СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к методическому вестнику «Формирование положительной учебной мотивации младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация-дополнение к методическому вестнику "Формирование положительной учебной мотивации младших школьников" (из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Презентация к методическому вестнику «Формирование положительной учебной мотивации младших школьников»»

Управление образования администрации Волновахского района        Материалы участника научно-методической комиссии МБОУ «Донская школа» учитель начальных классов Бочарова Светлана Валентиновна

Управление образования администрации Волновахского района

Материалы

участника научно-методической комиссии

МБОУ «Донская школа»

учитель начальных классов

Бочарова Светлана Валентиновна

Тема: Формирование положительной учебной мотивации младших школьников  «Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».  В.А. Сухомлинский

Тема: Формирование положительной учебной мотивации младших школьников

«Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Актуальность: Современные позиции начальной школы, заложенные во ФГОС актуализируют создание условий для личностного развития учащихся. Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных УУД. Поэтому в настоящее время формирование мотивации учения младших школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы.  Цель : формирование внутренних мотивов учения (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения. Задачи : проанализировать опыт формирования мотивов в учебном процессе начальной школы; проанализировать роль мотивации обучающихся в начальном образовании; разработать методические рекомендации по формированию позитивной мотивации обучения.

Актуальность:

Современные позиции начальной школы, заложенные во ФГОС актуализируют создание условий для личностного развития учащихся. Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных УУД. Поэтому в настоящее время формирование мотивации учения младших школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы.

Цель :

формирование внутренних мотивов учения (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения.

Задачи :

проанализировать опыт формирования мотивов в учебном процессе начальной школы;

проанализировать роль мотивации обучающихся в начальном образовании;

разработать методические рекомендации по формированию позитивной мотивации обучения.

Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация - это широкий спектр явлений, которые мотивируют людей к деятельности. Первым, кто использовал этот термин, был А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910). Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация - это широкий спектр явлений, которые мотивируют людей к деятельности. Первым, кто использовал этот термин, был А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910).

Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

 Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики (Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В.,Орлов Ю.М., Творогова Н.В., Шкуркина В.И. и др.) Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности. Результаты последних психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.П.Ильин, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) показали, что младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения.

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики (Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В.,Орлов Ю.М., Творогова Н.В., Шкуркина В.И. и др.) Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности.

Результаты последних психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.П.Ильин, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) показали, что младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения.

Необходимость организации процесса обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:  материал урока должен  быть интересен детям;  согласование расписания с особенностями возраста; - согласование темпа урока со скоростью работы всех детей (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).

Необходимость организации процесса обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:

  • материал урока должен  быть интересен детям;
  • согласование расписания с особенностями возраста;

- согласование темпа урока со скоростью работы всех детей

(возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).

Какие же  условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся? Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний. Работа в группах и парах. Применение ИКТ на уроках. Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. Позитивная психологическая атмосфера урока. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. В обучении должны создаваться возможности для творчества. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Какие же  условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

  • Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
  • Работа в группах и парах.
  • Применение ИКТ на уроках.
  • Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
  • Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  • Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
  • Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  • Позитивная психологическая атмосфера урока.
  • Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
  • В обучении должны создаваться возможности для творчества.
  • Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
 Методы развития учебной мотивации:  дидактические игры и упражнения; ситуация успеха (преодоление страха, подбадривание, авансирование, персональная исключительность, усиление мотивации, персональная высокая оценка); соревнования; проекты; квесты; создание проблемной ситуации; личностно-ориентированный подход; творческие работы по разным предметам; проведение интегрированных уроков; внеклассные мероприятия по предметам и др.

Методы развития учебной мотивации:

дидактические игры и упражнения;

ситуация успеха (преодоление страха, подбадривание, авансирование, персональная исключительность, усиление мотивации, персональная высокая оценка);

соревнования;

проекты;

квесты;

создание проблемной ситуации;

личностно-ориентированный подход;

творческие работы по разным предметам;

проведение интегрированных уроков;

внеклассные мероприятия по предметам и др.

Приемы повышения интереса к учебному материалу  «Привлекательная цель» «Отстроченная отгадка» «Прогнозирование» «Оратор» «Автор» «Профи» «Кумир» «Фантазер» «Верные - неверные утверждения» «Лови ошибку» «Посмотри на мир чужими глазами» «Фантастическая добавка» «Удивляй» «Да – нетка» «Своя опора» «Открытые задания» Игровые приемы (задачи в стихах, загадки-смекалки, задачи-шутки, драматизированные игры, интересные факты, ребусы, головоломки, кроссворды и др.) «Повторение с одновременным контролем» «Свои примеры» «Повторение с расширением»

Приемы повышения интереса к учебному материалу

«Привлекательная цель»

«Отстроченная отгадка»

«Прогнозирование»

«Оратор»

«Автор»

«Профи»

«Кумир»

«Фантазер»

«Верные - неверные утверждения»

«Лови ошибку»

«Посмотри на мир чужими глазами»

«Фантастическая добавка»

«Удивляй»

«Да – нетка»

«Своя опора»

«Открытые задания»

Игровые приемы (задачи в стихах, загадки-смекалки, задачи-шутки, драматизированные игры, интересные факты, ребусы, головоломки, кроссворды и др.)

«Повторение с одновременным контролем»

«Свои примеры»

«Повторение с расширением»

Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний обучающихся  «Касса моих успехов», «Касса моих ошибок» «Зашифрованные диктанты» Оценка – не отметка:  - поощрения мимические и пантомимические (аплодисменты товарищей, улыбка, ласковый взгляд учителя, пожатие руки, учитель погладит по голове); - словесные (Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо работали!);  материализованные (флажок или кубик на парте, значок «Лучший счетчик», благодарность в дневнике, красивая обложка, наклейка). Освобождение от домашнего задания

Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний обучающихся

«Касса моих успехов», «Касса моих ошибок»

«Зашифрованные диктанты»

Оценка – не отметка:

- поощрения мимические и пантомимические (аплодисменты товарищей, улыбка, ласковый взгляд учителя, пожатие руки, учитель погладит по голове);

- словесные (Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо работали!);

  • материализованные (флажок или кубик на парте, значок «Лучший счетчик», благодарность в дневнике, красивая обложка, наклейка).

Освобождение от домашнего задания

 Залог успеха  Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов, умело подобранный материал к уроку усиливают интерес учащихся к занятиям у младших школьников, укрепляют желание детей овладеть знаниями и формируют устойчивый интерес к изучаемым предметам.

Залог успеха

Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов, умело подобранный материал к уроку усиливают интерес учащихся к занятиям у младших школьников, укрепляют желание детей овладеть знаниями и формируют устойчивый интерес к изучаемым предметам.

Формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.  Выводы: 1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; 2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; 3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития; 4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

 «Дать детям радость труда, радость успеха в учебе, пробудить в их сердцах чувства гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастливых детей, душу которых угнетает мысль, что они ни на что не способны. Успех в обучении — единственный источник внутренних сил ребенка, которые рождают энергию для преодоления трудностей, желание учиться.»  В. А. Сухомлинский

«Дать детям радость труда, радость успеха в учебе, пробудить в их сердцах чувства гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастливых детей, душу которых угнетает мысль, что они ни на что не способны. Успех в обучении — единственный источник внутренних сил ребенка, которые рождают энергию для преодоления трудностей, желание учиться.»

В. А. Сухомлинский