Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе »
Анализ физико-химического состава почвы учебно-опытного участка ФМОУ ООШ с.Невежкино в с.Корсаевка
Выполнила работу:
Кривошеева Анастасия
Руководители работы:
Учитель географии Фрей Н.Г.
План участка МОУ ООШ с. Корсаевка
Участок
Сад
Теплица
Площадь участка и сада – 1га.
Выращиваются овощные, плодово-ягодные и цветочно-декоративные культуры.
Урожайность снижается.
- Цель: исследование физико-химических свойств почвы, установление причин ее низкой урожайности.
Задачи:
- 1. Изучить различные методики исследования почв. Выбрать те из них, которые возможно реализовать в условиях школьной лаборатории.
- 2. Провести исследования физических свойств и химического состава почвы пришкольного участка.
- 3. На основе полученных фактов дать общую характеристику состоянию почвы на пришкольном участке.
- 4. Предложить способы повышения плодородия почвы на пришкольном участке, не требующие особых материальных затрат и физических усилий .
Физический анализ почвы
Исследовали:
почвенный профиль
механический и минеральный состав
структуру почвы
водопроницаемость
аэрацию
Опыт №1 «Исследование почвенного профиля».
- 1 - слой, образованный листовым опадом или дерниной – не более 1см;
- 2 - гумусовый горизонт; он имеет тёмный цвет и содержит много органических веществ (перегноя) – 10-12 см;
- 3 - горизонт вымывания; он мало плодороден и имеет светлый оттенок из-за интенсивного вымывания частиц гумуса – 17-20 см;
- 4 - горизонт вымывания. В него вымываются и накапливаются вещества из вышележащих горизонтов.
Пробы почв участка
Опыт №2 «Определение механического и минерального состава почвы».
- Взяли немного почвы, слегка увлажнили её и скатали в ладонях. Почва скатывается в толстый жгут, который ломается при сгибании. Вывод: почва лёгкая суглинистая на 1 и 2 участках, в ней не значительно преобладает глинозём. На третьем - жгутик не ломается, почва глинистая, механический состав хуже.
Опыт №3 «Определение структуры почвы»
- Взяли немного почвы, разложили её тонким слоем на блюдце и рассмотрели. Почва распалась на комочки. При добавлении воды не образовалась сплошная вязкая масса на первом и втором участке, на третьем – образовалась . Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что на третьем участке почва малоструктурная.
Опыт №4 «Определение водопроницаемости почвы»
- Отобрали цилиндрический образец почвы.
- Налили примерно 100 мл воды в широкий сосуд и поместили в него отобранный образец. Время, за которое вода полностью впиталась в почву
19 мин 28с. Так как исследуемая почва сухая, структурная, то вода достаточно быстро впиталась в неё.
- Вывод: почва имеет высокую водопроницаемость
Опыт №5 «Определение содержания воздуха в почвенном образце»
- Отобрали цилиндрический образец почвы. Поместили образец в сосуд с водой и наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой. Определили:
- - 1минута 30секунд –время в течении которого выделялся воздух;
- - величины пузырьков – крупные и средние;
- - интенсивность выделения воздуха высокая.
- Вывод: аэрация почвы достаточно высокая.
Химический анализ почвы
Параметры химического анализа:
- оценка кислотности почвы
- оценка богатства почвы органическими веществами
- определение засоленности почвы
- определение присутствия тяжелых металлов.
Опыт №6 «Определение кислотности почвенной вытяжки»
- Из образцов почвы с участка приготовили почвенную вытяжку, поместив 2 грамма почвы в пробирку добавив 10 мл раствора хлорида калия.
Определение кислотности почвы
Способы определения кислотности
а) раствором индикатора универсального, добавив в первую пробирку 3-5 капель раствора индикатора;
б) индикаторной бумагой, опустив конец бумажной полоски пинцетом во вторую пробирку.
Результаты опыта
- Поле №1-рН =7среда нейтральная
- Поле №2 рН =7среда нейтральная
- Поле №3 рН=4
Среда слабо- кислая
Опыт №7 «Определение содержания гумуса в почве».
- Образец почвы массой 5,500г. ( m 1) прокалили на огне в течении часа для полного сгорания всех органических веществ. Остудили, взвесили почвенный образец после прокаливания ( m 2= 3,600 г.)Затем рассчитали процентное содержание органических веществ по формуле:{( m 1- m 2)*100%}: m 1=5500-3600*100:5500=34.5%
- Вывод: почва содержит небольшое количество органических веществ.
Опыт №8 «Изучение засоленности почвы»
- А) Обнаружение карбонат-ионов: в пробирку с исследуемой почвой добавили концентрированную соляную кислоту (68%). Наблюдали «вскипание» почвы (неинтенсивное выделение пузырьков). Это свидетельствует о наличии в почве карбонат-ионов.
- Б) Обнаружение сульфат-ионов: в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям раствор соли бария. Видимых изменений не обнаружили.
- В) Обнаружение сульфит-ионов: в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям спиртовой раствор йода. Видимых изменений не обнаружили.
- Г) Обнаружение хлорид-иона: в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям раствор нитрата серебра. Видимых изменений не обнаружили.
- Вывод : засоленность почвы отсутствует.
Опыт № 9 «Обнаружение тяжелых металлов в почве»
- А) Обнаружение ионов свинца: в пробирку с почвенным раствором добавили 1 мл раствора йодида калия. Видимых изменений не обнаружили.
- Б) Обнаружение ионов меди: в пробирку налили на 1/4 ее высоты раствор почвы, прилили в нее 2-3 мл (избыток) раствора аммиака, перемешали содержимое пробирки. Видимых изменений не обнаружили.
- В) Обнаружение ионов железа: в пробирку с почвенным раствором пипеткой налили 3-4 мл роданида калия. Видимых изменений не обнаружили.
- Вывод: исследуемый образец почвы не загрязнен тяжелыми металлами .
Нехватка калия( K )
- При недостатке калия наблюдается отставание растений в росте, нижние листья усыхают и покрываются грязно-желтыми пятнами с коричневым оттенком; на пластинках средних листьев между жилками появляется желтизна, верхние листья при этом долго сохраняют интенсивно зеленую окраску, но на нижней и средней частях их листовых пластинок появляются коричневые пятна.
Нехватка азота ( N )
- При нехватке азота растения становятся бледно-зелёные, преждевременно желтеют, замедляется рост, стебли тонкие и ветвятся слабо. Новые листочки маленькие, цветки засыхают не раскрываясь и опадают. При довольно длительном азотном голодании листья растений из бледно-зелёных превращаются в жёлтые, оранжевые или красные. Чтобы устранить азотное голодание, необходимо использовать азотные удобрения.
Нехватка фосфора ( P )
- При недостатке фосфора в растении происходит пожелтение нижних листочков, такие же реакции происходят при недостатке освещения. У некоторых – в листьях образуется вещество антоциан, которое окрашивает листья в красный цвет. Когда растение поражается клещами на листьях также появляются покраснения и деформация. Растения – мелкие, молодые листья бледно-зелёные, Листья засыхают рано.
Результаты исследования
- На участке и вблизи него нет источников антропогенного загрязнения.
- Минеральный состав, структурность, водопроницаемость, аэрация на участке №1,2 хорошие, на участке №3 слабые.
- Солей тяжелых металлов не обнаружено.
- Количество органических веществ недостаточное.
- На участке №3 повышена кислотность и большая примесь глины, что ухудшает аэрацию, водопроницаемость, структурность почвы.
- Анализ растений показал нехватку в почве азота, калия, фосфора.
Пути повышения плодородия
я
- Мульчирование почвы
- Посев сидеральных растений
- Компостирование органических отходов
- Применение севооборота
- Для снижения кислотности внесение золы или извести
- Применение комплексных минеральных удобрений