СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к урокам литературы. Теория литературы. Стихотворные размеры.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  содержит материалы  по теории литературы,   может  использоваться  при анализе поэтических произведений  в  6-11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам литературы. Теория литературы. Стихотворные размеры.»

Стихотворные размеры.  Теория литературы.  Материалы к урокам литературы учителя МОУ «Амвросиевская школа №2»  Амвросиевского района ДНР  ФЕЛОНЕНКО О.В.

Стихотворные размеры. Теория литературы.

Материалы к урокам литературы

учителя МОУ «Амвросиевская школа №2»

Амвросиевского района ДНР ФЕЛОНЕНКО О.В.

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.  Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера. Стопа – единица измерения стихотворного размера. Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные.  Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога). Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники. Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить

ритмический рисунок каждого размера.

Стопа – единица измерения стихотворного размера.

Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные.

Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей,

в котором могут соседствовать два ударных слога).

Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.

Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

К двусложным размерам  стиха относятся ямб и хорей. Ямб – двусложный  стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог стопы.  Еще говорят ,что  ударение при ямбе падает на четные слоги Хорей - это двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог стопы., т.е. на нечетный слог.

К двусложным размерам

стиха относятся ямб и хорей.

Ямб – двусложный

стихотворный размер,

в котором ударение падает

на второй слог стопы.

Еще говорят ,что

ударение при ямбе

падает на

четные слоги

Хорей - это

двусложный

стихотворный размер,

в котором ударение

падает на первый слог

стопы., т.е.

на нечетный слог.

 Двухстопный ямб: Играй, Адель, Не знай печали; Хариты, Лель Тебя венчали... (А.Пушкин)  Четырехстопный ямб: Двадцатый век. Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла... (А. Блок)   Шестистопный ямб: К блестящим шалостям, как прежде,  не привязан, Я правилам твоим последовать бы мог...  (Е. Баратынский )

Двухстопный ямб:

Играй, Адель,

Не знай печали;

Хариты, Лель

Тебя венчали... (А.Пушкин)

Четырехстопный ямб:

Двадцатый век. Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла... (А. Блок)

Шестистопный ямб:

К блестящим шалостям, как прежде,

не привязан,

Я правилам твоим последовать бы мог...

(Е. Баратынский )

Трехстопный хорей: Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного, Отдохнешь и ты. (М. Лермонтов) Четырехстопный хорей: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин)  Пятистопный хорей: Выхожу один я на дорогу, Сквозь туман кремнистый путь блестит... (М. Лермонтов).

Трехстопный хорей:

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

Подожди немного,

Отдохнешь и ты. (М. Лермонтов)

Четырехстопный хорей:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин)

Пятистопный хорей:

Выхожу один я на дорогу,

Сквозь туман кремнистый путь блестит...

(М. Лермонтов).

К трехсложным размерам относятся  Дактиль - размер стиха, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы, т.е. первый ударный и два последующих безударные. Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер,  в стопе которого сильный (ударный) слог  с двух сторон окружен слабыми (безударными). Анапест –  стихотворный размер, как бы зеркально отражающий дактиль, то есть из трех слогов  его стопы первые два не имеют ударения, а ударение падает на последний слог.

К трехсложным размерам

относятся

Дактиль - размер

стиха, образуемый

3-сложными стопами

с сильным местом

на 1-м слоге стопы,

т.е. первый ударный

и два последующих

безударные.

Амфибрахий

трехсложный

стихотворный размер,

в стопе которого сильный

(ударный) слог

с двух сторон окружен

слабыми

(безударными).

Анапест –

стихотворный

размер,

как бы зеркально

отражающий дактиль,

то есть из трех слогов

его стопы первые два

не имеют ударения,

а ударение падает

на последний

слог.

Дактиль В рабстве спасённое Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное!  (Н.А. Некрасов)  ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники! СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники. (М.Ю.Лермонтов).

Дактиль

В рабстве спасённое

Сердце свободное —

Золото, золото

Сердце народное!

(Н.А. Некрасов)

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!

СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною

МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники.

(М.Ю.Лермонтов).

 Анапест Поэты Серебряного века часто использовали анапест, поэтому его типичный пример легко найти в произведениях А. Блока:  Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!     Есть в напевах твоих сокровенных  Роковая о гибели весть.  Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть.

Анапест

Поэты Серебряного века часто использовали анапест, поэтому его типичный пример легко найти в произведениях А. Блока:

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Есть в напевах твоих сокровенных

Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Поругание счастия есть.

 Амфибрахий:

Амфибрахий:

"Есть женщины в русских селеньях" Н.А. Некрасова

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

(М.Ю. Лермонтов)

Схемы стихотворных размеров хорей – _U | _U |; ямб – U_ | U_ |; дактиль – _UU | _UU |; амфибрахий – U_U | U_U |; анапест – UU_ | UU_|. Схемы стихотворных размеров проиллюстрируем конкретными примерами : хорей – Бу́-ря мгло́-ю не́-бо кро́-ет; ямб – Мой дя́-дя са́-мых че́-стных пра́-вил; дактиль – Ту́-чки не-бе́-сны-е, ве́ч-ны-е стра́-нни-ки; амфибрахий – Шу-ме́-ла пол-но́ч-на-я вью́-га; анапест – Не гру-сти́, до-ро-га́-я со-се́-дка.

Схемы стихотворных размеров

хорей – _U | _U |;

ямб – U_ | U_ |;

дактиль – _UU | _UU |;

амфибрахий – U_U | U_U |;

анапест – UU_ | UU_|.

Схемы стихотворных размеров

проиллюстрируем конкретными примерами :

хорей – Бу́-ря мгло́-ю не́-бо кро́-ет;

ямб – Мой дя́-дя са́-мых че́-стных пра́-вил;

дактиль – Ту́-чки не-бе́-сны-е, ве́ч-ны-е стра́-нни-ки;

амфибрахий – Шу-ме́-ла пол-но́ч-на-я вью́-га;

анапест – Не гру-сти́, до-ро-га́-я со-се́-дка.