СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая  работа №1. 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа №1 Правила техники безопасности в кабинете химии . Приёмы обращения с лабораторным оборудованием

Просмотр содержимого документа
«Практическая  работа №1. 8 класс»

8 класс Практическая работа №1    Правила техники безопасности в кабинете химии .  Приёмы обращения с лабораторным оборудованием

8 класс

Практическая работа №1 Правила техники безопасности в кабинете химии . Приёмы обращения с лабораторным оборудованием

Цель:  Подробно ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии. Рассмотреть лабораторное оборудование, изучить его назначение, приемы обращения с ним. Оборудование:  лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая  колбы, спички.

Цель:

  • Подробно ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии.
  • Рассмотреть лабораторное оборудование, изучить его назначение, приемы обращения с ним.

Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая колбы, спички.

Правила техники безопасности в кабинете химии . Помни, каждый ученик,  Знай, любая кроха:  Безопасность – хорошо,  А халатность – плохо Работа по инструкции (карточки)

Правила техники безопасности в кабинете химии .

Помни, каждый ученик, Знай, любая кроха: Безопасность – хорошо, А халатность – плохо

Работа по инструкции (карточки)

    Знакомство с лабораторным оборудованием

  Знакомство с лабораторным оборудованием

Заполните таблицу:

Название опыта

Рисунки.

Наблюдения

Уравнения реакций

1 . Устройство лабораторно го штатива

Объяс нение наблюдений

Выводы

2. Приемы работы

1. Для чего нужны муф ты?

Зарисуй штатив и укреплён ные на нём лапку, кольца, муфты.

2. Как правильно закре пить пробирку в лап ке?

со спир товкой

Зарисуй спиртовку и под пиши названия ее составных частей.

Подпиши их названия.

3. Строение пламени .

4 . Знакомство с лаборатор ной посудой .

Зарисуй строение пламени и отметь его составные части.

3. Способы проведения нагревания с использованием штатива (на открытом пламени в чашке для выпаривания и с помощью сетки)

1. Для чего нужен резер вуар?

Для чего служит штатив?

Зарисуй образцы лаборатор ной посуды (пробирку, химический стакан, воронку, колбу, чашку для выпарива ния).

2. Для чего служит фи тиль и металлическая трубка с диском?

1. Какая часть пламени самая холодная?

Правила техники

2. Как с помощью лу чинки доказать, где находится самая горя чая часть пламени?

Как нужно использовать пламя для быстрейшего на гревания вещества?

безопасности при работе со спиртов кой.

3. Как можно зажечь спиртовку?

1. Какие правила нужно соблюдать при перемеши­ вании вещества в про­ бирке, колбе, стакане?

4. Как можно погасить пламя спиртовки?

2. Как изготавливается бумажный фильтр?

Для чего нужны пробирка, колбы, химические стаканы, фильтры, воронки?

3. Какие правила долж ны соблюдаться при выпаривании вещест ва?

   а) Устройство лабораторного штатива Штатив служит для крепления деталей химических установок при выполнении опытов. Он состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. На стержне при помощи муфт укрепляют лапки и кольца

  а) Устройство лабораторного штатива

Штатив служит для крепления деталей химических установок при выполнении опытов. Он состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. На стержне при помощи муфт укрепляют лапки и кольца

П очему подставка штатива изготавливается массивной?   K аково назначение муфты, лапки и кольца? Муфты с укрепленными в них лапкой и кольцами можно перемещать вдоль стержня и закреплять в нужном положении, для чего необходимо ослабить крепление муфты к стержню и, подняв ее на необходимую высоту, закрепить

П очему подставка штатива изготавливается массивной? K аково назначение муфты, лапки и кольца?

Муфты с укрепленными в них лапкой и кольцами можно перемещать вдоль стержня и закреплять в нужном положении, для чего необходимо ослабить крепление муфты к стержню и, подняв ее на необходимую высоту, закрепить

П очему стержни лапок и колец располагают сверху муфты?  П очему закрепленная в лапке пробирка должна сравнительно свободно проворачиваться?

П очему стержни лапок и колец располагают сверху муфты? П очему закрепленная в лапке пробирка должна сравнительно свободно проворачиваться?

Пробирку обычно зажимают около отверстия. Винт лапки сверху. На кольце устанавливают фарфоровую чашку

Пробирку обычно зажимают около отверстия. Винт лапки сверху.

На кольце устанавливают фарфоровую чашку

б) Приёмы работы со спиртовкой.  Строение спиртовки.

б) Приёмы работы со спиртовкой. Строение спиртовки.

       Правила работы со спиртовкой:    Зажигать только спичкой, запрещается зажигать другой спиртовкой. Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку. Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой. Тушить только колпачком – не дуть!

Правила работы со спиртовкой:

  • Зажигать только спичкой, запрещается зажигать другой спиртовкой.
  • Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку.
  • Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой.
  • Тушить только колпачком – не дуть!
П очему нельзя зажигать одну спиртовку от другой? K каким последствиям это может привести? С помощью чего гасят спиртовку?

П очему нельзя зажигать одну спиртовку от другой?

K каким последствиям это может привести?

С помощью чего гасят спиртовку?

в) Строение пламени

в) Строение пламени

В какой части пламени произошло наиболее сильное обугливание лучинки? В какую зону пламени необходимо помещать нагреваемый предмет для быстрейшего его нагревания?

В какой части пламени произошло наиболее сильное обугливание лучинки?

В какую зону пламени необходимо помещать нагреваемый предмет для быстрейшего его нагревания?

Первая помощь при ожогах:   Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, химических стаканах, колбах. Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое. В пробирке, как правило, смешивают малые количества веществ (не более 2 мл). Высота столбика жидкости при смешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрым энергичным постукиванием по ее нижнему концу. В колбе содержимое перемешивают круговыми движениями, а в стакане – стеклянной палочкой с резиновым наконечником

Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, химических стаканах, колбах. Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое.

В пробирке, как правило, смешивают малые количества веществ (не более 2 мл). Высота столбика жидкости при смешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрым энергичным постукиванием по ее нижнему концу.

В колбе содержимое перемешивают круговыми движениями, а в стакане – стеклянной палочкой с резиновым наконечником

Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края. Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см. Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи. Инструкция по технике безопасности:
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

Инструкция по технике безопасности:

Первая помощь при порезах:   а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда); б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени; в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом; г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Посуда П очему для изготовления химической посуды наиболее часто используется стекло? П очему запрещается встряхивать пробирку с веществом, закрывая отверстие пальцем? K каким последствиям это может привести?

Посуда

П очему для изготовления химической посуды наиболее часто используется стекло?

П очему запрещается встряхивать пробирку с веществом, закрывая отверстие пальцем? K каким последствиям это может привести?

Пробирка химическая используется для проведения большинства простейших опытов и как деталь собираемых приборов. Химический стакан с носиком служит для хранения жидких и твердых веществ, а также для проведения простейших химических операций (растворение, нагревание). Колба коническая используется для хранения жидких и твердых веществ, а также для проведения различных химических операций. Колба плоскодонная служит для проведения химических операций, а также для хранения жидких и твердых веществ.

Пробирка химическая используется для проведения большинства простейших опытов и как деталь собираемых приборов.

Химический стакан с носиком служит для хранения жидких и твердых веществ, а также для проведения простейших химических операций (растворение, нагревание).

Колба коническая используется для хранения жидких и твердых веществ, а также для проведения различных химических операций.

Колба плоскодонная служит для проведения химических операций, а также для хранения жидких и твердых веществ.

Мерная посуда : цилиндр, стакан — используют для измерения объема жидкостей. Колба круглодонная служит для проведения разнообразных химических операций при нагревании.

Мерная посуда : цилиндр, стакан — используют для измерения объема жидкостей.

Колба круглодонная служит для проведения разнообразных химических операций при нагревании.

Воронка конусообразная служит для переливания жидкостей и фильтрования. Стеклянная палочка предназначена для размешивания веществ в химической посуде. Для предохранения посуды от случайного растрескивания при размешивании веществ на конец стеклянной палочки надевают кусочек резиновой трубки Ложка фарфоровая (1), шпатель ( 2) служат для взятия твердых и сыпучих веществ. Ложка-дозатор  (3) предназначена для взятия определенной порции вещества.

Воронка конусообразная служит для переливания жидкостей и фильтрования.

Стеклянная палочка предназначена для размешивания веществ в химической посуде. Для предохранения посуды от случайного растрескивания при размешивании веществ на конец стеклянной палочки надевают кусочек резиновой трубки

Ложка фарфоровая (1), шпатель ( 2) служат для взятия твердых и сыпучих веществ.

Ложка-дозатор (3) предназначена для взятия определенной порции вещества.

 Тигель фарфоровый предназначен для нагревания и прокаливания твердых веществ при высокой температуре.  Треугольник фарфоровый используется для размещения в нем тигля. Треугольник помещают на кольцо штатива. Чашка фарфоровая применяется для выпаривания жидкостей.

Тигель фарфоровый предназначен для нагревания и прокаливания твердых веществ при высокой температуре.

Треугольник фарфоровый используется для размещения в нем тигля. Треугольник помещают на кольцо штатива.

Чашка фарфоровая применяется для выпаривания жидкостей.

Ступка с пестиком служат для размельчения и растирания твердых веществ. Штатив для пробирок , служит для размещения в нем пробирок. Зажим пробирочный служит для закрепления пробирки, если вещество в пробирке требуется нагреть в пламени.

Ступка с пестиком служат для размельчения и растирания твердых веществ.

Штатив для пробирок , служит для размещения в нем пробирок.

Зажим пробирочный служит для закрепления пробирки, если вещество в пробирке требуется нагреть в пламени.

 Зажим пружинный используют для зажимания резиновых трубок при монтаже различных приборов.  Воронка делительная предназначена для разделения несмешивающихся жидкостей, имеющих разную плотность. Промывалка служит для промывания осадков дистиллированной водой, для смывания осадков с фильтров и стенок сосудов. Ее используют также для хранения небольших количеств дистиллированной воды.

Зажим пружинный используют для зажимания резиновых трубок при монтаже различных приборов.

Воронка делительная предназначена для разделения несмешивающихся жидкостей, имеющих разную плотность.

Промывалка служит для промывания осадков дистиллированной водой, для смывания осадков с фильтров и стенок сосудов. Ее используют также для хранения небольших количеств дистиллированной воды.

Склянка с пипеткой служит для хранения растворов реактивов при работе с малыми количествами веществ.  Пластина для капельного анализа (керамическая или стеклянная) используется при выполнении опытов с очень малыми количествами веществ в объеме 1-2 капель. Прокладка керамическая огнезащитная используется при нагревании веществ в стеклянной посуде. Прокладку размещают на кольце металлического штатива.

Склянка с пипеткой служит для хранения растворов реактивов при работе с малыми количествами веществ.

Пластина для капельного анализа (керамическая или стеклянная) используется при выполнении опытов с очень малыми количествами веществ в объеме 1-2 капель.

Прокладка керамическая огнезащитная используется при нагревании веществ в стеклянной посуде. Прокладку размещают на кольце металлического штатива.

Для переливания жидкостей из одной посуды в другую применяют воронки. Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр (кружок фильтровальной бумаги), который вырезают по размеру воронки.

Для переливания жидкостей из одной посуды в другую применяют воронки. Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр (кружок фильтровальной бумаги), который вырезают по размеру воронки.

Сначала фильтр надо сложить и обрезать, вложить в воронку и смочить водой. Затем по палочке налить фильтруемую жидкость. Через фильтр проходит прозрачный фильтрат, а на фильтре задерживается осадок. Для последующей работы может понадобиться и то, и другое. Почему при фильтровании жидкость наливают на фильтр по палочке, направляя ее на стенки фильтра? Почему нельзя просто вылить жидкость на центр фильтра?

Сначала фильтр надо сложить и обрезать, вложить в воронку и смочить водой. Затем по палочке налить фильтруемую жидкость. Через фильтр проходит прозрачный фильтрат, а на фильтре задерживается осадок. Для последующей работы может понадобиться и то, и другое.

Почему при фильтровании жидкость наливают на фильтр по палочке, направляя ее на стенки фильтра? Почему нельзя просто вылить жидкость на центр фильтра?

При выпаривании используют фарфоровые чашки. Выпаривание применяют в том случае, когда нужно выделить растворенное вещество из раствора. В фарфоровую чашку наливают раствор – не более 1/3 ее объема. Устанавливают чашу на кольце штатива и греют на открытом пламени при постоянном помешивании

При выпаривании используют фарфоровые чашки. Выпаривание применяют в том случае, когда нужно выделить растворенное вещество из раствора. В фарфоровую чашку наливают раствор – не более 1/3 ее объема. Устанавливают чашу на кольце штатива и греют на открытом пламени при постоянном помешивании

Заполните таблицу:

Название опыта

Рисунки.

Наблюдения

Уравнения реакций

1 . Устройство лабораторно го штатива

Объяс нение наблюдений

Выводы

2. Приемы работы

1. Для чего нужны муф ты?

3. Строение пламени .

со спир товкой

2. Как правильно закре пить пробирку в лап ке?

1. Для чего нужен резер вуар?

4 . Знакомство с лаборатор ной посудой .

3. Способы проведения нагревания с использованием штатива (на открытом пламени в чашке для выпаривания и с помощью сетки)

Для чего служит штатив?

Правила техники

2. Для чего служит фи тиль и металлическая трубка с диском?

1. Какая часть пламени самая холодная?

безопасности при работе со спиртов кой.

Как нужно использовать пламя для быстрейшего на гревания вещества?

3. Как можно зажечь спиртовку?

1. Какие правила нужно соблюдать при перемеши вании вещества в про бирке, колбе, стакане?

2. Как с помощью лу чинки доказать, где находится самая горя чая часть пламени?

Для чего нужны пробирка, колбы, химические стаканы, фильтры, воронки?

4. Как можно погасить пламя спиртовки?

2. Как изготавливается бумажный фильтр?

3. Какие правила долж ны соблюдаться при выпаривании вещест ва?

Лмтература и интернетресурсы:   О.С. Габриелян, Химия, 8 класс, иэд. «Дрофа», Москва, 2010 год. А.А. Журин, Лабораторные опыты и практические работы по химии, учебное пособие, изд. «Аквариум», Москва, 1997 год. WWW . lib . ru  всемирная сеть интернет. О.С. Габриелян, А.В.Яшукова..Химия 8-9 классы. Методическое пособие – М.Дрофа.2004г. Химия (8 – 11 класс) Виртуальная лаборатория. Учебное электронное издание, МарГТУ, 2004 О.С. Габриелян Химический эксперимент в школе. 8 класс. . Методическое пособие – М.Дрофа.2005г. http://forum.izcity.com/index.php?topic=788.0 http://www.sev-chem.narod.ru/foto/chemposuda.htm http://altaoptica.ru/cgi-bin/show.pl?price=him&id=27209 http://newstyle-y.ru/school/ucheb/himija/ wiki.pippkro.ru

Лмтература и интернетресурсы:

  • О.С. Габриелян, Химия, 8 класс, иэд. «Дрофа», Москва, 2010 год.
  • А.А. Журин, Лабораторные опыты и практические работы по химии, учебное пособие, изд. «Аквариум», Москва, 1997 год.
  • WWW . lib . ru всемирная сеть интернет.
  • О.С. Габриелян, А.В.Яшукова..Химия 8-9 классы. Методическое пособие – М.Дрофа.2004г.
  • Химия (8 – 11 класс) Виртуальная лаборатория. Учебное электронное издание, МарГТУ, 2004
  • О.С. Габриелян Химический эксперимент в школе. 8 класс. . Методическое пособие – М.Дрофа.2005г.
  • http://forum.izcity.com/index.php?topic=788.0
  • http://www.sev-chem.narod.ru/foto/chemposuda.htm
  • http://altaoptica.ru/cgi-bin/show.pl?price=him&id=27209
  • http://newstyle-y.ru/school/ucheb/himija/
  • wiki.pippkro.ru
Спасибо за активную работу на уроке!

Спасибо за активную

работу на уроке!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!