Просмотр содержимого документа
«Презентация к родительскому собранию "Рекомендации родителям будущих первоклассников"»
- «Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни» (Дж. Дьюи)
- «Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем хуже» (Л.Н. Толстой)
- «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно, искусство управлять и искусство воспитывать» (И. Кант)
- Родителям первоклассников (правила, советы, рекомендации).
- Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
- Анкета к родительскому собранию по теме «Школа - дом - одна семья».
- 1. Ознакомьтесь, пожалуйста, с возможными темами родительских собраний и отметьте те из них, которые вызывают интерес. Если в данном списке нет темы, которая вам интересна, укажите ее, пожалуйста.
- – Как помочь ребенку адаптироваться к школе.
- – Режим дня школьника: важность, возможности и проблемы.
- – Как помогать ребенку при подготовке домашних заданий.
- – Как помочь ребёнку стать внимательным.
- - Память и мышление младшего школьника.
- – В мире «нехочух»: что делать при проявлении детского упрямства.
- – … Что-то еще.
- 2. Какую помощь психолога вы хотели бы получить во время тематических родительских собраний?
- 3. Предполагаете ли вы принимать участие в тематических родительских собраниях по выбранным вами темам? (Отметьте один из вариантов ответов.)
- Да.
- Скорее да.
- Если будет возможность.
- Скорее нет.
- Нет.
- 4. Напишите, какие дни недели, какое время наиболее удобно вам для участия в тематических родительских собраниях.
- 5. Сообщите, пожалуйста, ваше имя и контактный телефон:___________
- 6. Поставьте цифру 1 около самой интересной для вас темы, 2 – рядом с чуть менее интересной и т. д.
- Благодарим вас за помощь и готовность к сотрудничеству!
- Фамилия, имя, отчество родителей.
- Возраст родителей, день рождения семьи .
- Интересы, увлечения семьи .
- Традиции и обычаи семьи.
- Девиз семьи .
Родительские комиссии
Производственно-
хозяйственная
спортивно-
оздоровительная
Педагогического
всеобуча
культурно-массовая
Учебно-
воспитательная
7
Задачи адаптационных занятий
- Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
- Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
- Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
- Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
- Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
- Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
- Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
- Знакомство педагога с особенностями детей класса.
7
Адаптационные занятия охватывают следующие темы:
1. Знакомство. Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.
2-3. Правила школьной жизни. Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни и продолжение знакомства друг с другом.
4. Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса школьника.
5. Для чего ходят в школу. Осознание детьми своего нового статуса школьника.
6. Оценка. Формирование реалистичного восприятия перво- классниками школьной оценки.
7-8. Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.
9-10. Первоклассное путешествие. Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.
Ваш ребёнок идет в школу
Советы и рекомендации
родителям будущих первоклассников,
ответы на часто
задаваемые вопросы.
В соответствии с программой подготовительной группы д/с ребенок при записи в 1 класс должен:
- Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 20.
- Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов.
- Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.
- Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
- Уметь находить в группе предметов лишний
(из группы «мебель» убрать ложку).
- Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
- Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
- Иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.
- Уметь культурно общаться с другими детьми.
- Уметь слушать старших и выполнять их распоряжения.
Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?
Не обязательно.
Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию - не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и буквах).
Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения .
Обязательна ли школьная форма в 1 классе?
Да.
- Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети - они теперь первоклассники.
Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников?
- Безусловно, у первоклассников должен быть особый режим дня. Уроки длятся 40 минут, в середине каждого урока проводятся 1-2 физкультурные минутки. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности - учебной.
Можно ли носить в школу мобильный телефон?
- В нашей школе запрещено пользование мобильным телефоном на уроке.
- Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон первоклассникам — велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру.
- Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников, можно потерять .
Можно ли давать ребенку в школу деньги?
- Трата денег детьми этого возраста должна находиться под контролем родителей.
Есть ли в 1 классе домашние задания?
- Домашних заданий в 1 классе нет. Однако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель.
Почему учителя не ставят оценки в 1 классе?
- В 1 классе обучение действительно безоценочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.
- В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.
- Всё зависит от того, каких именно людей хотят воспитать в семье. Мы думаем, что человеческие отношения состоят из обязанностей людей друг перед другом. Объясните ребенку, что учёба – это его обязанность, которую он, как и остальные члены семьи, должен выполнять хорошо. В этом случае заданный вами вопрос не будет так актуален.
Что делают дети на переменах?
- Отдыхают. Причем отдых должен быть активным, ведь после урока, который предполагает пребывание ученика в однообразной рабочей позе, ребенку необходима разрядка.
- На переменах допускаются подвижные и настольные игры (дети играют стоя). Главное, чтобы во время игры соблюдались правила безопасности и школьники случайно не поранили друг друга, подражая агрессивным действиям героев современных фильмов.
Как быть, если ребенок леворукий?
- Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья. Кроме того, сейчас издаются специальные пособия для леворуких детей, в частности «Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей» автора М. М. Безруких, ручки и карандаши изогнутой формы. Последствия переучивания леворуких детей чаще всего носят психоневрологический характер: нарушение сна, повышенная возбудимость.
Как правильно организовать дома рабочее место ученика?
- Купите первокласснику письменный стол. Тогда ребенок сможет сам систематизировать и разложить в ящики стола учебные принадлежности и научится поддерживать порядок на рабочем месте.
- Лучше, если освещение будет слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону - основной свет должен попадать через верхнюю треть окна.
- Можно купить первокласснику парту и стул с регулирующейся высотой, а для школьных принадлежностей книжные полки.
Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка.
- При росте 1м – 1 м 15 см высота крышки стола над полом должна быть 46 см, а высота сиденья стула - 26 см.
- При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52см, а стула - 30 см.
Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.
Нужен ли первокласснику дневник?
- Дневник стандартного образца должен заполняться учеником по всей форме, а первокласснику сделать это трудно - он еще не ориентируется в графах и не умеет хорошо писать. Поэтому я рекомендую блокнот для записи домашних заданий. С помощью такого блокнота осуществляется обратная связь с родителями.
Можно ли носить в школу игрушки?
- Да, можно!
- Игровая деятельность ещё значимая для ребёнка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками.
- Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.
- Дети учатся у жизни.
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
- Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
- Ребенка хвалят, он учится быть благородным.
- Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
- Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
- Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
15 советов психологов « Как прожить хотя бы один день без нервотрепки»
- Не торопитесь. Умение рассчитать время- Ваша задача. Если Вам это плохо удается, вины ребенка в этом нет.
- Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придется много поработать.
- Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», « Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
- Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку услышать Ваш голос.
- Забудьте фразу: « Что ты сегодня получил.» Встречая ребенка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребенок огорчен, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет все сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребенка.
- После школы не торопите садиться за уроки. Ребенку необходимо 2 часа отдыха ( в первом классе не повредит час сна). Лучшее время для приготовления уроков –с 16 до 18 часов, занятия вечерами бесполезны.
15 советов психологов « Как прожить хотя бы один день без нервотрепки»
- Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий -10 минут перерыва.
- Во время приготовления уроков не сидите « над душой». Дайте ребенку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь то…»
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда Вы будете принадлежать только ребенку.
- Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
- Учтите, даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокоит ребенка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.
(памятка для родителей )
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первоклассникам подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
- Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Сегодняшнее наше собрание мне хочется закончить словами И. Беляевой о том, в чем состоит рецепт счастья:
- Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте . Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кто встретится на вашем пути.