Просмотр содержимого документа
«Презентация к мастер- классу по теме "Приемы работы с текстом на уроках русского языка в 3 классе"»
Приемы работы с текстом
на уроках
русского языка
Часть 1
- Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ВПР.
- Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
- Новые ФГОС декларируют необходимость формирования у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин. Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умение воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируется в сочетании с умением строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения, общие для всех видов.
- Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
- Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
- - нахождение границ предложений в тексте;
- - деление текста на абзацы;
- - восстановление деформированного текста;
- - собирание текста из фрагментов;
- - комплексный анализ текста;
- - реконструкция текста;
- - синквейн;
- - поэтическая разминка;
- - прием «фишбоун».
Часть II
Практическая
Кто это? Опишите его.
Описание -
- тип текста (тип речи): словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и рассуждением
Поведайте, о чём этот слайд?
ПОВЕСТВОВАНИЕ -
- тип текста (тип речи): рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени; один из функционально-смысловых типов речи наряду с рассуждением и описанием.
Каково значение полета в космос для человечества?
РАССУЖДЕНИЕ -
- тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.
Космонавты говорят, что Земля, если посмотреть на неё из космоса, не такая уж и большая. И вот на этой небольшой Земле теплится жизнь природы. И нигде её, может быть, больше нет. Эта жизнь драгоценна! А мы её часто не бережём.
Весной мы ломаем целые веники вербы с барашками, огромные охапки черёмухи. И вот уже вокруг городов не осталось больше черёмухи, вербы. Их место заняли сорняки, крапива, ольха. Мы стараемся поймать самых красивых птиц, а некоторые охотятся на птиц с рогаткой, собирают коллекции птичьих яиц, гоняют белок. И вот рядом с нами уживаются только воробьи, вороны, галки и мыши. Мы сами себя обделяем, обедняем, опустошаем.
Не знаю, как вам, а мне при виде разорённых муравейников и ободранных берёз становится так стыдно, будто я сам это сделал. Оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги — везде жизнь таинственная и удивительная. Она радует нас, удивляет и просветляет. Мы должны любить, уважать и беречь природу, ведь без нашего внимания и помощи сама по себе она может не устоять.
»
Текст — это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу
Типы речи:
Повествование.
Описание.
Рассуждение.
Стили речи:
художественный;
публицистический;
официально-деловой;
научный;
разговорный.
- Задание 1 группе. Комплексный анализ текста.
1. Прочитайте текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
- Задание 2 группе. Реконструкция текста .
- При знакомстве с понятием «текст» предлагается восстановить древний пергамент, в котором некоторая информация оказалась утраченной.
- Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений ..
- Задание 3 группе. Сложение целого текста из частей
- Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?
- Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст, посвященный одной теме. Озаглавьте текст.
Подведение итогов мастер-класса Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Рефлексия Каждый человек – решение чьей-то проблемы
- – Каждый человек на Земле – это решение чьей-то проблемы, – сказала как-то моя мудрая бабушка. Я очень удивилась её словам. – Ты – решение чьей-то проблемы, – повторила она. И пояснила: – Дар, который дан тебе, может быть не нужен всем, но он, безусловно, просто необходим кому-то – твоя улыбка, твоя любовь, твоя сила.