СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к обобщающему уроку: "Атомы химических элементов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к обобщающему уроку: "Атомы химических элементов"»

Путь в страну ХИМИЯ

Путь в страну ХИМИЯ

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК « АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

« АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»

Цели и задачи урока .  Цели: Повторить, обобщить и систематизировать сведения о строении атома, структуре периодической таблицы и периодичности свойств атомов химических элементов основанных на строении атома, видах химической связи. Задачи:   -отработать умения определять число электронов, протонов, нейтронов в атомах химических элементов -закрепить умения составлять электронные схемы и электронные формулы для атомов химических элементов, -определять, как изменяются металлические и неметаллические свойства атомов химических элементов в группе и периоде. -определять вид химической связи в веществах; -изображать механизм образования ионной, ковалентной, металлической связи;

Цели и задачи урока .

  • Цели: Повторить, обобщить и систематизировать сведения о строении атома, структуре периодической таблицы и периодичности свойств атомов химических элементов основанных на строении атома, видах химической связи.
  • Задачи:
  • -отработать умения определять число электронов, протонов, нейтронов в атомах химических элементов
  • -закрепить умения составлять электронные схемы и электронные формулы для атомов химических элементов,
  • -определять, как изменяются металлические и неметаллические свойства атомов химических элементов в группе и периоде.
  • -определять вид химической связи в веществах;
  • -изображать механизм образования ионной, ковалентной, металлической связи;

 КОМАНДА «АТОМ»  КОМАНДА «МОЛЕКУЛА»

КОМАНДА

«АТОМ»

КОМАНДА

«МОЛЕКУЛА»

Станция « Строение атома»

Станция « Строение атома»

Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число называются ИЗОТОПАМИ   1 2 3 H H H 1 1 1 ПРОТИЙ ТРИТИЙ ДЕЙТЕРИЙ ЗАРЯД ЯДРА АТОМНАЯ МАССА

Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число называются ИЗОТОПАМИ

1

2

3

H

H

H

1

1

1

ПРОТИЙ

ТРИТИЙ

ДЕЙТЕРИЙ

ЗАРЯД ЯДРА

АТОМНАЯ МАССА

Задание№1 .  Для атома фосфора определить чему равен заряд ядра, число электронов, протонов, нейтронов. Задание №2 . Запишите для атома алюминия электронную схему и формулу. Сколько энергетических уровней в атоме алюминия? Почему? Сколько внешних электронов у атома и численно они равны……………….?
  • Задание№1 . Для атома фосфора определить чему равен заряд ядра, число электронов, протонов, нейтронов.

Задание №2 . Запишите для атома алюминия электронную схему и формулу. Сколько энергетических уровней в атоме алюминия? Почему? Сколько внешних электронов у атома и численно они равны……………….?

Строение атома Ядро 1s орбиталь Э Л Е К Т Р О Н Н А Я 2s орбиталь О Б О Л О Ч К А 2p орбиталь 3s орбиталь 3p орбиталь  3d орбиталь

Строение атома

Ядро

1s орбиталь

Э

Л

Е

К

Т

Р

О

Н

Н

А

Я

2s орбиталь

О

Б

О

Л

О

Ч

К

А

2p орбиталь

3s орбиталь

3p орбиталь

3d орбиталь

Распределение электронов по энергетическим уровням.  Составление электронных схем Номер периода совпадает с числом энергетических уровней элемента. Число электронов (N) на уровне рассчитывается по формуле. N = 2n 2 , n –номер энергетического уров ня. Номер группы совпадает с числом электронов на последнем энергетическом уровне. 2 n = 1, N = 2 . 1 2 = 2 Период Группа n = 2, N = 2 . 2 2 = 8 8 V 3 5 3 15 Р 15 30,9748 Проверка Фосфор 15

Распределение электронов по энергетическим уровням. Составление электронных схем

Номер периода совпадает с числом энергетических уровней элемента.

Число электронов (N) на уровне рассчитывается по формуле.

N = 2n 2 , n –номер энергетического уров ня.

Номер группы совпадает с числом электронов на последнем энергетическом уровне.

2

n = 1, N = 2 . 1 2 = 2

Период

Группа

n = 2, N = 2 . 2 2 = 8

8

V

3

5

3

15

Р

15

30,9748

Проверка

Фосфор

15

Станция: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома»

Станция: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома»

Задание№ 1 . Расположите элементы в порядке увеличения их металлических свойств: Sr, Mg, Ca, Ba . Кто является самым сильным металлом? Задание№2.  Расположите элементы в порядке увеличения их неметаллических свойств: Si, Na, Al, Cl . Кто является самым сильным неметаллом? В классе после контрольной работы учителем было найдено 2 шпаргалки. В одной из них была записана электронная формула, а в другой электронная схема неизвестных атомов химических элементов. Определите: -номер группы, -номер периода, -порядковый номер -название химического элемента  2 2 6 2 2 Задание №2  1s 2s 2p 3s 3p Задание №2 ) ) ) )  2 8 8 2

Задание№ 1 . Расположите элементы в порядке увеличения их металлических свойств: Sr, Mg, Ca, Ba . Кто является самым сильным металлом?

Задание№2. Расположите элементы в порядке увеличения их неметаллических свойств: Si, Na, Al, Cl . Кто является самым сильным неметаллом?

В классе после контрольной работы учителем было найдено 2 шпаргалки. В одной из них была записана электронная формула, а в другой электронная схема неизвестных атомов химических элементов.

Определите:

-номер группы,

-номер периода,

-порядковый номер

-название химического элемента

2 2 6 2 2

Задание №2 1s 2s 2p 3s 3p

Задание №2 ) ) ) )

2 8 8 2

 В пределах одной и той же группы  ( в главной подгруппе)  сверху вниз  металлические свойства усиливаются , а не металлические – ослабевают, так как: Увеличиваются заряды атомных ядер; Число электронов на внешнем энергетическом уровне остаётся неизменным; Увеличивается число энергетических уровней; Увеличивается радиус атома.

В пределах одной и той же группы ( в главной подгруппе) сверху вниз металлические свойства усиливаются , а не металлические – ослабевают, так как:

  • Увеличиваются заряды атомных ядер;
  • Число электронов на внешнем энергетическом уровне остаётся неизменным;
  • Увеличивается число энергетических уровней;
  • Увеличивается радиус атома.
 В пределах одного и того же периода  слева на право  металлические свойства ослабевают, а не металлические – усиливаются, так как: Увеличиваются заряды атомных ядер; Увеличивается число электронов на внешнем энергетическом уровне; Число энергетических уровней постоянно; Радиус атома уменьшается

В пределах одного и того же периода слева на право металлические свойства ослабевают, а не металлические – усиливаются, так как:

  • Увеличиваются заряды атомных ядер;
  • Увеличивается число электронов на внешнем энергетическом уровне;
  • Число энергетических уровней постоянно;
  • Радиус атома уменьшается
Станция «Химическая связь»

Станция

«Химическая связь»

ЗАДАНИЯ -Запишите механизм образования ковалентной неполярной связи для O2 -Запишите механизм образования металлической связи для Mg  -Даны вещества: BaCl2, F2, Al, H2S.   Определите вид химической связи для каждого вещества. Запишите механизм образования химической связи для одного любого из веществ.  -Запишите механизм образования ионной связи для вещества: CaO  -Запишите механизм образования ковалентной полярной связи для вещества: HCl  .

ЗАДАНИЯ

-Запишите механизм образования ковалентной неполярной связи для O2

-Запишите механизм образования металлической связи для Mg

-Даны вещества: BaCl2, F2, Al, H2S.

  Определите вид химической связи для каждого вещества. Запишите механизм образования химической связи для одного любого из веществ.

-Запишите механизм образования ионной связи для вещества:

CaO

-Запишите механизм образования ковалентной полярной связи для вещества:

HCl

.

Ионы и ионная химическая связь.   Химическая связь, образующуюся между ионами, называется ионной . Ион – это частица образующаяся в результате отдачи или принятия электрона. Ионная связь как правило возникает между металлом и неметаллом. Пример: NaCl – хлорид натрия (поваренная, пищевая соль) + 23 0 23 35 35 -1 0 +1 Na Na Cl Cl + 11 + 17 + 17 + 11 1 2 8 2 8 8 8 2 7 2 8 -1 ион хлора ион натрия

Ионы и ионная химическая связь.

Химическая связь, образующуюся между ионами, называется ионной .

Ион – это частица образующаяся в результате отдачи или принятия электрона. Ионная связь как правило возникает между металлом и неметаллом.

Пример:

NaCl – хлорид натрия (поваренная, пищевая соль)

+

23

0

23

35

35

-1

0

+1

Na

Na

Cl

Cl

+ 11

+ 17

+ 17

+ 11

1

2

8

2

8

8

8

2

7

2

8

-1

ион хлора

ион натрия

Ковалентная неполярная связь Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар между атомами химических элементов, называется ковалентной. Связь возникающая между атомами одного и того же химического элемента неметалла называется ковалентной неполярной . Пример: Н 2 0 0 + Н Н Н Н

Ковалентная неполярная связь

Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар между атомами химических элементов, называется ковалентной.

Связь возникающая между атомами одного и того же химического элемента неметалла называется ковалентной неполярной .

Пример:

Н 2

0

0

+

Н

Н

Н

Н

Ковалентная полярная связь Ряд неметаллов. Связь возникающая между атомами разных Химических элементов неметаллов называется ковалентной полярной . F, O, N, Cl, Br, S, C, P, Si, H. ЭО уменьшается Пример: Cl H HCl + δ - δ + Cl Н

Ковалентная полярная связь

Ряд неметаллов.

Связь возникающая между атомами разных

Химических элементов неметаллов называется ковалентной полярной .

F, O, N, Cl, Br, S, C, P, Si, H.

ЭО уменьшается

Пример:

Cl

H

HCl

+ δ

- δ

+

Cl

Н

МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ Металлическая связь- это связь возникающая в металлах между ионами и атомами посредством обобществлённых электронов. Na Na + Na Na Na + Na + Na Na + Na + Na Na + Na + Na Na Na + Na + Na Na +n 0 Me -ne — - Me +n 0 Me Me — +ne Na Na Na + Na + Na Na

МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

  • Металлическая связь- это связь возникающая в металлах между ионами и атомами посредством обобществлённых электронов.

Na

Na +

Na

Na

Na +

Na +

Na

Na +

Na +

Na

Na +

Na +

Na

Na

Na +

Na +

Na

Na

+n

0

Me

-ne

-

Me

+n

0

Me

Me

+ne

Na

Na

Na +

Na +

Na

Na

Станция «Строение атома»   Станция: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома» Станция «Химическая связь

Станция «Строение атома»

  • Станция: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома»

Станция

«Химическая связь

ЗАДАЧИ УРОКА Задачи: - отработать навыки владения «химическим языком» - уметь определять число электронов, протонов, нейтронов в атомах химических элементов -закрепить умения составлять электронные схемы и электронные формулы для атомов химических элементов, -повторить структуру периодической таблицы Д.И.Менделеева и периодичность в изменении свойств атомов химических элементов -определять вид химической связи в веществах; -изображать механизм образования ионной, ковалентной, металлической связи; 16

ЗАДАЧИ УРОКА

  • Задачи: - отработать навыки владения «химическим языком»
  • - уметь определять число электронов, протонов, нейтронов в атомах химических элементов
  • -закрепить умения составлять электронные схемы и электронные формулы для атомов химических элементов,
  • -повторить структуру периодической таблицы Д.И.Менделеева и периодичность в изменении свойств атомов химических элементов
  • -определять вид химической связи в веществах;
  • -изображать механизм образования ионной, ковалентной, металлической связи;

16

С П А С И Б О ЗА У Р О К!

С П А С И Б О ЗА У Р О К!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!