СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе»

Глаголы движения в произведениях Н. Н. Носова    Автор: Батталова Линара, обучающаяся 5 А класса  Научный руководитель: Кадышева Т. М., учитель русского языка и литературы

Глаголы движения в произведениях Н. Н. Носова Автор: Батталова Линара, обучающаяся 5 А класса Научный руководитель: Кадышева Т. М., учитель русского языка и литературы

Объект исследования-  глаголы со значением движения. Предмет исследования-  семантико- стилистическая характеристика глаголов движения. Гипотеза:  действительно ли глаголы движения многозначны и способны передать оттенки мысли, чувства, впечатления в художественных произведениях. Цель: классифицировать глаголы движения, использованные в произведениях детского писателя Н. Носова.
  • Объект исследования- глаголы со значением движения.
  • Предмет исследования- семантико- стилистическая характеристика глаголов движения.
  • Гипотеза: действительно ли глаголы движения многозначны и способны передать оттенки мысли, чувства, впечатления в художественных произведениях.
  • Цель: классифицировать глаголы движения, использованные в произведениях детского писателя Н. Носова.
Задачи исследования: изучить лингвистическую литературу по проблеме исследования; проанализировать произведения Н. Носова с точки зрения наличия в них глаголов движения; изучить лексическое значение выделенных глаголов движения с опорой на Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; Н.Ю. Шведовой; провести классификацию глаголов по лексико- семантической отнесенности; определить художественно- изобразительную функцию глаголов движения.

Задачи исследования:

  • изучить лингвистическую литературу по проблеме исследования;
  • проанализировать произведения Н. Носова с точки зрения наличия в них глаголов движения;
  • изучить лексическое значение выделенных глаголов движения с опорой на Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; Н.Ю. Шведовой;
  • провести классификацию глаголов по лексико- семантической отнесенности;
  • определить художественно- изобразительную функцию глаголов движения.
 М.М. Покровский в работе «Семасиологические исследования в области древних языков» отметил, что «слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, но соединяются (в нашей душе), независимо от нашего сознания, в различные группы, причем основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению».

М.М. Покровский в работе «Семасиологические исследования в области древних языков» отметил, что «слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, но соединяются (в нашей душе), независимо от нашего сознания, в различные группы, причем основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению».

 Признаки текста  Выраженность. Ограниченность. Связанность. Цельность. Упорядоченность или структурность.

Признаки текста

  • Выраженность.
  • Ограниченность.
  • Связанность.
  • Цельность.
  • Упорядоченность или структурность.
 В зависимости от содержания и от своей внутренней организации тексты делятся на коммуникативно - смысловые типы: повествование описание, рассуждение.

В зависимости от содержания и от своей внутренней организации тексты делятся на коммуникативно - смысловые типы: повествование описание, рассуждение.

 Текст помогает решить важнейший задачи: Анализ текстов с целью определения роли целой группы изученных явлений в формировании связного высказывания.  Замена имеющихся в тексте языковых средств синонимичными. Составление самостоятельных высказываний различного характера. Анализ текстов с целью определения речи соответствующего явления и эмоциональной окраски.  В основе лежат задачи типа: какую роль в передаче содержания текста играют… (слова, употребленные в переносном значении, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, глаголы и т.п.)

Текст помогает решить важнейший задачи:

  • Анализ текстов с целью определения роли целой группы изученных явлений в формировании связного высказывания.
  • Замена имеющихся в тексте языковых средств синонимичными.
  • Составление самостоятельных высказываний различного характера.
  • Анализ текстов с целью определения речи соответствующего явления и эмоциональной окраски.

В основе лежат задачи типа: какую роль в передаче содержания текста играют… (слова, употребленные в переносном значении, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, глаголы и т.п.)

 В современном русском языке значение «движение» передается глаголом «двигаться». В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (М.,2001) у данного глагола отмечено три значения: В Словаре синонимов З.Е. Александровой глагол «двигаться» имеет два синонимических ряда: находится в движении; трогаться с места; шевелиться, изменять положение тела.  передвигаться, перемещаться, подвигаться, сдвигаться, продвигаться, швырнуть (разг.) Шевелиться, двигаться, колотиться, ворочаться.

В современном русском языке значение «движение» передается глаголом «двигаться».

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (М.,2001) у данного глагола отмечено три значения:

В Словаре синонимов З.Е. Александровой глагол «двигаться» имеет два синонимических ряда:

  • находится в движении;
  • трогаться с места;
  • шевелиться, изменять положение тела.
  • передвигаться, перемещаться, подвигаться, сдвигаться, продвигаться, швырнуть (разг.)
  • Шевелиться, двигаться, колотиться, ворочаться.
 Кроме глаголов трех групп,  выделяемых в словаре, мы рассмотрели глаголы, имеющие отношение к значению движения. Их мы классифицировали по следующим признакам:  1 направление движения;  2 качественная характеристика;  3 целевая установка движения.

Кроме глаголов трех групп, выделяемых в словаре, мы рассмотрели глаголы, имеющие отношение к значению движения. Их мы классифицировали по следующим признакам: 1 направление движения; 2 качественная характеристика; 3 целевая установка движения.

 Особенности употребления глагольных форм создают богатую стилистическую палитру, широко используемую в стилистических и изобразительно - выразительных целях.

Особенности употребления глагольных форм создают богатую стилистическую палитру, широко используемую в стилистических и изобразительно - выразительных целях.

 Употребление в пределах одного текста разновременных глаголов придает изложению живость, многоплановость, объемность. Изобразительная сила глаголов, используемых в другом временном значении, определяет и сферу применения этого приема: он присущ разговорному стилю, стилю художественной литературы.

Употребление в пределах одного текста разновременных глаголов придает изложению живость, многоплановость, объемность. Изобразительная сила глаголов, используемых в другом временном значении, определяет и сферу применения этого приема: он присущ разговорному стилю, стилю художественной литературы.

 Умелое использование  глаголов движения в речи помогает избегать однообразного и унылого повторения одних и тех же слов и усиливает выразительность высказывания.  В повседневной речи они выполняют две важные функции для всех, кто владеет русским языком.

Умелое использование глаголов движения в речи помогает избегать однообразного и унылого повторения одних и тех же слов и усиливает выразительность высказывания. В повседневной речи они выполняют две важные функции для всех, кто владеет русским языком.

Во- первых, это функция замещения одних слов другими. Она вызвана стремлением избегать в акте речи нежелательных повторений одних и тех же слов. Во- вторых, это функция уточнения.  Она вызвана желанием и необходимостью более четко обозначать явления, предметы и их признаки в процессе общения между говорящим и слушающим, пишущим и читающим.
  • Во- первых, это функция замещения одних слов другими. Она вызвана стремлением избегать в акте речи нежелательных повторений одних и тех же слов.
  • Во- вторых, это функция уточнения. Она вызвана желанием и необходимостью более четко обозначать явления, предметы и их признаки в процессе общения между говорящим и слушающим, пишущим и читающим.
 Образность, красочность, живописность, впечатляемость художественного произведения во многом зависят от глаголов: чем шире используется глагольная синонимика, лексическая и грамматическая, тем точнее передает глагол тот или иной оттенок мысли и чувства, тем ярче впечатление, тем глубже воздействующая сила произведения.

Образность, красочность, живописность, впечатляемость художественного произведения во многом зависят от глаголов: чем шире используется глагольная синонимика, лексическая и грамматическая, тем точнее передает глагол тот или иной оттенок мысли и чувства, тем ярче впечатление, тем глубже воздействующая сила произведения.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!