СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к открытому уроку "Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому уроку "Имя числительное"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к открытому уроку "Имя числительное"»

Тема: «Имя числительное.  Простые, сложные и составные числительные».   Автор работы: Чайко М.В. преподаватель русского языка  МБОУ СОШ № 2 ст. Архонская.

Тема: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Автор работы:

Чайко М.В. преподаватель русского языка

МБОУ СОШ № 2 ст. Архонская.

Цели: познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.
  • Цели: познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.
Загадка Отгадайте-ка, ребятки:  Что за цифра-акробатка?  Если на голову встанет,  Ровно на три меньше станет?

Загадка

  • Отгадайте-ка, ребятки: Что за цифра-акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три меньше станет?
Повторение знаний и умений.    А) Дайте определение имени прилагательного. Б) Приведите примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных. В) На какие две группы делятся степени сравнения прилагательных? Как образуются степени сравнения? Г) Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибаться в написании кратких прилагательных с шипящими на конце?

Повторение знаний и умений.

  • А) Дайте определение имени прилагательного.
  • Б) Приведите примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
  • В) На какие две группы делятся степени сравнения прилагательных? Как образуются степени сравнения?
  • Г) Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибаться в написании кратких прилагательных с шипящими на конце?
Д) Когда в суффиксах прилагательных пишутся одна и две буквы -н- ? Е) Как различить на письме суффиксы -к- и -ск- в прилагательных? Ж) Как определить, когда нужно писать о, а когда – е после шипящих в окончаниях и в суффиксах прилагательных? З) Как отличить прилагательные от с приставкой не- от прилагательных с отрицательной части не ? И) Какие сложные прилагательные пишутся слитно, а какие – через дефис ?
  • Д) Когда в суффиксах прилагательных пишутся одна и две буквы -н- ?
  • Е) Как различить на письме суффиксы -к- и -ск- в прилагательных?
  • Ж) Как определить, когда нужно писать о, а когда – е после шипящих в окончаниях и в суффиксах прилагательных?
  • З) Как отличить прилагательные от с приставкой не- от прилагательных с отрицательной части не ?
  • И) Какие сложные прилагательные пишутся слитно, а какие – через дефис ?
Работа с материалом урока.   Один, пять, пятнадцать, три миллиона двести пятьдесят тысяч сто сорок два – эти слова, обозначающие числа, - имена числительные. Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей. Если хотят сказать, каково расстояние от дома до школы, то употребляют числительные: От дома до школы три квартала. Если хотят что-то сообщить о времени, тоже употребляют числительные: Великий русский писатель А. П. Чехов родился в тысяча восемьсот шестидесятом году. Мне двадцать лет.  Сейчас одиннадцать часов двадцать минут и т.д.

Работа с материалом урока.

  • Один, пять, пятнадцать, три миллиона двести пятьдесят тысяч сто сорок два – эти слова, обозначающие числа, - имена числительные.
  • Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей.
  • Если хотят сказать, каково расстояние от дома до школы, то употребляют числительные: От дома до школы три квартала. Если хотят что-то сообщить о времени, тоже употребляют числительные: Великий русский писатель А. П. Чехов родился в тысяча восемьсот шестидесятом году. Мне двадцать лет. Сейчас одиннадцать часов двадцать минут и т.д.
Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость. Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?), например: Вышло тридцать томов сочинений А. П. Чехова (сколько томов вышло?). Во втором томе напечатан рассказ «Каштанка» ( в каком (котором?) томе?). Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счёте.
  • Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость.
  • Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?), например: Вышло тридцать томов сочинений А. П. Чехова (сколько томов вышло?). Во втором томе напечатан рассказ «Каштанка» ( в каком (котором?) томе?).
  • Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счёте.
По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:   По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:    1) Количественные числительныные (пять, двадцать три)  2) Порядковые числительные (пятый, сотый)  

По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:

  • По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:
  •  
  • 1) Количественные числительныные
  • (пять, двадцать три)

  • 2) Порядковые числительные (пятый, сотый)

 

Морфологические признаки числительных. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два). Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.  Н.ф кол.числ-х - форма Им.п .: два, пять, сто.  Н.ф. поряд.чис-х – формаИм.п., М.р., ед.ч.: первый, пятый, сотый.

Морфологические признаки числительных.

  • Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два).
  • Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.
  • Н.ф кол.числ-х - форма Им.п .: два, пять, сто.
  • Н.ф. поряд.чис-х – формаИм.п., М.р., ед.ч.: первый, пятый, сотый.
 Синтаксические признаки числительных.   Синтаксические признаки числительных. Кол.числ-е могут быть любым члном предложения. Сочетание колич.числ-х (в Им.п. и Вин.п.) с существительными (в Род.п.) являются одним членом предложения:  Девять альпинистов разбили лагерь у подножия Казбека. Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями: Второй дом от угла – музыкальная школа, реже - сказуемыми: Я первый, ты второй.

Синтаксические признаки числительных.

  • Синтаксические признаки числительных.
  • Кол.числ-е могут быть любым члном предложения. Сочетание колич.числ-х (в Им.п. и Вин.п.) с существительными (в Род.п.) являются одним членом предложения:
  • Девять альпинистов разбили лагерь у подножия Казбека.
  • Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями: Второй дом от угла – музыкальная школа, реже - сказуемыми: Я первый, ты второй.
Работа с учебником.   С. 44, упр. 394. Рассмотрите рисунки. Какие однокоренные слова пытался проиллюстрировать художник? Определите части речи каждого слова. С. 44, упр. 395. Допишите каждый ряд. Составьте 2 предложения с однородными членами, используя количественные и порядковый числительные.

Работа с учебником.

  • С. 44, упр. 394. Рассмотрите рисунки. Какие однокоренные слова пытался проиллюстрировать художник? Определите части речи каждого слова.
  • С. 44, упр. 395. Допишите каждый ряд. Составьте 2 предложения с однородными членами, используя количественные и порядковый числительные.
Физминутка.    Аты-баты — шли солдаты,  Аты-баты — на базар.  Аты-баты — что купили?  Аты-баты — самовар.  Аты-баты — сколько дали?  Аты-баты — три рубля.  Аты-баты — кто выходит?  Аты-баты — ты да я.

Физминутка.

Аты-баты — шли солдаты, Аты-баты — на базар. Аты-баты — что купили? Аты-баты — самовар. Аты-баты — сколько дали? Аты-баты — три рубля. Аты-баты — кто выходит? Аты-баты — ты да я.

Физминутка Раз, два, три, четыре, пять —  Вышел зайчик погулять,  Но охотник не пришел,  Зайчик поле перешел,  Даже усом не повел,  В огород потом забрел.  Что нам делать,  Как нам быть?  Нужно зайку изловить. Снова будем все считать:  Раз, два, три, четыре, пять.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять — Вышел зайчик погулять, Но охотник не пришел, Зайчик поле перешел, Даже усом не повел, В огород потом забрел. Что нам делать, Как нам быть? Нужно зайку изловить.

Снова будем все считать: Раз, два, три, четыре, пять.

Работа с текстом. ( 1)Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. (2) В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. (3) В пятом часу по тайге вдруг пронесутся трели дрозда. (4) По голосам этих птиц можно сверять время. Задания к тексту: Выпишите порядковое числительное. Напишите, каким членом предложения является числительное в предложении 2.

Работа с текстом.

( 1)Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. (2) В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. (3) В пятом часу по тайге вдруг пронесутся трели дрозда. (4) По голосам этих птиц можно сверять время.

  • Задания к тексту:
  • Выпишите порядковое числительное.
  • Напишите, каким членом предложения является числительное в предложении 2.
Имена числительные очень часто встречаются в устном народном творчестве. Давайте вспомним и назовём пословицы и поговорки с именами числительными.   … одного не ждут. … раз отмерь - … раз отрежь. … пядей во лбу. … в поле не воин. У … нянек дитя без глазу. … бед – один ответ. Не имей … рублей, а имей … друзей.

Имена числительные очень часто встречаются в устном народном творчестве. Давайте вспомним и назовём пословицы и поговорки с именами числительными.

  • одного не ждут.
  • раз отмерь - … раз отрежь.
  • пядей во лбу.
  • в поле не воин.
  • У … нянек дитя без глазу.
  • бед – один ответ.
  • Не имей … рублей, а имей … друзей.
По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными.   Простое числительное – это слово с одним корнем: два, четыре, второй и д.р. Составное числительное – слово с несколькими корнями: одиннадцать, пятьсот, двухсоттысячный. Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок восемь, сто пятьдесят четыре.

По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными.

  • Простое числительное – это слово с одним корнем: два, четыре, второй и д.р.
  • Составное числительное – слово с несколькими корнями: одиннадцать, пятьсот, двухсоттысячный.
  • Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок восемь, сто пятьдесят четыре.
Запоминаем слова.   Слова одиннадцать, миллион, миллиард  пишутся с удвоенной согласной.  Напишите три словосочетания с этими словами.

Запоминаем слова.

Слова одиннадцать, миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной.

Напишите три словосочетания с этими словами.

Устная работа по цепочке.   В учебнике на с. 46 выполняет упр. 398. Сгруппируйте числительные по признаку: а) простые; б) составные.  Сто ( ? ), одиннадцать ( ? ), один ( ? ), семидесятый ( ? ), триста пятьдесят седьмой ( ? ), три ( ? ), сорок ( ? ), шестьдесят ( ? ), тысяча девятьсот восемьдесят восемь ( ? ), девятнадцать ( ? ), триста ( ? ).

Устная работа по цепочке.

В учебнике на с. 46 выполняет упр. 398. Сгруппируйте числительные по признаку: а) простые; б) составные.

Сто ( ? ), одиннадцать ( ? ), один ( ? ), семидесятый ( ? ), триста пятьдесят седьмой ( ? ), три ( ? ), сорок ( ? ), шестьдесят ( ? ), тысяча девятьсот восемьдесят восемь ( ? ), девятнадцать ( ? ), триста ( ? ).

Задания на проверку. Тест.   1) Найдите числительное. А) двойной; Б) утроить; В) семёрка ; Г) пятый. 2) Найдите составное числительное. А) пятнадцатого; Б) двухмиллионный ; В) пятисотый; Г) двести сорок пять.

Задания на проверку. Тест.

1) Найдите числительное.

  • А) двойной; Б) утроить; В) семёрка ; Г) пятый.

2) Найдите составное числительное.

  • А) пятнадцатого; Б) двухмиллионный ; В) пятисотый; Г) двести сорок пять.
3) Какое утверждение является неверным? 1)Числительные делятся на количественные и порядковые. 2) Имена числительные изменяются по падежам. 3) Имена числительные могут быть различными членами предложения. 4) числовое значение может иметь только одна часть речи – числительное.

3) Какое утверждение является неверным?

  • 1)Числительные делятся на количественные и порядковые.
  • 2) Имена числительные изменяются по падежам.
  • 3) Имена числительные могут быть различными членами предложения.
  • 4) числовое значение может иметь только одна часть речи – числительное.
Итоги рока.   - Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?  - На какие группы делятся числительные?  - Чем отличаются простые числительные от составных?

Итоги рока.

  • - Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

  • - На какие группы делятся числительные?

  • - Чем отличаются простые числительные от составных?
Домашнее задание.   П. 67 – 68, упр. 396 (выписать только слова в правильной форме); упр. 400.

Домашнее задание.

П. 67 – 68, упр. 396 (выписать только слова в правильной форме);

упр. 400.

Список литературы. 1. Учебник. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. Авт. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2012.-175 с. 2. Учебник. Русский язык. Теория. 5-9 кл. Авт. В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 15-е изд.,стереотип.-М.: Дрофа, 2006. – 330 с. 3. Тесты по русскому языку. К учебнику Т.А .Ладыженской, М. Т. Баранова и др. «Русский язык. 6 класс». Часть 2.

Список литературы.

  • 1. Учебник. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. Авт. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2012.-175 с.
  • 2. Учебник. Русский язык. Теория. 5-9 кл. Авт. В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 15-е изд.,стереотип.-М.: Дрофа, 2006. – 330 с.
  • 3. Тесты по русскому языку. К учебнику Т.А .Ладыженской, М. Т. Баранова и др. «Русский язык. 6 класс». Часть 2.


Скачать

© 2023 130 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!