СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к лекции 14-1. Модернизм

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЛЕКЦИИ 14-1. Модернизм.

Скачать лекцию

Презентация содержит иллюстративный материал к лекции и основные выдержки из текста. Лекция рекомендуется для проведения занятий по предмету История изобразительного искусства в колледжах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к лекции 14-1. Модернизм»

МОДЕРНИЗМ

МОДЕРНИЗМ

Модернизм в изобразительном искусстве — совокупность художественных течений, характеризующихся нарушением классических изобразительных форм, установлением нового и утверждением радикальных художественных принципов. Модернизм затрагивает изобразительный стиль и содержание искусства. Модернизм определяют как своеобразную философию и новую форму художественного мышления.

Модернизм в изобразительном искусстве — совокупность художественных течений, характеризующихся нарушением классических изобразительных форм, установлением нового и утверждением радикальных художественных принципов. Модернизм затрагивает изобразительный стиль и содержание искусства. Модернизм определяют как своеобразную философию и новую форму художественного мышления.

Авангард Авангардизм , или авангард — совокупность множества художественных направлений, появившихся на рубеже 19-20 столетий. Можно назвать основные имена и направления авангарда, но сформулировать общие черты практически невозможно. Это целая система проникающих друг в друга стилей, концепций, теорий, языков, школ. Авангард в изобразительном искусстве можно понимать как эксперимент — с концепцией, цветом, формой. Казимир Малевич «Черный квадрат»

Авангард

Авангардизм , или авангард — совокупность множества художественных направлений, появившихся на рубеже 19-20 столетий. Можно назвать основные имена и направления авангарда, но сформулировать общие черты практически невозможно. Это целая система проникающих друг в друга стилей, концепций, теорий, языков, школ. Авангард в изобразительном искусстве можно понимать как эксперимент — с концепцией, цветом, формой.

Казимир Малевич

«Черный квадрат»

Фовизм Фовизм  считается самым первым авангардным стилем. Свое название это направление получило в 1905 году и просуществовало всего пару лет, после чего художники углубились каждый в свои творческие изыскания. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Влиятельный искусствовед Луи Воксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском). Робер Делоне. Портрет Жана Метценже, 1906

Фовизм

Фовизм  считается самым первым авангардным стилем. Свое название это направление получило в 1905 году и просуществовало всего пару лет, после чего художники углубились каждый в свои творческие изыскания. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Влиятельный искусствовед Луи Воксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском).

Робер Делоне. Портрет Жана Метценже, 1906

ОСОБЕННОСТИ:  Цвет мог выражать определенное настроение или формировать структуру внутри картины, но ему больше не нужно было соответствовать реальности. Единство и баланс композиции. Максимальное упрощение форм и яркие насыщенные цвета. Моментальное визуальное впечатление от такой работы должно было быть сильным и цельным. Непосредственное переживание художником своих сюжетов, его эмоциональная реакция на природу и интуиция были важнее академической теории или возвышенных сюжетов. Альбер Марке. Постеры в Трувиле. 1906

ОСОБЕННОСТИ:

  • Цвет мог выражать определенное настроение или формировать структуру внутри картины, но ему больше не нужно было соответствовать реальности.
  • Единство и баланс композиции. Максимальное упрощение форм и яркие насыщенные цвета. Моментальное визуальное впечатление от такой работы должно было быть сильным и цельным.
  • Непосредственное переживание художником своих сюжетов, его эмоциональная реакция на природу и интуиция были важнее академической теории или возвышенных сюжетов.

Альбер Марке. Постеры в Трувиле. 1906

Анри Матисс Анри Матисс - французский художник, чертёжник, скульптор, гравёр - известен, в первую очередь, за особую технику использования цвета. Его стиль, получивший название «фовизм» или дикий, часто сопровождался грубой критикой со стороны общества. Анри Матисс

Анри Матисс

Анри Матисс - французский художник, чертёжник, скульптор, гравёр - известен, в первую очередь, за особую технику использования цвета. Его стиль, получивший название «фовизм» или дикий, часто сопровождался грубой критикой со стороны общества.

Анри Матисс

"Зелёная полоса"

("Мадам Матисс")

Натюрморт Читающая женщина, 1894

Натюрморт

Читающая женщина, 1894

Танец

Танец

Музыка

Музыка

Мастерская художника, 1911

Мастерская художника, 1911

Кубизм Кубизм  - модернистское течение в живописи 1-й четверти 20 века. Его возникновение относят к 1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака, в частности с картиной Пикассо «Авиньонские девицы», на которой изображены деформированные, огрубленные фигуры, а перспектива и светотень отсутствуют. По сути, кубисты изображали не то, что видели, а то, что знали. Например, они знали, что отверстие у бутылки круглое - с какого ракурса на нее не смотри. А не эллиптическое, каким оно становится в результате перспективного сокращения. Пикассо «Авиньонские девицы»

Кубизм

Кубизм  - модернистское течение в живописи 1-й четверти 20 века. Его возникновение относят к 1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака, в частности с картиной Пикассо «Авиньонские девицы», на которой изображены деформированные, огрубленные фигуры, а перспектива и светотень отсутствуют. По сути, кубисты изображали не то, что видели, а то, что знали. Например, они знали, что отверстие у бутылки круглое - с какого ракурса на нее не смотри. А не эллиптическое, каким оно становится в результате перспективного сокращения.

Пикассо «Авиньонские девицы»

ПЕРИОДЫ КУБИЗМА:   Сезанновский - сложился под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. Мощные объёмы как бы укладываются на холст, цвет усиливает объём (Пикассо

ПЕРИОДЫ КУБИЗМА:

  • Сезанновский - сложился под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. Мощные объёмы как бы укладываются на холст, цвет усиливает объём (Пикассо "Три женщины", 1909 г.).

Пабло Пикассо "Три женщины"

 Аналитический - предмет дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет (Брак
  • Аналитический - предмет дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет (Брак "В честь И.С. Баха", 1912 г.)

Жорж Брак

"В честь И.С. Баха»

 Синтетический - картины превращаются в красочные, плоскостные панно (Пикассо
  • Синтетический - картины превращаются в красочные, плоскостные панно (Пикассо "Харчевня", 1913-1914 гг.), формы становятся более декоративными, в рисунок вводятся буквенные трафареты и различные наклейки, образующие коллажи.

ПаблоПикассо "Харчевня"

Пабло Пикассо Художник Пабло Пикассо  родился в Испании в семье искусствоведа Хосе Руиса в 1881 году. После учебы Пабло Пикассо переезжает в Париж. Именно во Франции испанский художник написал свои лучшие работы. Творческая биография Пабло Пикассо разделяется на несколько этапов:  Голубой период . Картины этого периода выполнены, в основном, в холодных сине-зеленых тонах. Герои - старики, бедные матери и дети. Сам художник в это время беден и несчастен.  Розовый период . Картины становятся более жизнерадостными, в них преобладают розовые и оранжевые тона. В этом период в жизни Пабло Пикассо появляется Фернанда Оливье - возлюбленная и муза.

Пабло Пикассо

Художник Пабло Пикассо  родился в Испании в семье искусствоведа Хосе Руиса в 1881 году. После учебы Пабло Пикассо переезжает в Париж. Именно во Франции испанский художник написал свои лучшие работы.

Творческая биография Пабло Пикассо разделяется на несколько этапов:

  • Голубой период . Картины этого периода выполнены, в основном, в холодных сине-зеленых тонах. Герои - старики, бедные матери и дети. Сам художник в это время беден и несчастен.
  • Розовый период . Картины становятся более жизнерадостными, в них преобладают розовые и оранжевые тона. В этом период в жизни Пабло Пикассо появляется Фернанда Оливье - возлюбленная и муза.
Голубой период Любительница абсента Старый еврей с мальчиком

Голубой период

Любительница абсента

Старый еврей с мальчиком

Суп

Суп

Розовый период Девочка на шаре Акробат и юный Арлекин

Розовый период

Девочка на шаре

Акробат и юный Арлекин

 Африканский  период . Отход от изображения конкретного человека, появляются африканские мотивы. Бокал и фрукты Дама с веером
  • Африканский период . Отход от изображения конкретного человека, появляются африканские мотивы.

Бокал и фрукты

Дама с веером

 Кубизм . Предметы, изображенные на картинах, как бы построены из кубиков. Искусствоведы не приняли кубизма, но картины замечательно продаются. Столик в кафе  Аккордеонист
  • Кубизм . Предметы, изображенные на картинах, как бы построены из кубиков. Искусствоведы не приняли кубизма, но картины замечательно продаются.

Столик в кафе 

Аккордеонист

 Неоклассицизм . Цвета становятся ярче, образы - четче. Первая женитьба на балерине Ольге Хохловой, рождение сына. Сидящая женщина в сорочке Портрет Ольги в кресле
  • Неоклассицизм . Цвета становятся ярче, образы - четче. Первая женитьба на балерине Ольге Хохловой, рождение сына.

Сидящая женщина в сорочке

Портрет Ольги в кресле

 Сюрреализм . Четкий отпечаток на творчестве семейных проблем: серия портретов женщины. Новая любовь, рождение дочери. Увлечение скульптурой. Композиция (Женская фигура на пляже) Поцелуй
  • Сюрреализм . Четкий отпечаток на творчестве семейных проблем: серия портретов женщины. Новая любовь, рождение дочери. Увлечение скульптурой.

Композиция (Женская фигура на пляже)

Поцелуй

Автопортреты 18 лет 20 лет 15 лет

Автопортреты

18 лет

20 лет

15 лет

24 года 25 лет 35 лет

24 года

25 лет

35 лет

83 года 85лет 56 лет

83 года

85лет

56 лет

90 лет 89 лет

90 лет

89 лет

90 лет

90 лет

Футуризм Футуризм - авангардное течение в художественном искусстве начала 20 века, появившееся в Италии и получившее наибольшее развитие у себя на Родине и в России. Его последователи позиционировали себя как революционеры в искусстве, главной задачей которых было полное отторжение устаревших традиций и стереотипов, создание новой модели мироустройства, построенной на принципах развития технического прогресса и урбанизации. Луиджи Руссоло

Футуризм

Футуризм - авангардное течение в художественном искусстве начала 20 века, появившееся в Италии и получившее наибольшее развитие у себя на Родине и в России. Его последователи позиционировали себя как революционеры в искусстве, главной задачей которых было полное отторжение устаревших традиций и стереотипов, создание новой модели мироустройства, построенной на принципах развития технического прогресса и урбанизации.

Луиджи Руссоло "Восстание"

Основные принципы нового направления - отрицание нравственных и художественных ценностей старой культуры и преклонение перед культом машинной урбанизированной цивилизации. В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта. Шандор Бортник

Основные принципы нового направления - отрицание нравственных и художественных ценностей старой культуры и преклонение перед культом машинной урбанизированной цивилизации.

В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта.

Шандор Бортник "Красный паровоз"

Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея». К ним присоединились и другие молодые художники: Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Михаил Матюшин, Александра Эстер, Казимир Малевич. Николай Дюльгеров

Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея». К ним присоединились и другие молодые художники: Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Михаил Матюшин, Александра Эстер, Казимир Малевич.

Николай Дюльгеров "Рациональный человек"

Давид Бурлюк "Время "

Наталья Гончарова

Наталья Гончарова "Велосипедист"

Казимир Малевич "Дама на остановке трамвая"

Экспрессионизм Экспрессионизм — художественный стиль, в котором художник стремится изобразить не объективную реальность, а субъективные эмоции и реакции, возникающие у человека в ответ на события в мире. Художник достигает этой цели путем искажения, преувеличения, примитивизма или фантазии, через яркие оттенки и выразительные мазки. Экспрессионисты отодвинули на второй план реальные объекты, остановив внимание на выражении чувств. Марианна Верёвкина

Экспрессионизм

Экспрессионизм — художественный стиль, в котором художник стремится изобразить не объективную реальность, а субъективные эмоции и реакции, возникающие у человека в ответ на события в мире. Художник достигает этой цели путем искажения, преувеличения, примитивизма или фантазии, через яркие оттенки и выразительные мазки. Экспрессионисты отодвинули на второй план реальные объекты, остановив внимание на выражении чувств.

Марианна Верёвкина

Особенностью стиля является использование плавных линий для изображения объектов, преувеличенных мазков, выглядящих грубо. Выразительные черты произведений живописцев передают эмоциональное состояние художника, который реагирует на перемены окружающего мира. « Игрушки маленького Вальтера»  Август Макке

Особенностью стиля является использование плавных линий для изображения объектов, преувеличенных мазков, выглядящих грубо. Выразительные черты произведений живописцев передают эмоциональное состояние художника, который реагирует на перемены окружающего мира.

« Игрушки маленького Вальтера»

Август Макке

Эдвард Мунк В 1863 году, в семье Кристиана Мунка, норвежского военного врача, появился на свет живописец, теоретик искусства  Эдвард Мунк . Когда мальчику было 5 лет, его мать скончалась от туберкулеза. Спустя несколько лет ушла из жизни и его пятнадцатилетняя сестра, охваченная той же болезнью. Эти события наложили отпечаток на дальнейшее творчество художника и его жизнь в целом.

Эдвард Мунк

В 1863 году, в семье Кристиана Мунка, норвежского военного врача, появился на свет живописец, теоретик искусства  Эдвард Мунк . Когда мальчику было 5 лет, его мать скончалась от туберкулеза. Спустя несколько лет ушла из жизни и его пятнадцатилетняя сестра, охваченная той же болезнью. Эти события наложили отпечаток на дальнейшее творчество художника и его жизнь в целом.

В возрасте 23-х лет Мунку выпадает шанс побывать на восьмой выставке импрессионистов в Париже, которая являлась последней. В этот же период, Мунк создает одну из своих известнейших картин «Больная девочка». Данное произведение явно отражало всю боль перенесенную им в детском возрасте. Больная девочка

В возрасте 23-х лет Мунку выпадает шанс побывать на восьмой выставке импрессионистов в Париже, которая являлась последней. В этот же период, Мунк создает одну из своих известнейших картин «Больная девочка». Данное произведение явно отражало всю боль перенесенную им в детском возрасте.

Больная девочка

Меланхолия  

Меланхолия  

Поцелуй Созревание

Поцелуй

Созревание

Летняя ночь. Ингер на берегу

Летняя ночь. Ингер на берегу

В 1893 году на свет появилась самая известная картина Эдварда Мунка - «Крик». Эта картина является важным событием в экспрессионизме.

В 1893 году на свет появилась самая известная картина Эдварда Мунка - «Крик». Эта картина является важным событием в экспрессионизме.

Супрематизм Супрематизм — течение в искусстве авангарда. Основоположником был советский художник и педагог  Казимир Малевич . Первой работой в этом стиле эксперты считают  «Черный квадрат», или, как назвал его сам автор, «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913». «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913»

Супрематизм

Супрематизм — течение в искусстве авангарда. Основоположником был советский художник и педагог  Казимир Малевич . Первой работой в этом стиле эксперты считают  «Черный квадрат», или, как назвал его сам автор, «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913».

«Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913»

Термин «супрематизм» происходит от латинского слова supremus, которое означает «высший» или «превосходный». Под супрематизмом Малевич подразумевал искусство будущего — оно должно было заменить традиционную живопись. Супрематисты стремились передать окружающую действительность с помощью цвета и геометрических форм: прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника. Спортсмены  Супрематизм

Термин «супрематизм» происходит от латинского слова supremus, которое означает «высший» или «превосходный». Под супрематизмом Малевич подразумевал искусство будущего — оно должно было заменить традиционную живопись. Супрематисты стремились передать окружающую действительность с помощью цвета и геометрических форм: прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника.

Спортсмены 

Супрематизм

Казимир Малевич КАЗИМИР СЕВЕРИНОВИЧ МАЛЕВИЧ — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени. Белое на белом 

Казимир Малевич

КАЗИМИР СЕВЕРИНОВИЧ МАЛЕВИЧ — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.

Белое на белом 

Пейзаж

Пейзаж

Автопортрет в двух измерениях

Автопортрет в двух измерениях

Абстракционизм Абстракционизм — направление в искусстве, использующее в качестве принципа отказ от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике, освобождение слова от ассоциации в литературе. Произведения абстракционизма в изобразительном искусстве основаны исключительно на формальных элементах: линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация. Первая абстрактная картина (акварель)

Абстракционизм

Абстракционизм — направление в искусстве, использующее в качестве принципа отказ от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике, освобождение слова от ассоциации в литературе. Произведения абстракционизма в изобразительном искусстве основаны исключительно на формальных элементах: линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация.

Первая абстрактная картина (акварель)

Василий Кандинский Василий Васильевич Кандинский — представитель авангарда, один из основоположников абстрактного в живописи. Он был первым, кто теоретически обосновал принципы нового искусства.  В начале своей художественной карьеры мастер работал в реалистичной и частично абстрактной манере, экспериментировал с формами и цветом, писал на стекле. Пришедшие к власти фашисты успели уничтожить множество работ Василия Васильевича, как и других талантливых мастеров, причисленных к категории «дегенеративного искусства». Габриэла Мюнтер

Василий Кандинский

Василий Васильевич Кандинский — представитель авангарда, один из основоположников абстрактного в живописи. Он был первым, кто теоретически обосновал принципы нового искусства.  В начале своей художественной карьеры мастер работал в реалистичной и частично абстрактной манере, экспериментировал с формами и цветом, писал на стекле. Пришедшие к власти фашисты успели уничтожить множество работ Василия Васильевича, как и других талантливых мастеров, причисленных к категории «дегенеративного искусства».

Габриэла Мюнтер

Мягкая напряженность

Мягкая напряженность

В синем Несколько кругов

В синем

Несколько кругов

Черный аккомпанемент

Черный

аккомпанемент