Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе»
Глаголы движения в произведениях Н. Н. Носова Автор: Батталова Линара, обучающаяся 5 А класса Научный руководитель: Кадышева Т. М., учитель русского языка и литературы
- Объект исследования- глаголы со значением движения.
- Предмет исследования- семантико- стилистическая характеристика глаголов движения.
- Гипотеза: действительно ли глаголы движения многозначны и способны передать оттенки мысли, чувства, впечатления в художественных произведениях.
- Цель: классифицировать глаголы движения, использованные в произведениях детского писателя Н. Носова.
Задачи исследования:
- изучить лингвистическую литературу по проблеме исследования;
- проанализировать произведения Н. Носова с точки зрения наличия в них глаголов движения;
- изучить лексическое значение выделенных глаголов движения с опорой на Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; Н.Ю. Шведовой;
- провести классификацию глаголов по лексико- семантической отнесенности;
- определить художественно- изобразительную функцию глаголов движения.
М.М. Покровский в работе «Семасиологические исследования в области древних языков» отметил, что «слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, но соединяются (в нашей душе), независимо от нашего сознания, в различные группы, причем основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению».
Признаки текста
- Выраженность.
- Ограниченность.
- Связанность.
- Цельность.
- Упорядоченность или структурность.
В зависимости от содержания и от своей внутренней организации тексты делятся на коммуникативно - смысловые типы: повествование описание, рассуждение.
Текст помогает решить важнейший задачи:
- Анализ текстов с целью определения роли целой группы изученных явлений в формировании связного высказывания.
- Замена имеющихся в тексте языковых средств синонимичными.
- Составление самостоятельных высказываний различного характера.
- Анализ текстов с целью определения речи соответствующего явления и эмоциональной окраски.
В основе лежат задачи типа: какую роль в передаче содержания текста играют… (слова, употребленные в переносном значении, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, глаголы и т.п.)
В современном русском языке значение «движение» передается глаголом «двигаться».
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (М.,2001) у данного глагола отмечено три значения:
В Словаре синонимов З.Е. Александровой глагол «двигаться» имеет два синонимических ряда:
- находится в движении;
- трогаться с места;
- шевелиться, изменять положение тела.
- передвигаться, перемещаться, подвигаться, сдвигаться, продвигаться, швырнуть (разг.)
- Шевелиться, двигаться, колотиться, ворочаться.
Кроме глаголов трех групп, выделяемых в словаре, мы рассмотрели глаголы, имеющие отношение к значению движения. Их мы классифицировали по следующим признакам: 1 направление движения; 2 качественная характеристика; 3 целевая установка движения.
Особенности употребления глагольных форм создают богатую стилистическую палитру, широко используемую в стилистических и изобразительно - выразительных целях.
Употребление в пределах одного текста разновременных глаголов придает изложению живость, многоплановость, объемность. Изобразительная сила глаголов, используемых в другом временном значении, определяет и сферу применения этого приема: он присущ разговорному стилю, стилю художественной литературы.
Умелое использование глаголов движения в речи помогает избегать однообразного и унылого повторения одних и тех же слов и усиливает выразительность высказывания. В повседневной речи они выполняют две важные функции для всех, кто владеет русским языком.
- Во- первых, это функция замещения одних слов другими. Она вызвана стремлением избегать в акте речи нежелательных повторений одних и тех же слов.
- Во- вторых, это функция уточнения. Она вызвана желанием и необходимостью более четко обозначать явления, предметы и их признаки в процессе общения между говорящим и слушающим, пишущим и читающим.
Образность, красочность, живописность, впечатляемость художественного произведения во многом зависят от глаголов: чем шире используется глагольная синонимика, лексическая и грамматическая, тем точнее передает глагол тот или иной оттенок мысли и чувства, тем ярче впечатление, тем глубже воздействующая сила произведения.
Спасибо за внимание!