СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к проекту

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к проектной работе "Первоцветы окрестностей и села Орехов Лог"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к проекту»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Орехологовская средняя общеобразовательная школа Первоцветы окрестностей и села Орехов Лог Выполнила Пехенько Екатерина, ученица 5 кл. Руководитель Волкова О.Г., учитель биологии

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области

Орехологовская средняя общеобразовательная школа

Первоцветы окрестностей и села Орехов Лог

Выполнила Пехенько Екатерина, ученица 5 кл.

Руководитель Волкова О.Г., учитель биологии

Актуальность исследования Журчат ручьи, звонко поют птицы, распускаются почки и зацветают первые цветы – подснежники. Они первые, и поэтому приятны и дороги нам. Но по разным причинам происходит оскудение флоры, становится однообразным напочвенный покров. Поэтому нам надо приложить все усилия, чтобы сохранить богатство нашей флоры и фауны. А особенно нужно позаботиться о первоцветах, ведь их жизненный срок так недолог. В современном мире необходимо бережно относиться к природе, чтобы сохранить все виды растений и животных на Земле.

Актуальность исследования

Журчат ручьи, звонко поют птицы, распускаются почки и зацветают первые цветы – подснежники. Они первые, и поэтому приятны и дороги нам. Но по разным причинам происходит оскудение флоры, становится однообразным напочвенный покров. Поэтому нам надо приложить все усилия, чтобы сохранить богатство нашей флоры и фауны. А особенно нужно позаботиться о первоцветах, ведь их жизненный срок так недолог.

В современном мире необходимо бережно относиться к природе, чтобы сохранить все виды растений и животных на Земле.

Цель работы: изучить, какие растения в нашей местности расцветают ранней весной и относятся к первоцветам Задачи работы: 1. найти и изучить информацию по данной теме 2. изучить видовой состав растений-первоцветов в природе 3. узнать почему эти растения называются первоцветами 4. определить основные признаки, объединяющие раннецветущие растения 5. узнать только ли травянистые растения являются первоцветами 6. изготовить гербарий растений, широко распространенных в нашей местности (кроме редких и занесенных в Красную книгу) 7. способствовать распространению среди местного населения сведений о растениях-первоцветах и внести посильный вклад в сохранении биоразнообразия своей местности, рассказать учащимся школы об охране первоцветов. Гипотеза : в нашем краю тоже растут первоцветы.

Цель работы: изучить, какие растения в нашей местности расцветают ранней весной и относятся к первоцветам

Задачи работы:

  • 1. найти и изучить информацию по данной теме
  • 2. изучить видовой состав растений-первоцветов в природе
  • 3. узнать почему эти растения называются первоцветами
  • 4. определить основные признаки, объединяющие раннецветущие растения
  • 5. узнать только ли травянистые растения являются первоцветами
  • 6. изготовить гербарий растений, широко распространенных в нашей местности (кроме редких и занесенных в Красную книгу)
  • 7. способствовать распространению среди местного населения сведений о растениях-первоцветах и внести посильный вклад в сохранении биоразнообразия своей местности, рассказать учащимся школы об охране первоцветов.
  • Гипотеза : в нашем краю тоже растут первоцветы.
Методы исследования  эмпирический (изучение рисунков, иллюстраций растений, работа с энциклопедией, словарями, книгами о растениях),  наблюдения в природе,  аналитический (анализ),  исследование. Предмет исследования: растения-первоцветы.

Методы исследования

  • эмпирический (изучение рисунков, иллюстраций растений, работа с энциклопедией, словарями, книгами о растениях),
  • наблюдения в природе,
  • аналитический (анализ),
  • исследование.
  • Предмет исследования: растения-первоцветы.
Что такое первоцветы   Люди привыкли называть первоцветами растения, которые распускаются первыми. Но мало кто знает, что настоящие первоцветы — это деревья, лишь потом травы и за ними — цветы. Первые недели цветения диких первоцветов мало кто замечает - это цветение не очень заметно. Изучив словари (энциклопедический, словарь Ожегова), я нашла несколько определений понятию Первоцвет: 1. Первоцвет то же, что примула, Низкорослое травянистое растение с красивыми цветками разнообразной окраски, род многолетних трав семейства первоцветных. Цветут большей частью ранней весной. Ок. 500 видов, главным образом во внетропических областях Северного полушария. Цветки и листья используют в ликероводочном производстве. Медоносы. Декоративные растения. 7 видов охраняются. 2. в словаре Ефремовой – это Первое, раннее цветение растений.

Что такое первоцветы

  • Люди привыкли называть первоцветами растения, которые распускаются первыми. Но мало кто знает, что настоящие первоцветы — это деревья, лишь потом травы и за ними — цветы. Первые недели цветения диких первоцветов мало кто замечает - это цветение не очень заметно.

Изучив словари (энциклопедический, словарь Ожегова), я нашла несколько определений понятию Первоцвет:

  • 1. Первоцвет то же, что примула, Низкорослое травянистое растение с красивыми цветками разнообразной окраски, род многолетних трав семейства первоцветных. Цветут большей частью ранней весной. Ок. 500 видов, главным образом во внетропических областях Северного полушария. Цветки и листья используют в ликероводочном производстве. Медоносы. Декоративные растения. 7 видов охраняются.
  • 2. в словаре Ефремовой – это Первое, раннее цветение растений.
Характеристика места исследования Исследования проводились в окрестностях села Орехов Лог, Краснозерского района, Новосибирской области. Территория Орехово-Логовского сельсовета общей площадью 20469 га расположена в юго-восточной части Краснозерского района Новосибирской области на расстоянии 325 км от областного центра г. Новосибирска. Климат нашей местности умеренно-континентальный, с четко выраженными временами года. Среднее годовое количество осадков 350-400 мм., абсолютные максимум и минимум температуры воздуха +39 - -52 градуса Цельсия. Увлажнение достаточное, преобладающие ветра – южный и юго-западный. Ботанико-географическая характеристика местности – разнотравно-ковыльные и разнотравно-типчаковые степи на обыкновенных и южных черноземах с березовыми колками на солодях и солончаках (подзона разнотравно-дерновиннозлаковых настоящих степей).

Характеристика места исследования

  • Исследования проводились в окрестностях села Орехов Лог, Краснозерского района, Новосибирской области. Территория Орехово-Логовского сельсовета общей площадью 20469 га расположена в юго-восточной части Краснозерского района Новосибирской области на расстоянии 325 км от областного центра г. Новосибирска.
  • Климат нашей местности умеренно-континентальный, с четко выраженными временами года. Среднее годовое количество осадков 350-400 мм., абсолютные максимум и минимум температуры воздуха +39 - -52 градуса Цельсия. Увлажнение достаточное, преобладающие ветра – южный и юго-западный. Ботанико-географическая характеристика местности – разнотравно-ковыльные и разнотравно-типчаковые степи на обыкновенных и южных черноземах с березовыми колками на солодях и солончаках (подзона разнотравно-дерновиннозлаковых настоящих степей).
Результаты исследования   В зимний период по энциклопедиям, по материалам интернета я изучила теоретический материал, рассматривала рисунки и фотографии, чтобы весной, выйдя на природу, найти первоцветы. Оказалось, что первоцветов в нашем краю довольно много. Я узнала, что у первоцветов наблюдается сходство в строении: это небольшие размеры растений, крупные цветки с яркой окраской; покрытые волосками бутоны и стебли; разросшиеся, сочные корневища или луковицы. Почему же первоцветы пробуждаются от зимнего сна раньше других? Многие раннецветущие растения, зимуют под землей. Их надземная часть к этому времени года полностью отмирает. Остаются только корневища с почками. Весной из них выходят молодые побеги. Едва появившись весной, они уже цветут. Когда растения отцветут и дадут семена, они исчезают. Даже в теплое время года их корневища с почками находятся в состоянии покоя. Каждую весну они продолжают свое развитие, а не начинают жизнь сначала, с семени.

Результаты исследования

  • В зимний период по энциклопедиям, по материалам интернета я изучила теоретический материал, рассматривала рисунки и фотографии, чтобы весной, выйдя на природу, найти первоцветы. Оказалось, что первоцветов в нашем краю довольно много.
  • Я узнала, что у первоцветов наблюдается сходство в строении: это небольшие размеры растений, крупные цветки с яркой окраской; покрытые волосками бутоны и стебли; разросшиеся, сочные корневища или луковицы.
  • Почему же первоцветы пробуждаются от зимнего сна раньше других?
  • Многие раннецветущие растения, зимуют под землей. Их надземная часть к этому времени года полностью отмирает. Остаются только корневища с почками. Весной из них выходят молодые побеги. Едва появившись весной, они уже цветут. Когда растения отцветут и дадут семена, они исчезают. Даже в теплое время года их корневища с почками находятся в состоянии покоя. Каждую весну они продолжают свое развитие, а не начинают жизнь сначала, с семени.
Результаты исследования   Следующий важный момент из жизни первоцветов - им для развития необходим солнечный свет. Ранней весной, пока деревья и кустарники голые, свет проникает до самой земли. Почва в это время влажная и воды первоцветам хватает. Ранней весной тепла мало, порой бывают и заморозки. Вот поэтому, стебли и бутоны первоцветов покрыты волосками. Своеобразная «шубка» защищает эти растения от весенних холодов. Яркая окраска цветков служит для привлечения насекомых- опылителей. Так как за короткое время эти растения должны вырасти, а при весенних похолоданиях нельзя накопить много питательных веществ, необходимых для развития высоких, мощных стеблей и крупных листьев, то все первоцветы имеют небольшие размеры.

Результаты исследования

  • Следующий важный момент из жизни первоцветов - им для развития необходим солнечный свет. Ранней весной, пока деревья и кустарники голые, свет проникает до самой земли. Почва в это время влажная и воды первоцветам хватает.
  • Ранней весной тепла мало, порой бывают и заморозки. Вот поэтому, стебли и бутоны первоцветов покрыты волосками. Своеобразная «шубка» защищает эти растения от весенних холодов.
  • Яркая окраска цветков служит для привлечения насекомых- опылителей.
  • Так как за короткое время эти растения должны вырасти, а при весенних похолоданиях нельзя накопить много питательных веществ, необходимых для развития высоких, мощных стеблей и крупных листьев, то все первоцветы имеют небольшие размеры.
Выводы и заключение Подводя итог своим исследованиям, я хочу заметить, что гипотеза моя оказалась верной. Все первоцветы имеют особенное строение, помогающее им цвести даже в холодное время, а именно небольшие размеры растений, цветки яркой окраски, подземные части растений в виде сильно разрастающихся корневищ или луковицы. Бутоны, стебли и листья покрыты волосками, «согревающими» первые цветы в холодную погоду. Так же я узнала почему первоцветы пробуждаются от зимнего сна раньше других. Я выяснила, что не только травянистые растения являются первоцветами. Деревья, такие как ива, осина, береза - тоже первоцветы.  В ходе исследования я выяснила, что к представителям первоцветов нашей местности относятся следующие растения:

Выводы и заключение

  • Подводя итог своим исследованиям, я хочу заметить, что гипотеза моя оказалась верной. Все первоцветы имеют особенное строение, помогающее им цвести даже в холодное время, а именно небольшие размеры растений, цветки яркой окраски, подземные части растений в виде сильно разрастающихся корневищ или луковицы. Бутоны, стебли и листья покрыты волосками, «согревающими» первые цветы в холодную погоду.
  • Так же я узнала почему первоцветы пробуждаются от зимнего сна раньше других.
  • Я выяснила, что не только травянистые растения являются первоцветами. Деревья, такие как ива, осина, береза - тоже первоцветы.
  • В ходе исследования я выяснила, что к представителям первоцветов нашей местности относятся следующие растения:
Выводы и заключение № п/п Дата расцветания 1 2 24.04.21 Растение 3 25.04.21 Ивы 25.04.21 4 Осины Ветреницы дубравная 26.04.21 5 6 Адонис весенний (горицвет весенний) 26.04.21 Гусиный лук (птичий лук) или гейджа малый 29.04.21 7 Прострел раскрытый фиолетовый 29.04.21 8 Прострел желтеющий 9 03.05.21 10 Ятрышник пятнистый 04.05.21 11 Мать-и-мачеха Одуванчик лекарственный 04.05.21 Берёза повислая

Выводы и заключение

п/п

Дата расцветания

1

2

24.04.21

Растение

3

25.04.21

Ивы

25.04.21

4

Осины

Ветреницы дубравная

26.04.21

5

6

Адонис весенний (горицвет весенний)

26.04.21

Гусиный лук (птичий лук) или гейджа малый

29.04.21

7

Прострел раскрытый фиолетовый

29.04.21

8

Прострел желтеющий

9

03.05.21

10

Ятрышник пятнистый

04.05.21

11

Мать-и-мачеха

Одуванчик лекарственный

04.05.21

Берёза повислая

Выводы и заключение

  • Я узнала о том, что многие первоцветы используются человеком как лекарственные и декоративные растения, и в связи с этим существует опасность снижения их численности в природе.
  • С целью формирования экологического мышления у одноклассников, в преддверии весны, содействовала в проведении классного часа на тему «Сохраним первоцветы нашего села», где мною была представлена презентация «Первоцветы нашего села» и буклет «Берегите первоцветы». Мною были изготовлены гербарии из растений-первоцветов, широко распространенных в нашей местности. Редко встречающиеся растения я просто фотографировала. Этот материал можно использовать на уроках окружающего мира, ботаники и биологии в нашей школе. Также я создала видеоролик о растениях-первоцветах нашей местности, его можно использовать для пропаганды знаний среди населения, эти материалы есть на сайте учителя биологии, на сайте нашей школы и на сайте ютуб (https://www.youtube.com).
  • Я выяснила, почему опасно для первоцветов срывание их на букеты: так при уменьшении надземной части растения, не успевают накопиться запасные питательные вещества в корневищах, клубнях или луковицах и растение погибнет.
  • Мною был сделан вывод: Первоцветы срывать нельзя, потому что их становится всё меньше. Можно зарисовать, сфотографировать, полюбоваться ими. Можно посадить растения у себя в саду и любоваться их красотой весной. В лесу, на лугу нужно ходить по тропинкам, чтобы не причинять растениям вреда. Помнить: оберегая цветы, мы помогаем насекомым, животным, птицам.
Выводы и заключение Чтобы сохранить первоцветы, нужно проводить с населением пропаганду о том, как они важны для природы, почему не желательно их рвать, почему опасно для них вытаптывание. Поэтому я рекомендую всем: Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов, Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах где их много.

Выводы и заключение

  • Чтобы сохранить первоцветы, нужно проводить с населением пропаганду о том, как они важны для природы, почему не желательно их рвать, почему опасно для них вытаптывание.

Поэтому я рекомендую всем:

  • Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов, Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Собирать лекарственные растения будем только в тех местах где их много.

Список литературы

  • Вахрамеева М., Денисова Л., Никитина С., Самсонов С. Орхидеи нашей страны. – Наука, 1991. – 301с.
  • Гаджиев И.М. Районы и города Новосибирской области (природно-экономический справочник). – Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 1996. – 520 с.
  • Глуздаков С.И. Берегите зеленых друзей. – Новосибирск: Западно – Сибирское книжное издательство, 1984. – 88с..
  • Красная книга Новосибирской области: Животные, растения и грибы/Депортамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.- 2-е изд., перераб. и доп.-Новосибирск: Арта,2008-528с.
  • Красноборов И.М., Ломоносова М.Н., Шауло Д.Н. и др. Определитель растений Новосибирской области / – Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 2000. – 492 с.
  • Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения /- 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2008.– 415с.
  • Петров В.В. Мир лесных растений. – М.: Наука, 1978.– 168с.
  • Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / 10-еизд. – М.: Просвещение, 2009. – 69с.
  • Популярная энциклопедия растений. - Санкт-Петербург: МиМ – Экспресс, 1997.
  • Рубцова Т.А. Иллюстрированный словарь биологических терминов// Биология в школе. 1997. №1
  • Силантьева М.М. Н.В. Карлова, О.Н. Мироненко Основы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права: учебное пособие /Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – 340 с.
  • Материалы из Википедии — свободной энциклопедии
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!