СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к мастер- классу по теме "Приемы работы с текстом на уроках русского языка в 3 классе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная презентация является приложением к конспекту мастер-класса по теме "Приемы работы с текстом на уроках русского языка"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к мастер- классу по теме "Приемы работы с текстом на уроках русского языка в 3 классе"»

Приемы работы с текстом на уроках русского языка

Приемы работы с текстом

на уроках

русского языка

Часть 1 Теоретическая

Часть 1

  • Теоретическая
Цель:  обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ВПР. Задачи: -       продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом; -       прокомментировать эффективность применения данных приемов; -       отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
  • Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ВПР.
  • Задачи:

-       продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

-       прокомментировать эффективность применения данных приемов;

-       отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

 Новые ФГОС декларируют  необходимость формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин.  Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умение воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируется в сочетании с умением строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения,  общие для всех видов.  Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей. 
  • Новые ФГОС декларируют  необходимость формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин.  Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умение воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируется в сочетании с умением строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения,  общие для всех видов.
  • Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей. 
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности: - нахождение границ  предложений в тексте; - деление текста на абзацы; - восстановление деформированного текста; - собирание текста из фрагментов; - комплексный анализ текста; - реконструкция текста; - синквейн; - поэтическая разминка; - прием «фишбоун».
  • Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
  • - нахождение границ  предложений в тексте;
  • - деление текста на абзацы;
  • - восстановление деформированного текста;
  • - собирание текста из фрагментов;
  • - комплексный анализ текста;
  • - реконструкция текста;
  • - синквейн;
  • - поэтическая разминка;
  • - прием «фишбоун».
 Часть II Практическая

Часть II

Практическая

Кто это? Опишите его.

Кто это? Опишите его.

Описание - тип текста (тип речи): словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков; один из функционально-смысловых типов речи наряду с  повествованием и рассуждением

Описание -

  • тип текста (тип речи): словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков; один из функционально-смысловых типов речи наряду с  повествованием и рассуждением
Поведайте, о чём этот слайд?

Поведайте, о чём этот слайд?

ПОВЕСТВОВАНИЕ -  тип текста (тип речи): рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени; один из функционально-смысловых типов речи наряду с рассуждением и описанием.

ПОВЕСТВОВАНИЕ -

  • тип текста (тип речи): рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени; один из функционально-смысловых типов речи наряду с рассуждением и описанием.
Каково значение полета в космос для человечества?

Каково значение полета в космос для человечества?

РАССУЖДЕНИЕ -   тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием   и описанием.

РАССУЖДЕНИЕ -

  •   тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием   и описанием.
Космонавты говорят, что Земля, если посмотреть на неё из космоса, не такая уж и большая. И вот на этой небольшой Земле теплится жизнь природы. И нигде её, может быть, больше нет. Эта жизнь драгоценна! А мы её часто не бережём. Весной мы ломаем целые веники вербы с барашками, огромные охапки черёмухи. И вот уже вокруг городов не осталось больше черёмухи, вербы. Их место заняли сорняки, крапива, ольха. Мы стараемся поймать самых красивых птиц, а некоторые охотятся на птиц с рогаткой, собирают коллекции птичьих яиц, гоняют белок. И вот рядом с нами уживаются только воробьи, вороны, галки и мыши. Мы сами себя обделяем, обедняем, опустошаем. Не знаю, как вам, а мне при виде разорённых муравейников и ободранных берёз становится так стыдно, будто я сам это сделал. Оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги — везде жизнь таинственная и удивительная. Она радует нас, удивляет и просветляет. Мы должны любить, уважать и беречь природу, ведь без нашего внимания и помощи сама по себе она может не устоять. »

Космонавты говорят, что Земля, если посмотреть на неё из космоса, не такая уж и большая. И вот на этой небольшой Земле теплится жизнь природы. И нигде её, может быть, больше нет. Эта жизнь драгоценна! А мы её часто не бережём.

Весной мы ломаем целые веники вербы с барашками, огромные охапки черёмухи. И вот уже вокруг городов не осталось больше черёмухи, вербы. Их место заняли сорняки, крапива, ольха. Мы стараемся поймать самых красивых птиц, а некоторые охотятся на птиц с рогаткой, собирают коллекции птичьих яиц, гоняют белок. И вот рядом с нами уживаются только воробьи, вороны, галки и мыши. Мы сами себя обделяем, обедняем, опустошаем.

Не знаю, как вам, а мне при виде разорённых муравейников и ободранных берёз становится так стыдно, будто я сам это сделал. Оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги — везде жизнь таинственная и удивительная. Она радует нас, удивляет и просветляет. Мы должны любить, уважать и беречь природу, ведь без нашего внимания и помощи сама по себе она может не устоять.

»

Текст — это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу

Текст — это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу

Типы речи: Повествование. Описание. Рассуждение.

Типы речи:

Повествование.

Описание.

Рассуждение.

Стили речи: художественный; публицистический; официально-деловой; научный; разговорный.

Стили речи:

художественный;

публицистический;

официально-деловой;

научный;

разговорный.

Задание 1 группе. Комплексный анализ текста. 1. Прочитайте текст. 2. Определите тему текста. 3. Определите идею текста. 4. Определите тип речи. 5. Определите стиль речи. Задание 2 группе. Реконструкция текста . При знакомстве с понятием «текст» предлагается восстановить древний пергамент, в котором  некоторая информация  оказалась утраченной. Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений .. Задание 3 группе. Сложение целого текста из частей Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом? Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст, посвященный одной теме. Озаглавьте текст.
  • Задание 1 группе. Комплексный анализ текста.

1. Прочитайте текст.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

  • Задание 2 группе. Реконструкция текста .
  • При знакомстве с понятием «текст» предлагается восстановить древний пергамент, в котором  некоторая информация  оказалась утраченной.
  • Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений ..
  • Задание 3 группе. Сложение целого текста из частей
  • Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?
  • Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст, посвященный одной теме. Озаглавьте текст.

Подведение итогов мастер-класса  Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:   ● учить видеть, слышать и чувствовать текст; ●      пополнять речевую память учащегося; ●      обогащать словарный запас; ●      продуктивно усваивать учебный материал; ●      прививать эстетический вкус; ●   формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Подведение итогов мастер-класса Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

● учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●      пополнять речевую память учащегося;

●      обогащать словарный запас;

●      продуктивно усваивать учебный материал;

●      прививать эстетический вкус;

●   формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

 Рефлексия  Каждый человек – решение чьей-то проблемы – Каждый человек на Земле – это решение чьей-то проблемы, – сказала как-то моя мудрая бабушка.  Я очень удивилась её словам.  – Ты – решение чьей-то проблемы, – повторила она.  И пояснила:  – Дар, который дан тебе, может быть не нужен всем, но он, безусловно, просто необходим кому-то – твоя улыбка, твоя любовь, твоя сила.

Рефлексия Каждый человек – решение чьей-то проблемы

  • – Каждый человек на Земле – это решение чьей-то проблемы, – сказала как-то моя мудрая бабушка. Я очень удивилась её словам. – Ты – решение чьей-то проблемы, – повторила она. И пояснила: – Дар, который дан тебе, может быть не нужен всем, но он, безусловно, просто необходим кому-то – твоя улыбка, твоя любовь, твоя сила.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!