«Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своею старою сказкою»
Н.С. Лесков
Путешествие Вовки в страну русских народных сказок
Открытый урок в 5 «Г» классе
Учитель: Митина Виктория Геннадьевна
Вспоминаем, повторяем…
Что такое сказки?
Сказками называются
общенародные устные
произведения , в которых
изображаются приключения
фантастических героев. В
древности они назывались
"баснями", "байками".
Рассказчики сказок до сих пор называются в народе "баянами", "баюнами", "баутчиками" и "бахарями."
Словарная работа
Слово « сказка » засвидетельствовано в письменных источниках не ранее 16 века . От слова « каза́ть ». Имело
значение: перечень,
список, точное
описание
Фольклорные сказки делятся на следующие жанры:
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ БЫТОВЫЕ СКАЗКИ
Сказки о животных
Основными действующими героями будут животные, они разговаривают,
совершают добрые или плохие поступки,
ведут себя как люди.
Большая часть этих сказок содержит комичную
составляющую, когда один из героев обманывает или шутит над другим героем.
Волшебные сказки
волшебные сказки обычно по структуре более сложные, чем сказки о животных. Здесь главными героями в основном являются люди, животные выступают обычно только, как помощники (Серый волк, богатырский конь). Здесь
действуют семь персонажей: герой, ложный герой, враг или вредитель, даритель, помощник, отправитель, царевна (или ее родственники).
Бытовые сказки
бытовые сказки, герои таких сказок обычные люди: крестьянин, солдат, наемный работник,
они борются за справедливость с
вышестоящими, иногда с нечистой силой
(черт) и побеждает благодаря смекалке,
хитрости и храбрости.
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – туда, (наклоны)
Повернись вокруг себя.
Руки кверху все подняли
И руками помахали.
Полетели, полетели,
И за парту тихо сели
Прослушайте сказку
СБРЕХАЛ
(русская сказка)
Встретил барин цыганёнка, говорит: "Слушай, - говорит,- цыганёнок, ты сбреши что-нибудь мне. Цыгане брешут хорошо". А тот цыганёнок: "Я ещё малой, ещё не умею брехать. Батько у меня хорошо брешет." - " Ну, ты иди, позови батько". - "Так что ж, пешком? Когда я пешком туда дойду да обратно вернусь! Коня дайте". - "Ну, бери коня!" Дал ему пан коня. Он поехал, вертается: "Так что? Я на коне, а батько пешком? Дайте другого коня". - "Да бери и другого". Ну, тот и поехал - цыганёнок. Пан сидит. Ждал, ждал: "Вот цыганёнок, обдурил! Давай, - кучеру говорит, - что будешь брать? Что тяжелее?" А кучер говорит: "Хомут да дуга - вся конская вага (тяжесть)". - "Ну, тогда ты бери хомут да дугу, а я телегу". И покатили.
Ответьте на вопросы:
1) К какому типу мы отнесем данную сказку и почему?
2)Кто главные герои сказки? Где происходит её действие?
3) Какие необычные поступки совершает барин?
4) Можем ли мы представить, что барин в действительности мог совершить такие поступки?
5) На чем же основан вымысел в данной сказке?
6) Какие человеческие качества высмеивает сказка?
Вывод:
«Вымысел в бытовой сказке заключается в том,
что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные,
смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются».
Читаем по ролям «Добрый поп»
Анализируем, рассуждаем, отвечаем
1 ) Кто главные герои сказки?
2) Где разворачиваются события сказки?
3) Почему сказка интересна при
ролевом чтении?
4 )Помогают ли эти голоса представить героев? Как вы их видите?
5) Какая интонация в голосе попа и почему?
6) Как поп обращается к работнику?
7) А как работник обращается к попу?
8 ) Какой смысл вкладывается в обращения
« СВЕТ» и « БАТЮШКА» ?
9 ) Какая нереальная ситуация лежит в основе сказки?
10) Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке?
11) Действительно ли поп в сказке добрый или в названии звучит насмешка?
12) Чего хотел добиться поп, предлагая работнику за один присест
позавтракать, пообедать и поужинать?
13) Каким образом в сказке работник наказывает жадного попа?
14) Прочитайте концовку сказки и скажите, что утверждает ее народная
Мудрость
Вывод:
В сказке торжествует справедливость: поп наказан за
жадность, и это послужило ему уроком
Построение композиционной схемы сказки «Добрый поп»
«Зачин (введение в бытовую ситуацию) – развитие событий
(нереальные ситуации и невероятные поступки персонажей)
Кульминация
(неожиданный поворот сюжета)
Развязка – концовка (мудрость сказки, торжество справедливости)».
Анализ композиционных особенностей сказки «Добрый поп»
1) Найдите и зачитайте зачин сказки.
2) Найдите и зачитайте кульминацию сказки, неожиданный поворот сюжета.
3) В каких словах
заключается мудрость
сказки, ее поучительный смысл?
Обобщение изученного
Запишите в тетрадях основные особенности бытовой
сказки:
ЕЁ герои – обычные люди.
Действия повседневные ( БЫТОВЫЕ).
Вымысел достигается путём попадания героев в неожиданные ситуации. Речь характеризует персонажа.
Композиция от зачина – к развязке.
Заключается народная мудрость.
Закрепление изученного материала.
Задание: Выпишите те сказочные приметы, которые есть у бытовых сказок.
Зачин, концовка, волшебные герои, народная мудрость, , волшебные события, добро побеждает зло, обычные люди, волшебные предметы, повседневная жизнь, необычные ситуации.
Домашнее задание:
Самостоятельное чтение сказки «Святая вода» и письменный ответы в тетради на вопросы к тексту этой сказки.
Подведение итогов урока. Рефлексия
1. Что нового узнали на уроке?
2 Что было интересно?
3. Что заставило задуматься?
4. Какие Композиционные и сюжетные особенности бытовой сказки вы запомнили?
5. На чем основан вымысел в бытовой сказке?
6. Как строится бытовая сказка?
7. Особенности мудрости бытовой сказки?
ПЕРЕМЕНА