Управление образования администрации Волновахского района
Материалы
участника научно-методической комиссии
МБОУ «Донская школа»
учитель начальных классов
Бочарова Светлана Валентиновна
Тема: Формирование положительной учебной мотивации младших школьников
«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
В.А. Сухомлинский
Актуальность:
Современные позиции начальной школы, заложенные во ФГОС актуализируют создание условий для личностного развития учащихся. Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных УУД. Поэтому в настоящее время формирование мотивации учения младших школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы.
Цель :
формирование внутренних мотивов учения (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения.
Задачи :
проанализировать опыт формирования мотивов в учебном процессе начальной школы;
проанализировать роль мотивации обучающихся в начальном образовании;
разработать методические рекомендации по формированию позитивной мотивации обучения.
Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация - это широкий спектр явлений, которые мотивируют людей к деятельности. Первым, кто использовал этот термин, был А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910).
Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики (Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В.,Орлов Ю.М., Творогова Н.В., Шкуркина В.И. и др.) Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности.
Результаты последних психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.П.Ильин, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) показали, что младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения.
Необходимость организации процесса обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:
- материал урока должен быть интересен детям;
- согласование расписания с особенностями возраста;
- согласование темпа урока со скоростью работы всех детей
(возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?
- Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
- Работа в группах и парах.
- Применение ИКТ на уроках.
- Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
- Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
- Позитивная психологическая атмосфера урока.
- Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
- В обучении должны создаваться возможности для творчества.
- Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Методы развития учебной мотивации:
дидактические игры и упражнения;
ситуация успеха (преодоление страха, подбадривание, авансирование, персональная исключительность, усиление мотивации, персональная высокая оценка);
соревнования;
проекты;
квесты;
создание проблемной ситуации;
личностно-ориентированный подход;
творческие работы по разным предметам;
проведение интегрированных уроков;
внеклассные мероприятия по предметам и др.
Приемы повышения интереса к учебному материалу
«Привлекательная цель»
«Отстроченная отгадка»
«Прогнозирование»
«Оратор»
«Автор»
«Профи»
«Кумир»
«Фантазер»
«Верные - неверные утверждения»
«Лови ошибку»
«Посмотри на мир чужими глазами»
«Фантастическая добавка»
«Удивляй»
«Да – нетка»
«Своя опора»
«Открытые задания»
Игровые приемы (задачи в стихах, загадки-смекалки, задачи-шутки, драматизированные игры, интересные факты, ребусы, головоломки, кроссворды и др.)
«Повторение с одновременным контролем»
«Свои примеры»
«Повторение с расширением»
Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний обучающихся
«Касса моих успехов», «Касса моих ошибок»
«Зашифрованные диктанты»
Оценка – не отметка:
- поощрения мимические и пантомимические (аплодисменты товарищей, улыбка, ласковый взгляд учителя, пожатие руки, учитель погладит по голове);
- словесные (Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо работали!);
- материализованные (флажок или кубик на парте, значок «Лучший счетчик», благодарность в дневнике, красивая обложка, наклейка).
Освобождение от домашнего задания
Залог успеха
Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов, умело подобранный материал к уроку усиливают интерес учащихся к занятиям у младших школьников, укрепляют желание детей овладеть знаниями и формируют устойчивый интерес к изучаемым предметам.
Формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
«Дать детям радость труда, радость успеха в учебе, пробудить в их сердцах чувства гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастливых детей, душу которых угнетает мысль, что они ни на что не способны. Успех в обучении — единственный источник внутренних сил ребенка, которые рождают энергию для преодоления трудностей, желание учиться.»
В. А. Сухомлинский