СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку " Фонетика" для работы в среднем классе. Побуждает детей к творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку»

Путешествие в Фонетляндию  Урок русского языка в 5 классе

Путешествие в Фонетляндию

Урок русского языка

в 5 классе

Каким единицам языка посвящены эти слова? Они бывают разные: Гласные, согласные, Звонкие, глухие, Вот они какие! Мягкие, как в слове нес , Твердые, как в слове нос,  Долгие и нет. Вот какой секрет!

Каким единицам языка посвящены эти слова?

Они бывают разные:

Гласные, согласные,

Звонкие, глухие,

Вот они какие!

Мягкие, как в слове нес ,

Твердые, как в слове нос,

Долгие и нет.

Вот какой секрет!

 Цели урока :  Обобщить знания, полученные при изучении раздела «Фонетика. Графика. Орфография»  Закрепить навыки, выработанные в процессе изучения раздела   Способствовать развитию коммуникативно-речевых умений, формированию правил речевого поведения обучающихся, работать над расширением словарного запаса и правильностью речи учеников  Активизировать интерес, воспитывать уважение к русскому языку, его богатству, желание соблюдать законы  языка

Цели урока :

Обобщить знания, полученные при изучении раздела «Фонетика. Графика. Орфография»

Закрепить навыки, выработанные в процессе изучения раздела

Способствовать развитию коммуникативно-речевых умений, формированию правил речевого поведения обучающихся, работать над расширением словарного запаса и правильностью речи учеников

Активизировать интерес, воспитывать уважение к русскому языку, его богатству, желание соблюдать законы языка

Эпиграф к занятию Русский язык…красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.  А.И.Куприн Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок… Н.В.Гоголь

Эпиграф к занятию

  • Русский язык…красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И.Куприн

  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок… Н.В.Гоголь
Орфоэпическая разминка  баловать  безумолку библиотека  взяла ворота добыча дочиста двоюродный звонит издали изредка инструмент крапива конечно начала намерение незадолго понять предмет простыня протокол сирота скучно столяр средства ремень украинский щавель

Орфоэпическая разминка

баловать безумолку библиотека

взяла ворота добыча дочиста двоюродный звонит издали изредка инструмент крапива конечно начала намерение незадолго понять предмет простыня протокол сирота скучно столяр средства

ремень украинский щавель

Рецензирование связного ответа  Правильно? Полно? Последовательно? Примеры? Пояснения? Понравился ли ответ? Были ли неточности, ошибки? Нарушения последовательности, повторы?

Рецензирование связного ответа

  • Правильно?
  • Полно?
  • Последовательно?
  • Примеры?
  • Пояснения?

Понравился ли ответ?

Были ли неточности, ошибки?

Нарушения последовательности, повторы?

Проверка выборочного  терминологического диктанта   Фонетика, звук, фонема, речевой аппарат, гласный, согласный, звонкий, глухой, сонорный, твердый, мягкий, непарный, буква, графика, алфавит, азбука, безгласный, йотированная, слог, открытый, закрытый, односложное, многосложное, ударение, безударная, свободное, подвижное, произношение, орфоэпия.

Проверка выборочного терминологического диктанта

Фонетика, звук, фонема, речевой аппарат, гласный, согласный, звонкий, глухой, сонорный, твердый, мягкий, непарный, буква, графика, алфавит, азбука, безгласный, йотированная, слог, открытый, закрытый, односложное, многосложное, ударение, безударная, свободное, подвижное, произношение, орфоэпия.

Кроссворд «Черепашонок»

Кроссворд «Черепашонок»

Ответы  к  кроссворду «Черепашонок»   По горизонтали: По вертикали:

Ответы к кроссворду «Черепашонок»

  • По горизонтали:
  • По вертикали:
Звуковые картины  (первая группа)  Поёт зима – аукает,  Мохнатый лес баюкает  Стозвоном сосняка.  Кругом с тоской глубокою  Плывут в страну далекую  Седые облака . (С. Есенин)

Звуковые картины (первая группа)

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака .

(С. Есенин)

Звуковые картины  (вторая группа) Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь. Ты морские камни точишь,  Топишь берег ты земли,  Подымаешь корабли –  Не губи ты нашу душу, Выплесни ты нас на сушу! А.С.Пушкин

Звуковые картины (вторая группа)

Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь.

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу,

Выплесни ты нас на сушу!

А.С.Пушкин

Звуковые картины  (третья группа) Волна, волна – все буквы влажны.  Да и слились в один размах. Я произнес сейчас их дважды И ощутил их на губах! Я произнес их снова. Вскоре Ко мне пришли издалека Волненье рек, дыханье моря И колокольчик ручейка. Повсюду волны, волны, волны,  Великой влаги вечный путь. Таков язык! И трепет полный Мою охватывает грудь! А.Прокофьев

Звуковые картины (третья группа)

Волна, волна – все буквы влажны.

Да и слились в один размах.

Я произнес сейчас их дважды

И ощутил их на губах!

Я произнес их снова.

Вскоре

Ко мне пришли издалека

Волненье рек, дыханье моря

И колокольчик ручейка.

Повсюду волны, волны, волны,

Великой влаги вечный путь.

Таков язык!

И трепет полный

Мою охватывает грудь!

А.Прокофьев

По каким законам живут согласные? Что влияет на произношение согласного звука? Какие согласные звуки считаются самыми опасными и почему? Какие согласные звуки, напротив слывут самыми безопасными? Какие фонемы передаются 2 буквами? Как на письме обозначают мягкость согласных? Какие звуки называют шипящими? Какая фонема и почему считается самой таинственной?

По каким законам живут согласные?

  • Что влияет на произношение согласного звука?
  • Какие согласные звуки считаются самыми опасными и почему?
  • Какие согласные звуки, напротив слывут самыми безопасными?
  • Какие фонемы передаются 2 буквами?
  • Как на письме обозначают мягкость согласных?
  • Какие звуки называют шипящими?
  • Какая фонема и почему считается самой таинственной?
Всегда вместе  М. Ломоносов, владевший многими языками, находил в русском великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, богатство и краткость греческого и латинского языков.

Всегда вместе

  • М. Ломоносов, владевший многими языками, находил в русском великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, богатство и краткость греческого и латинского языков.
Выборочный объяснительный диктант Ст…рож…л, рас…ка…, лекц…я, об…ед…нит…ся, ре…кост..., ж…лтый, в...юн, ...тутюж…т..., г...ган…ский, ло…кий, крыж...вник, про...ба, параш…т.

Выборочный объяснительный диктант

  • Ст…рож…л, рас…ка…, лекц…я, об…ед…нит…ся, ре…кост..., ж…лтый, в...юн, ...тутюж…т..., г...ган…ский, ло…кий, крыж...вник, про...ба, параш…т.
Проверка выборочного объяснительного диктанта 1 и 4 Сторожил, лекция, объединиться, жёлтый, отутюжить, гигантский, крыжовник, парашют. 2 и 5 Рассказ, резкость, гигантский, ловкий, просьба.  3 и 6 Объединиться, резкость, вьюн, отутюжить, просьба.

Проверка выборочного объяснительного диктанта

  • 1 и 4 Сторожил, лекция, объединиться, жёлтый, отутюжить, гигантский, крыжовник, парашют.
  • 2 и 5 Рассказ, резкость, гигантский, ловкий, просьба.
  • 3 и 6 Объединиться, резкость, вьюн, отутюжить, просьба.
Работа с толковым словарем Докажите , что здесь написано не 5, а 10 слов. Прочитайте их правильно. Объясните различия в значении слов, если затрудняетесь, обратитесь к помощи толкового словаря. Приведите собственные примеры слов, в которых место ударения связано с их лексическим значением, составьте и запишите с ними предложения.

Работа с толковым словарем

  • Докажите , что здесь написано не 5, а 10 слов. Прочитайте их правильно.
  • Объясните различия в значении слов, если затрудняетесь, обратитесь к помощи толкового словаря.
  • Приведите собственные примеры слов, в которых место ударения связано с их лексическим значением, составьте и запишите с ними предложения.
Творческая работа [j 'а лаj 'у са фс 'акай сабакай j 'а воj 'у са фс 'акай савоj 'у И каждуj 'у п 'эс 'н 'у тва j 'у j 'а вм 'эст 'и с табоj 'у паj 'у ]. [Кагда жэ вдал 'и парахот Быком на р 'ик 'э зар 'ив 'от j 'а тожэ р 'иву У-у-у! ]

Творческая работа

[j 'а лаj 'у са фс 'акай сабакай

j 'а воj 'у са фс 'акай савоj 'у

И каждуj 'у п 'эс 'н 'у тва j 'у

j 'а вм 'эст 'и с табоj 'у паj 'у ].

[Кагда жэ вдал 'и парахот

Быком на р 'ик 'э зар 'ив 'от

j 'а тожэ р 'иву

У-у-у! ]

Проверка  работы по вариантам Я лаю со всякой собакой, Я вою со всякой совою, И каждую песню твою Я вместе с тобою пою . Когда же вдали пароход Быком на реке заревет , Я тоже реву : У-у-у!   К.Чуковский

Проверка работы по вариантам

Я лаю со всякой собакой,

Я вою со всякой совою,

И каждую песню твою

Я вместе с тобою пою .

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревет ,

Я тоже реву :

У-у-у!

К.Чуковский

На что похоже эхо? на сову   на настороженное ухо   на широко разинутый рот

На что похоже эхо?

  • на сову
  • на настороженное ухо
  • на широко разинутый рот
Сказки леса Нет фальши в песнях облаков и вод, Деревьев, трав, и каждой твари божьей, Все в мире голосом своим поет На голоса другие непохожим.  Р.Гамзатов «Любимые голоса».

Сказки леса

Нет фальши в песнях облаков и вод,

Деревьев, трав, и каждой твари божьей,

Все в мире голосом своим поет

На голоса другие непохожим.

Р.Гамзатов

«Любимые голоса».

Домашнее задание 1.Темы мини-сочинений: Эхо. Эхо перекликается с человеком. Каждый твой поступок порождает эхо. 2. Сказки леса  3. Истории, рассказанные жителями Фонетляндии

Домашнее задание

1.Темы мини-сочинений:

Эхо.

Эхо перекликается с человеком.

Каждый твой поступок

порождает эхо.

2. Сказки леса

3. Истории, рассказанные

жителями Фонетляндии

Итоги урока Чем занимались в ходе сегодняшнего путешествия? Что нового узнали? Что повторили и вспомнили? Понравилось ли вам? Что запомнилось, показалось наиболее интересным? Чем занимались в ходе сегодняшнего путешествия? Что нового узнали? Что повторили и вспомнили? Понравилось ли вам? Что запомнилось, показалось наиболее интересным? Чем занимались в ходе сегодняшнего путешествия? Что нового узнали? Что повторили и вспомнили? Понравилось ли вам? Что запомнилось, показалось наиболее интересным?

Итоги урока

  • Чем занимались в ходе сегодняшнего путешествия? Что нового узнали? Что повторили и вспомнили? Понравилось ли вам? Что запомнилось, показалось наиболее интересным?
  • Чем занимались в ходе сегодняшнего путешествия? Что нового узнали? Что повторили и вспомнили? Понравилось ли вам? Что запомнилось, показалось наиболее интересным?
  • Чем занимались в ходе сегодняшнего путешествия?
  • Что нового узнали?
  • Что повторили и вспомнили?
  • Понравилось ли вам?
  • Что запомнилось, показалось наиболее интересным?
Презентация подготовлена учителем русского языка и  литературы Хоменко О.В. город Североморск, школа №7

Презентация подготовлена

учителем русского языка и

литературы

Хоменко О.В.

город Североморск,

школа №7