя готовых знаний к перевоплощению в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учащихся.
-
Что такое метод проектов?
- Метод проектов означает способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, что предполагает определение потребностей человека, проектирования продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление или предоставление услуг, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров, он развивает у школьников способность постоянно и самостоятельно овладеть новыми видами работы.
- Метод проектов на сегодня – один из наиболее распространенных видов исследовательской работы школьников. В школьном образовании проектный метод рассматривается как альтернатива классно-урочной системы.
Организация проектной деятельности учащихся. Основные этапы работы.
- 3 этапа:
- Подготовительный
- Практико-исполнительный
- Заключительный
Организация проектной деятельности учащихся. Основные этапы работы.
- ЭТАПЫ
- ЗАДАЧИ
- СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Подготовительный
- Подготовка проекта.
- Определение темы и цели проекта
- Планирование проекта:
- а) определение источников, средств сбора, методов анализа информации, средств представления результатов;
- б) установление критериев оценки процесса и результатов.
- Учащиеся: обсуждение, поиск информации.
- Учитель: мотивация, помощь в постановке задач.
- Учащиеся: формируют задачи и вырабатывают план действий.
- Учитель: корректирует, предлагает идеи, выдвигает предложения.
Организация проектной деятельности учащихся. Основные этапы работы.
- Практико-исполнительный
- Сбор информации (наблюдение, работа с литературой, анкетирование, эксперимент)
- Анализ информации, формирование выводов.
- Оформление результатов деятельности.
- Учащиеся: собирают информацию.
- Учитель: наблюдает, косвенно руководит деятельностью.
- Учащиеся: анализируют информацию.
- Учитель: корректирует, наблюдает, советует.
- Учащиеся: выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль.
- Учитель: контролирует качество оформления.
Организация проектной деятельности учащихся. Основные этапы работы.
- Заключительный
- Подготовка проекта к защите. Подача и оценивание результатов (устный, письменный отчет и оценка результатов процесса исследования по ранее установленным критериям).
- Презентация проекта. Защита проекта. Оценка проекта. Объявление результатов.
- Учащиеся: готовят проект к презентации и защите, определяют критерии оценки, презентуют и защищают проект.
- Учитель: оценивает проект.
Реализация проекта
- Система последовательных действий исполнителей и руководителя проекта дает возможность организовать проектную деятельность в условиях современной школы.
- Таким образом, проект – это пять «П»: проблема проектирование (планирование) поиск (информации) продукт презентация.
- Шестое «П» - это портфолио (проектная папка)
Классификация проектов:
- ПРИЗНАК
- ТИПЫ ПРОЕКТОВ
- По методу или виду деятельности, доминирующей в проекте
- Исследовательские, творческие, приключенческие, практико-ориентированные, информационные, ролевые игры.
- По виду координации проекта
- Непосредственный (гибкий, жесткий); скрытый.
- По характеру контактов
- Внутренний (локальный); региональный, международный.
- По количеству участников
- Персональный, парный, групповой.
- По времени проведения
- Краткосрочный, долгосрочный, эпизодический.
- По содержательному аспекту проекта
- Литературный, естественно - научный, экологический, языковой (лингвистический), культурологический (краеведческий), ролевые игры, спортивный, географический, исторический, музыкальный.
С чего начинается проектная деятельность?
- Первый этап – подготовительный.
- На этом этапе ученики вместе с руководителем проекта:
- определяют проблему;
- выбирают тему проекта;
- формулируют цели и задачи своей будущей деятельности;
- планируют работу над выполнением проекта;
- работают над поиском информации.
- Учитывая проблемы, которые волнуют и интересуют детей, определяется тема будущего проекта по интересам участников.
С чего начинается проектная деятельность? Технология выбора темы:
- Планирование проходит по такой схеме:
- План проекта
- Определение источников информации, способов сбора информации
- Определение методов анализа информации
- Установление критериев оценки результата и процесса
- Обсуждение способов представления информации
Проектная деятельность.
Второй этап –
практико-исполнительский.
Второй этап является наиболее длительным по времени выполнения и самым важным.
Данный этап делится на такие разделы:
- Выполнение проекта
- Сбор информации
- Анализ информации и формулирование выводов
- Оформление результатов деятельности
С чего начинается проектная деятельность?
В конце второго этапа участники проектной группы оформляют свою проектную папку (портфолио), куда входят:
- паспорт проекта;
- планы выполнения проекта;
- промежуточные отчеты групп;
- вся собранная информация по теме;
- результаты исследований и анализа;
- эскизы, наброски продукта;
- материалы к презентации.
- В наполнении проектной папки берут участие все участники группы.
Проектная деятельность.
Третий этап –
заключительный.
Заключительный этап проходит по такой схем е:
- Презентация проекта
- Защита проекта
- Оценка проекта по критериям
- Оглашение результата проекта
- Реализация проекта
Презентация проекта
Презентация проекта может быть представлена в виде:
- деловой игры;
- научной конференции;
- путешествия;
- ролевой игры;
- рекламы;
- соревнования;
- театрализации;
- телепередачи;
- экскурсии;
- отчета исследовательской экспедиции.
Презентация проекта
Презентация проекта
Презентация проекта
Презентация проекта
Презентация проекта
Специфика педагогического руководства проектной деятельностью учащихся
- Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и использованию полученных знаний на практике.
- Таким образом, учитель имеет несколько ролей, которые нужно «прожить» педагогу во время реализации проекта
Выводы
- Учащимся начальной школы интересна проектная деятельность. Во время работы над проектами они проявляют активность в добывании, получении и обработке информации, задействуют свой творческий потенциал на протяжении проекта, а в особенности в оформление конечного результата своей деятельности и получении продукта деятельности, вносят творческие предложения, много рисуют, участвуют в ролевых играх, сценических постановках.
- Учащиеся приобретают и отшлифовывают умения и навыки работы в группах, умение общаться друг с другом и другими субъектами, участвующими в данном проекте, формируют умение отстаивать собственное мнение, согласовывать его с членами группы; прислушиваться к мнению руководителя проекта и его участников, развивать не только свою речь, но и речь своего тела (контактирование глазами, доброжелательная улыбка, кивок).
Выводы
- Учащиеся серьёзно относятся к работе в проекте. Особую ответственность дети испытывают при проведении соцопросов, интервью, анкетирования, обработке полученных данных при исследованиях данного типа, ответственно относятся к составлению вопросов для исследований.
- Проектная деятельность готовит детей к жизни в социуме, воспитывает ответственность, развивает творческие способности, критическое мышление, способствует всестороннему развитию личности, коммуникативных способностей.
Выводы
- Сегодня является очевидным то, что реализовать принципы личностно-орентированного воспитания и обучения при традиционных подходах невозможно. Для включения каждого учение в активный познавательный и поисковый процесс, который используется на практике полученных знаний.
- Должна быть создана адекватная учебно-воспитательная среда, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к разным источникам информации, общения со сверстниками, совместная работа во время решения разных жизненных и важных проблем. Наиболее перспективным в этом отношении является метод проектов.