СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к научно- исследовательской работе < Анализ физико- химического состава почвы>

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе »

Анализ  физико-химического  состава почвы  учебно-опытного участка  ФМОУ ООШ с.Невежкино в с.Корсаевка  Выполнила работу: Кривошеева Анастасия Руководители работы: Учитель географии Фрей Н.Г.

Анализ физико-химического состава почвы учебно-опытного участка ФМОУ ООШ с.Невежкино в с.Корсаевка

Выполнила работу:

Кривошеева Анастасия

Руководители работы:

Учитель географии Фрей Н.Г.

План участка МОУ ООШ с. Корсаевка  Участок Сад Теплица Площадь участка и сада – 1га. Выращиваются овощные, плодово-ягодные и цветочно-декоративные культуры. Урожайность снижается.

План участка МОУ ООШ с. Корсаевка

Участок

Сад

Теплица

Площадь участка и сада – 1га.

Выращиваются овощные, плодово-ягодные и цветочно-декоративные культуры.

Урожайность снижается.

Цель: исследование физико-химических свойств почвы, установление причин ее низкой урожайности. Задачи: 1. Изучить различные методики исследования почв. Выбрать те из них, которые возможно реализовать в условиях школьной лаборатории. 2. Провести исследования физических свойств и химического состава почвы пришкольного участка. 3. На основе полученных фактов дать общую характеристику состоянию почвы на пришкольном участке. 4. Предложить способы повышения плодородия почвы на пришкольном участке, не требующие особых материальных затрат и физических усилий .
  • Цель: исследование физико-химических свойств почвы, установление причин ее низкой урожайности.

Задачи:

  • 1. Изучить различные методики исследования почв. Выбрать те из них, которые возможно реализовать в условиях школьной лаборатории.
  • 2. Провести исследования физических свойств и химического состава почвы пришкольного участка.
  • 3. На основе полученных фактов дать общую характеристику состоянию почвы на пришкольном участке.
  • 4. Предложить способы повышения плодородия почвы на пришкольном участке, не требующие особых материальных затрат и физических усилий .
Физический анализ почвы  Исследовали:  почвенный профиль  механический и минеральный состав  структуру почвы  водопроницаемость  аэрацию

Физический анализ почвы

Исследовали:

почвенный профиль

механический и минеральный состав

структуру почвы

водопроницаемость

аэрацию

Опыт №1  «Исследование почвенного профиля». 1 - слой, образованный листовым опадом или дерниной – не более 1см; 2 - гумусовый горизонт; он имеет тёмный цвет и содержит много органических веществ (перегноя) – 10-12 см; 3 - горизонт вымывания; он мало плодороден и имеет светлый оттенок из-за интенсивного вымывания частиц гумуса – 17-20 см; 4 - горизонт вымывания. В него вымываются и накапливаются вещества из вышележащих горизонтов.

Опыт №1 «Исследование почвенного профиля».

  • 1 - слой, образованный листовым опадом или дерниной – не более 1см;
  • 2 - гумусовый горизонт; он имеет тёмный цвет и содержит много органических веществ (перегноя) – 10-12 см;
  • 3 - горизонт вымывания; он мало плодороден и имеет светлый оттенок из-за интенсивного вымывания частиц гумуса – 17-20 см;
  • 4 - горизонт вымывания. В него вымываются и накапливаются вещества из вышележащих горизонтов.
 Пробы почв участка

Пробы почв участка

Опыт №2  «Определение механического и  минерального состава почвы». Взяли немного почвы, слегка увлажнили её и скатали в ладонях. Почва скатывается в толстый жгут, который ломается при сгибании. Вывод: почва лёгкая суглинистая на 1 и 2 участках, в ней не значительно преобладает глинозём. На третьем - жгутик не ломается, почва глинистая, механический состав хуже.

Опыт №2 «Определение механического и минерального состава почвы».

  • Взяли немного почвы, слегка увлажнили её и скатали в ладонях. Почва скатывается в толстый жгут, который ломается при сгибании. Вывод: почва лёгкая суглинистая на 1 и 2 участках, в ней не значительно преобладает глинозём. На третьем - жгутик не ломается, почва глинистая, механический состав хуже.
Опыт №3  «Определение структуры почвы» Взяли немного почвы, разложили её тонким слоем на блюдце и рассмотрели. Почва распалась на комочки. При добавлении воды не образовалась сплошная вязкая масса на первом и втором участке, на третьем – образовалась . Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что на третьем участке почва малоструктурная.

Опыт №3 «Определение структуры почвы»

  • Взяли немного почвы, разложили её тонким слоем на блюдце и рассмотрели. Почва распалась на комочки. При добавлении воды не образовалась сплошная вязкая масса на первом и втором участке, на третьем – образовалась . Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что на третьем участке почва малоструктурная.
Опыт №4  «Определение водопроницаемости почвы»  Отобрали цилиндрический образец почвы. Налили примерно 100 мл воды в широкий сосуд и поместили в него отобранный образец. Время, за которое вода полностью впиталась в почву  19 мин 28с. Так как исследуемая почва сухая, структурная, то вода достаточно быстро впиталась в неё. Вывод: почва имеет высокую водопроницаемость

Опыт №4 «Определение водопроницаемости почвы»

  • Отобрали цилиндрический образец почвы.
  • Налили примерно 100 мл воды в широкий сосуд и поместили в него отобранный образец. Время, за которое вода полностью впиталась в почву

19 мин 28с. Так как исследуемая почва сухая, структурная, то вода достаточно быстро впиталась в неё.

  • Вывод: почва имеет высокую водопроницаемость
Опыт №5  «Определение содержания воздуха в почвенном образце» Отобрали цилиндрический образец почвы. Поместили образец в сосуд с водой и наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой. Определили:  - 1минута 30секунд –время в течении которого выделялся воздух;  - величины пузырьков – крупные и средние;  - интенсивность выделения воздуха высокая. Вывод: аэрация почвы достаточно высокая.

Опыт №5 «Определение содержания воздуха в почвенном образце»

  • Отобрали цилиндрический образец почвы. Поместили образец в сосуд с водой и наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой. Определили:
  • - 1минута 30секунд –время в течении которого выделялся воздух;
  • - величины пузырьков – крупные и средние;
  • - интенсивность выделения воздуха высокая.
  • Вывод: аэрация почвы достаточно высокая.
Химический анализ почвы  Параметры химического анализа: - оценка кислотности почвы  - оценка богатства почвы органическими веществами  - определение засоленности почвы - определение присутствия тяжелых металлов.

Химический анализ почвы

Параметры химического анализа:

- оценка кислотности почвы

- оценка богатства почвы органическими веществами

- определение засоленности почвы

- определение присутствия тяжелых металлов.

Опыт №6  «Определение кислотности почвенной вытяжки» Из образцов почвы с участка приготовили почвенную вытяжку, поместив 2 грамма почвы в пробирку добавив 10 мл раствора хлорида калия.

Опыт №6 «Определение кислотности почвенной вытяжки»

  • Из образцов почвы с участка приготовили почвенную вытяжку, поместив 2 грамма почвы в пробирку добавив 10 мл раствора хлорида калия.
Определение  кислотности почвы  Способы определения кислотности а) раствором индикатора универсального, добавив в первую пробирку 3-5 капель раствора индикатора; б) индикаторной бумагой, опустив конец бумажной полоски пинцетом во вторую пробирку.

Определение кислотности почвы

Способы определения кислотности

а) раствором индикатора универсального, добавив в первую пробирку 3-5 капель раствора индикатора;

б) индикаторной бумагой, опустив конец бумажной полоски пинцетом во вторую пробирку.

Результаты опыта  Поле №1-рН =7среда нейтральная Поле №2 рН =7среда нейтральная Поле №3 рН=4 Среда слабо- кислая

Результаты опыта

  • Поле №1-рН =7среда нейтральная
  • Поле №2 рН =7среда нейтральная
  • Поле №3 рН=4

Среда слабо- кислая

Опыт №7  «Определение содержания гумуса в почве».  Образец почвы массой 5,500г. ( m 1) прокалили на огне в течении часа для полного сгорания всех органических веществ. Остудили, взвесили почвенный образец после прокаливания ( m 2= 3,600 г.)Затем рассчитали процентное содержание органических веществ по формуле:{( m 1- m 2)*100%}: m 1=5500-3600*100:5500=34.5% Вывод: почва содержит небольшое количество органических веществ.

Опыт №7 «Определение содержания гумуса в почве».

  • Образец почвы массой 5,500г. ( m 1) прокалили на огне в течении часа для полного сгорания всех органических веществ. Остудили, взвесили почвенный образец после прокаливания ( m 2= 3,600 г.)Затем рассчитали процентное содержание органических веществ по формуле:{( m 1- m 2)*100%}: m 1=5500-3600*100:5500=34.5%
  • Вывод: почва содержит небольшое количество органических веществ.
Опыт №8  «Изучение засоленности почвы» А) Обнаружение карбонат-ионов: в пробирку с исследуемой почвой добавили концентрированную соляную кислоту (68%). Наблюдали «вскипание» почвы (неинтенсивное выделение пузырьков). Это свидетельствует о наличии в почве карбонат-ионов. Б) Обнаружение сульфат-ионов: в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям раствор соли бария. Видимых изменений не обнаружили. В) Обнаружение сульфит-ионов: в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям спиртовой раствор йода. Видимых изменений не обнаружили. Г) Обнаружение хлорид-иона: в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям раствор нитрата серебра. Видимых изменений не обнаружили. Вывод : засоленность почвы отсутствует.

Опыт №8 «Изучение засоленности почвы»

  • А) Обнаружение карбонат-ионов: в пробирку с исследуемой почвой добавили концентрированную соляную кислоту (68%). Наблюдали «вскипание» почвы (неинтенсивное выделение пузырьков). Это свидетельствует о наличии в почве карбонат-ионов.
  • Б) Обнаружение сульфат-ионов: в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям раствор соли бария. Видимых изменений не обнаружили.
  • В) Обнаружение сульфит-ионов: в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям спиртовой раствор йода. Видимых изменений не обнаружили.
  • Г) Обнаружение хлорид-иона: в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям раствор нитрата серебра. Видимых изменений не обнаружили.
  • Вывод : засоленность почвы отсутствует.
Опыт № 9  «Обнаружение тяжелых металлов в почве» А) Обнаружение ионов свинца: в пробирку с почвенным раствором добавили 1 мл раствора йодида калия. Видимых изменений не обнаружили. Б) Обнаружение ионов меди: в пробирку налили на 1/4 ее высоты раствор почвы, прилили в нее 2-3 мл (избыток) раствора аммиака, перемешали содержимое пробирки. Видимых изменений не обнаружили. В) Обнаружение ионов железа: в пробирку с почвенным раствором пипеткой налили 3-4 мл роданида калия. Видимых изменений не обнаружили.  Вывод: исследуемый образец почвы не загрязнен тяжелыми металлами .

Опыт № 9 «Обнаружение тяжелых металлов в почве»

  • А) Обнаружение ионов свинца: в пробирку с почвенным раствором добавили 1 мл раствора йодида калия. Видимых изменений не обнаружили.
  • Б) Обнаружение ионов меди: в пробирку налили на 1/4 ее высоты раствор почвы, прилили в нее 2-3 мл (избыток) раствора аммиака, перемешали содержимое пробирки. Видимых изменений не обнаружили.
  • В) Обнаружение ионов железа: в пробирку с почвенным раствором пипеткой налили 3-4 мл роданида калия. Видимых изменений не обнаружили.
  • Вывод: исследуемый образец почвы не загрязнен тяжелыми металлами .
 Нехватка калия( K )   При недостатке калия наблюдается отставание растений в росте, нижние листья усыхают и покрываются грязно-желтыми пятнами с коричневым оттенком; на пластинках средних листьев между жилками появляется желтизна, верхние листья при этом долго сохраняют интенсивно зеленую окраску, но на нижней и средней частях их листовых пластинок появляются коричневые пятна.

Нехватка калия( K )

  •   При недостатке калия наблюдается отставание растений в росте, нижние листья усыхают и покрываются грязно-желтыми пятнами с коричневым оттенком; на пластинках средних листьев между жилками появляется желтизна, верхние листья при этом долго сохраняют интенсивно зеленую окраску, но на нижней и средней частях их листовых пластинок появляются коричневые пятна.
 Нехватка азота ( N ) При нехватке азота растения становятся бледно-зелёные, преждевременно желтеют, замедляется рост, стебли тонкие и ветвятся слабо. Новые листочки  маленькие, цветки засыхают не раскрываясь и опадают.  При довольно длительном азотном голодании листья растений из бледно-зелёных превращаются в жёлтые, оранжевые или красные.  Чтобы устранить азотное голодание, необходимо использовать азотные удобрения.

Нехватка азота ( N )

  • При нехватке азота растения становятся бледно-зелёные, преждевременно желтеют, замедляется рост, стебли тонкие и ветвятся слабо. Новые листочки маленькие, цветки засыхают не раскрываясь и опадают. При довольно длительном азотном голодании листья растений из бледно-зелёных превращаются в жёлтые, оранжевые или красные. Чтобы устранить азотное голодание, необходимо использовать азотные удобрения.
Нехватка фосфора ( P ) При недостатке фосфора в растении происходит пожелтение нижних листочков, такие же реакции происходят при недостатке  освещения. У некоторых – в листьях образуется вещество антоциан, которое окрашивает листья в красный цвет. Когда растение поражается клещами на листьях также появляются покраснения и деформация. Растения – мелкие, молодые листья бледно-зелёные, Листья засыхают рано.

Нехватка фосфора ( P )

  • При недостатке фосфора в растении происходит пожелтение нижних листочков, такие же реакции происходят при недостатке  освещения. У некоторых – в листьях образуется вещество антоциан, которое окрашивает листья в красный цвет. Когда растение поражается клещами на листьях также появляются покраснения и деформация. Растения – мелкие, молодые листья бледно-зелёные, Листья засыхают рано.
Результаты исследования На участке и вблизи него нет источников антропогенного загрязнения. Минеральный состав, структурность, водопроницаемость, аэрация на участке №1,2 хорошие, на участке №3 слабые. Солей тяжелых металлов не обнаружено. Количество органических веществ недостаточное. На участке №3 повышена кислотность и большая примесь глины, что ухудшает аэрацию, водопроницаемость, структурность почвы. Анализ растений показал нехватку в почве азота, калия, фосфора.

Результаты исследования

  • На участке и вблизи него нет источников антропогенного загрязнения.
  • Минеральный состав, структурность, водопроницаемость, аэрация на участке №1,2 хорошие, на участке №3 слабые.
  • Солей тяжелых металлов не обнаружено.
  • Количество органических веществ недостаточное.
  • На участке №3 повышена кислотность и большая примесь глины, что ухудшает аэрацию, водопроницаемость, структурность почвы.
  • Анализ растений показал нехватку в почве азота, калия, фосфора.
Пути  повышения плодородия я  Мульчирование почвы Посев сидеральных растений Компостирование органических отходов Применение севооборота Для снижения кислотности внесение золы или извести Применение комплексных минеральных удобрений

Пути повышения плодородия

я

  • Мульчирование почвы
  • Посев сидеральных растений
  • Компостирование органических отходов
  • Применение севооборота
  • Для снижения кислотности внесение золы или извести
  • Применение комплексных минеральных удобрений


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!