Первые уроки
школьной отметки
Родительское собрание
Добрый вечер, уважаемые родители!
Я рада приветствовать вас в нашей школе на тематическом родительском собрании.
10 человек ( Злата, Арина, Дарина, Василиса, Виолетта, Маша Л., Серёжа, Настя )
4 человека (Дима, Саша В., Данил, Саша Д.)
4 человека (Ангелина, Слава, Эвелина, Матвей)
6 человека (Ярослав, Маша Ш., Ваня, Рома, Назар, Кирилл)
Именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка.
Что Вы представляете, когда слышите слово «ШКОЛА»? Назовите пять слов-ассоциаций со словом «Школа».
Вот какие ассоциации возникли у наших детей:
Наш 2 дом, добро, старание, место, где нужно получать знания, ум, читать , учиться, книги, учёба, учитель – вторая мама, пятёрки, оценки, бег контрольных, дом культурных людей, интерес, много друзей, много уроков, узнать всё за 1 день и т.д
Попробуйте нарисовать финал данной картины, но с позиции 21 века.
Оценка и отметка – неотъемлемая часть учебного процесса.
Оценка – это процесс оценивания в форме развёрнутого суждения.
Отметка – это результат процесса оценивания, его условно-формальное отражение в баллах.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ №1
- Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным и интересным ?
- Старайтесь приучать ребёнка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости.
- Постоянно требуйте порядка на рабочем столе.
- Если ребёнок делает уроки в вашем присутствии, пусть комментирует всё, что делает.
- Если он делает что-то не так, не спешите его ругать: для него простое задание может быть трудным – объясните ему его .
- Учите ребёнка не отвлекаться при выполнении заданий, напоминайте о времени.
- Постоянно напоминайте, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
- Не заставляйте ребёнка переписывать много раз – это подорвёт ваш авторитет и ребёнок потеряет интерес к школе и к учению.
- Учите ребёнка выполнять любое дело без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
2
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ №2.
- Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Можно ли верить его обещаниям?
РЕШЕНИЕ
- Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимание на время. Данное обещание будет не выполнено. Сначала дело, а развлечение потом.
- И никаких авансов.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 3
Прочтите текст
Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетради не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что на понимает, у ребят, учителя спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?
Ответьте на вопросы.
- Как вы оцениваете поведение родителей?
- Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
- Ваши действия на “двойку” за домашнее задание?
Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашние задания?
РЕШЕНИЕ
- Нужно учиться самостоятельно выполнять домашние задания .
- А к родителям нужно обращаться в случае необходимости – затруднении и проверки.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ № 4
- Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки.
- А сядет – постоянно отвлекается, делом не занимается.
РЕШЕНИЕ
- Ребенок должен понять, что учится для себя, а не для родителей. Необходимо сформировать у ребенка определенную мотивация к обучению.
Текущий контроль
Цель: анализ хода формирования знаний и умений учащихся.
Тематический контроль
Цель: своевременное выявление причин неусвоения учебного материала и принятие необходимых мер к устранению этих недостатков.
Итоговый контроль
Цель: выявление у детей уровня знания теории (правил) и практического применения с элементами самоконтроля.
- «Технические» ошибки: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения.
- Понимание слова включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.
- Понимание текста проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения.
- Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания
Литературное чтение 2 класс
I – полугодие
«5» – чтение без ошибок, больше 55 слов
«4» - 40 - 55 слов, 1 - 2 ошибки
«3» - 25 – 39 слов, 3 – 5 ошибок
«2» – меньше 25 слов, более 6 ошибок
II - полугодие
«5» – без ошибок, больше 70 слов
«4» – 55 – 70 слов, 1 - 2 ошибки
«3» – 45 - 54 слов, 3 – 5 ошибок
«2» – меньше 40 слов, более 6 ошибок
Объём прочитанного текста на оценку
1/3 страницы
- Навык чтения.
- Начитанность.
- Умение работать с книгой.
- Навыки и умения собственно читательской деятельности.
Навык чтения
Умение читать вслух и молча , владение основными видами
чтения (ознакомление, углубление, поисковое просмотровое)
Начитанность
Знание изученных произведений.
Представление о литературоведческих понятиях.
Знание книг и произведений из круга детского чтения.
Умение работать с книгой
Определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т. д.
Навыки и умения собственно читательской деятельности
1. Восприятие, интерпретация (истолкование) и оценка художественного произведения;
2. Разносторонняя работа с текстом, результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого ученика;
3. Литературно-творческое развитие (способность выразить точно и образно свои мысли и чувства в слове, создать собственные мини-произведения разных жанров и т. д.)
Русский язык.
Диктант.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2кл.);
Словарный диктант
Количество слов
( оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
2 класс – 10 – 12 слов
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов);
«2» – 5 – 7 ошибок
Математика.
Контрольная работа.
Примеры. Задачи.
«5» – без ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки;
«3» – 2 – 3 ошибки (более половины
работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок
Комбинированная.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;
«3 » – 2 – 3 ошибки, но ход решения задачи верен;
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.
Грубые ошибки : вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки : нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки , допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.
И «двоечникам» , и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными оценками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Как же дозировать оценку в семье?
Правило первое:
Не бейте лежачего. Двойка , а для кого-то и четвёрка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
Ребёнок ждёт от родителей не попрёков, а спокойной помощи.
Правило второе:
Чтобы избавить ребёнка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нём.
Правило третье:
Выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребёнком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности и пересказа.
Правило четвёртое:
Не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что бы было похвалить.
Правило пятое и самое трудное:
Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.
Правило шестое:
Выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребёнка нет и иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи
Правило седьмое:
Ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели , и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.
Правило восьмое:
Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Ребёнок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы .
Правило девятое:
Ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения.
Умение оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главного средства преодоления учебных трудностей.
Уважаемые родители!
Помните, что ваши хорошие отношения с ребёнком важнее школьных отметок.
Радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье –
с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!
Народная мудрость гласит : «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу» .
РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ
- Учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания.
- Оказывать помощь детям при возникновении трудностей во время выполнения заданий по учебным предметам.
- Использовать подготовленные памятки для организации учебной работы детей дома.
- Находить момент, за что можно было бы похвалить ребенка.