Стихотворные размеры. Теория литературы.
Материалы к урокам литературы
учителя МОУ «Амвросиевская школа №2»
Амвросиевского района ДНР ФЕЛОНЕНКО О.В.
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить
ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные.
Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей,
в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
К двусложным размерам
стиха относятся ямб и хорей.
Ямб – двусложный
стихотворный размер,
в котором ударение падает
на второй слог стопы.
Еще говорят ,что
ударение при ямбе
падает на
четные слоги
Хорей - это
двусложный
стихотворный размер,
в котором ударение
падает на первый слог
стопы., т.е.
на нечетный слог.
Двухстопный ямб:
Играй, Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали... (А.Пушкин)
Четырехстопный ямб:
Двадцатый век. Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла... (А. Блок)
Шестистопный ямб:
К блестящим шалостям, как прежде,
не привязан,
Я правилам твоим последовать бы мог...
(Е. Баратынский )
Трехстопный хорей:
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты. (М. Лермонтов)
Четырехстопный хорей:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин)
Пятистопный хорей:
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит...
(М. Лермонтов).
К трехсложным размерам
относятся
Дактиль - размер
стиха, образуемый
3-сложными стопами
с сильным местом
на 1-м слоге стопы,
т.е. первый ударный
и два последующих
безударные.
Амфибрахий –
трехсложный
стихотворный размер,
в стопе которого сильный
(ударный) слог
с двух сторон окружен
слабыми
(безударными).
Анапест –
стихотворный
размер,
как бы зеркально
отражающий дактиль,
то есть из трех слогов
его стопы первые два
не имеют ударения,
а ударение падает
на последний
слог.
Дактиль
В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники.
(М.Ю.Лермонтов).
Анапест
Поэты Серебряного века часто использовали анапест, поэтому его типичный пример легко найти в произведениях А. Блока:
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
Амфибрахий:
"Есть женщины в русских селеньях" Н.А. Некрасова
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)
Схемы стихотворных размеров
хорей – _U | _U |;
ямб – U_ | U_ |;
дактиль – _UU | _UU |;
амфибрахий – U_U | U_U |;
анапест – UU_ | UU_|.
Схемы стихотворных размеров
проиллюстрируем конкретными примерами :
хорей – Бу́-ря мгло́-ю не́-бо кро́-ет;
ямб – Мой дя́-дя са́-мых че́-стных пра́-вил;
дактиль – Ту́-чки не-бе́-сны-е, ве́ч-ны-е стра́-нни-ки;
амфибрахий – Шу-ме́-ла пол-но́ч-на-я вью́-га;
анапест – Не гру-сти́, до-ро-га́-я со-се́-дка.