Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроке математики
« Расскажи- и я забуду, Покажи- и я запомню, Дай попробовать- и я пойму.»
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Требования к самостоятельной работы на уроке математики
Любая самостоятельная работа должна иметь:
- Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
- Соответствовать учебным возможностям ученика.
- Минимум шаблонности, т. к.основная ее задача- развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
Формы и виды самостоятельной работы
По форме выполнения
- Общеклассные (вариантовые,
- Общеклассные (вариантовые,
дифференцированные)
По степени индивидуальности
По месту выполнения
Структура самостоятельной работы
Справочная литература
Научные знания
Информационные
Научная
Исторические факты
Выпуск стенгазеты
Работа с дополнительным материалом
Самостоятельная работа
Тесты
Математические диктанты
Работа с карточками-заданиями
Работа с учебником
Творческие работы
В классе
Профилированные
Дома
Разноуровневые
Доклад
Занимательные вопросы
Кроссворд
Формы и виды самостоятельной работы
- Тренировочные
- Закрепляющие
- Повторительные
- Развивающие
- Творческие
- Контролирующие
По дидактическим целям
- Работа с книгой
- Работа с книгой
- Решение и составление задач
- Лабораторные работы
- Практические работы
- Подготовка докладов, рефератов
По источнику и методу приобретения знаний
По уровню самостоятельности учащихся
- Репродуктивные
- Репродуктивные
- Эвристические
- Реконструктивно-вариативные
- Исследовательские
Методы, приемы
и средства обучения
средства методы приемы
Устный
Фронтальный опрос, устные контрольные работы
Таблицы, учебники,
карточки для устной работы
Построение графиков, их чтение. Построение фигур и работа с ними.
Словесно
графический
Чертёжные, измерительные и вычислительные инструменты.
Работа с перфокартами, по образцам, по алгоритму, работа с моделями, творческие работы .
Наглядный
Таблицы, схемы, рисунки, модели фигур, учебники, справочная литература.
Практический
Описания,
инструкции, учебники, проекты.
Практические и лабораторные работы, создание проектов.
Виды проверки :
- предварительная;
- текущая;
- периодическая;
- итоговая.
Формы контроля:
- по способу предъявления;
- по числу проверяемых;
- по месту проведения;
- по степени дифференцируемости;
- по объему контролируемого материала;
- по характеру предъявляемых знаний.
Вывод:
самостоятельная работа позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на выполнение заданий различного типа, выполнение исследовательских работ и других видов работ творческого характера.
Приём: «Верите ли Вы…»
- Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
- Угол – это геометрическая фигура.
- Угол состоит из двух пресекающихся прямых
- Бывают углы остроумные и тупые
- Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
- Равные углы – это те, у которых равны стороны
- Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
- Бывает угол прямой
- Угол может быть тощим
Кластер (пример из геометрии)
Ключевые слова
Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.
№
рисунок
1
2
Определяемое понятие
3
Окружность
Используемые ключевые понятия
Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр.
радиус
4
Точки окружности, центр окружности, отрезок.
Хорда
Отрезок, точки окружности.
Диаметр
Хорда окружности, центр окружности.
Но самостоятельность не значит «Что хочу, то и делаю»
Результаты самостоятельной работы учащихся
- Участие и призовые места в конкурсах презентаций, видеороликов, графических рисунков различной тематики.
- Защита проектных работ по итогам года
- Создание презентаций, видеороликов по другим дисциплинам
Результат работы