»
По рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского »
Цели урока:
Понаблюдать на примере рассказа, какое значение в жизни имеет доброта;
Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои рассказа;
Узнать основные принципы доброты, которые выделял В.Г. Распутин .
Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина
"Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...
Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне».
Совпадает ли ваше представление о Лидии Михайловне с восприятием художника?
Какой вы увидели учительницу ?
«Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки».
Действительно ли поступок Лидии Михайловны можно назвать преступлением?
«Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит, что следует делать.»
Ж. Жубер
Какими уроками стали для мальчика занятия французским?
Уроками доброты, человечности, сотрадания…
Как вы понимаете слово «доброта»?
- взаимопонимание;
- любовь;
- поддержка друг друга в разных
жизненных ситуациях;
доверие друг к другу.
Доброта -
Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
- Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
- На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе, а ты изволь помогать мне), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.
- Уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.
Только следуя законам доброты, можно победить зло.
«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».
Идея рассказа: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность
Рефлексия
Какое же значение, по вашему мнению, в жизни имеет доброта?
Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства показать, что существуют по-настоящему добрые люди, и что есть в жизни законы доброты?
Какие принципы доброты выделял В.Г. Распутин?
Домашние задание:
Написать сочинение: «Как я узнал (а), что такое доброта. »
Спасибо за внимание!