Путь в страну ХИМИЯ
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
« АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»
Цели и задачи урока .
- Цели: Повторить, обобщить и систематизировать сведения о строении атома, структуре периодической таблицы и периодичности свойств атомов химических элементов основанных на строении атома, видах химической связи.
- Задачи:
- -отработать умения определять число электронов, протонов, нейтронов в атомах химических элементов
- -закрепить умения составлять электронные схемы и электронные формулы для атомов химических элементов,
- -определять, как изменяются металлические и неметаллические свойства атомов химических элементов в группе и периоде.
- -определять вид химической связи в веществах;
- -изображать механизм образования ионной, ковалентной, металлической связи;
КОМАНДА
«АТОМ»
КОМАНДА
«МОЛЕКУЛА»
Станция « Строение атома»
Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число называются ИЗОТОПАМИ
1
2
3
H
H
H
1
1
1
ПРОТИЙ
ТРИТИЙ
ДЕЙТЕРИЙ
ЗАРЯД ЯДРА
АТОМНАЯ МАССА
- Задание№1 . Для атома фосфора определить чему равен заряд ядра, число электронов, протонов, нейтронов.
Задание №2 . Запишите для атома алюминия электронную схему и формулу. Сколько энергетических уровней в атоме алюминия? Почему? Сколько внешних электронов у атома и численно они равны……………….?
Строение атома
Ядро
1s орбиталь
Э
Л
Е
К
Т
Р
О
Н
Н
А
Я
2s орбиталь
О
Б
О
Л
О
Ч
К
А
2p орбиталь
3s орбиталь
3p орбиталь
3d орбиталь
Распределение электронов по энергетическим уровням. Составление электронных схем
Номер периода совпадает с числом энергетических уровней элемента.
Число электронов (N) на уровне рассчитывается по формуле.
N = 2n 2 , n –номер энергетического уров ня.
Номер группы совпадает с числом электронов на последнем энергетическом уровне.
2
n = 1, N = 2 . 1 2 = 2
Период
Группа
n = 2, N = 2 . 2 2 = 8
8
V
3
5
3
15
Р
15
30,9748
Проверка
Фосфор
15
Станция: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома»
Задание№ 1 . Расположите элементы в порядке увеличения их металлических свойств: Sr, Mg, Ca, Ba . Кто является самым сильным металлом?
Задание№2. Расположите элементы в порядке увеличения их неметаллических свойств: Si, Na, Al, Cl . Кто является самым сильным неметаллом?
В классе после контрольной работы учителем было найдено 2 шпаргалки. В одной из них была записана электронная формула, а в другой электронная схема неизвестных атомов химических элементов.
Определите:
-номер группы,
-номер периода,
-порядковый номер
-название химического элемента
2 2 6 2 2
Задание №2 1s 2s 2p 3s 3p
Задание №2 ) ) ) )
2 8 8 2
В пределах одной и той же группы ( в главной подгруппе) сверху вниз металлические свойства усиливаются , а не металлические – ослабевают, так как:
- Увеличиваются заряды атомных ядер;
- Число электронов на внешнем энергетическом уровне остаётся неизменным;
- Увеличивается число энергетических уровней;
- Увеличивается радиус атома.
В пределах одного и того же периода слева на право металлические свойства ослабевают, а не металлические – усиливаются, так как:
- Увеличиваются заряды атомных ядер;
- Увеличивается число электронов на внешнем энергетическом уровне;
- Число энергетических уровней постоянно;
- Радиус атома уменьшается
Станция
«Химическая связь»
ЗАДАНИЯ
-Запишите механизм образования ковалентной неполярной связи для O2
-Запишите механизм образования металлической связи для Mg
-Даны вещества: BaCl2, F2, Al, H2S.
Определите вид химической связи для каждого вещества. Запишите механизм образования химической связи для одного любого из веществ.
-Запишите механизм образования ионной связи для вещества:
CaO
-Запишите механизм образования ковалентной полярной связи для вещества:
HCl
.
Ионы и ионная химическая связь.
Химическая связь, образующуюся между ионами, называется ионной .
Ион – это частица образующаяся в результате отдачи или принятия электрона. Ионная связь как правило возникает между металлом и неметаллом.
Пример:
NaCl – хлорид натрия (поваренная, пищевая соль)
+
23
0
23
35
35
-1
0
+1
Na
Na
Cl
Cl
+ 11
+ 17
+ 17
+ 11
1
2
8
2
8
8
8
2
7
2
8
-1
ион хлора
ион натрия
Ковалентная неполярная связь
Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар между атомами химических элементов, называется ковалентной.
Связь возникающая между атомами одного и того же химического элемента неметалла называется ковалентной неполярной .
Пример:
Н 2
0
0
+
Н
Н
Н
Н
Ковалентная полярная связь
Ряд неметаллов.
Связь возникающая между атомами разных
Химических элементов неметаллов называется ковалентной полярной .
F, O, N, Cl, Br, S, C, P, Si, H.
ЭО уменьшается
Пример:
Cl
H
HCl
+ δ
- δ
+
Cl
Н
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
- Металлическая связь- это связь возникающая в металлах между ионами и атомами посредством обобществлённых электронов.
Na
Na +
Na
Na
Na +
Na +
Na
Na +
Na +
Na
Na +
Na +
Na
Na
Na +
Na +
Na
Na
+n
0
Me
-ne
—
-
Me
+n
0
Me
Me
—
+ne
Na
Na
Na +
Na +
Na
Na
Станция «Строение атома»
- Станция: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома»
Станция
«Химическая связь
ЗАДАЧИ УРОКА
- Задачи: - отработать навыки владения «химическим языком»
- - уметь определять число электронов, протонов, нейтронов в атомах химических элементов
- -закрепить умения составлять электронные схемы и электронные формулы для атомов химических элементов,
- -повторить структуру периодической таблицы Д.И.Менделеева и периодичность в изменении свойств атомов химических элементов
- -определять вид химической связи в веществах;
- -изображать механизм образования ионной, ковалентной, металлической связи;
16
С П А С И Б О ЗА У Р О К!