Типы орфограмм
Обозначьте морфемы с орфограммами, подчеркните орфограммы, подберите проверочные слова
- Ст…на, н…ж, п…лёт, ключ…к, на площад…
Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами .
Возьмите на заметку!
Во время письма важно видеть в слове его значимые части: приставки, корни, суффиксы и окончания
Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи?
- Не плач.. , улыбнись!
- Послышался не плач.. , а смех.
К какой части речи относятся подчеркнутые слова?
Как это влияет на написание?
- Не плачь , улыбнись! ( глагол, форма повелительного наклонения)
- Послышался не плач , а смех. ( сущ., 2 склонение)
Отметим: так как слова плачь и плач слышаться одинаково, судить об их правописании вне контекста нельзя
Опознавательные признаки для орфограмм
-гласных букв :
- безударные гласные: ос е нь, з и ма, сн е гирь;
- шипящие и «ц» : щу ка, че лка, пан ци рь;
- для орфограмм согласных букв:
- стечение согласных (рядом стоящие согласные): у стн ый, про сьб а;
- конец слова: ле в , при з , ро д .
Проверим!
- Гласные без ударения: р о са, в е сна, ч а сы, л е довый, листок.
- Гласные после шипящих и «ц»: чу лок, ци рк , ча сы, щу ка, ци ркуль.
- Стечение согласных: со лнц е, кату шк а, сере жк а, вку сн ый.
- Конец слова: ду б , лу г , моро з .
Безударная гласная в корне
Измените число имен существительных:
- с..сна
- тр…па
- з…рно
- гн…здо
- р…са
- зв…зда
- гр…за
- стр…ла
У вас должно получиться так:
С о сны - с о сна
Тр о пы - тр о па
З е рна - з е рно
Гн е зда - гн е здо
Р о сы - р о са
Зв е зды - зв е зда
Гр о зы - гр о за
Стр е лы - стр е ла
Поставьте глаголы в 3 лицо
-в…зить
-поч…нить
-бр..дить
-х..дить
У вас должно получиться так:
В о зит- в о зить
Поч и нит- поч и нить
Бр о дит- бр о дить
Х о дит-х о дить
Запомните!
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово , в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Подберите однокоренные проверочные слова
- н…чной
-н…бесный
-к…рмить
-уд…влять
-ож…вать
У вас должно получиться так:
Н о чь-н о чной
Н е бо-н е бесный
К о рм- к о рмить
Д и вно- уд и влять
Ж и ть-ож и вать
Алгоритм
Составьте словосочетания, чтобы было понятно значение корня.
Запомните!
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать.
Октябрь, хризантема
При затруднении в написании того или иного слова следует обращаться к
Орфографическому словарю
В…л…с…пед
Г…мнаст
М…ршрут
К…чевник
В е л о с и пед
Г и мнаст
М арш рут
К о ч е вник
Изменение слова и подбор однокоренных слов – два способа проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова
Ду б –ду б ы
Го д - го д ы
Кру г - кру г и
Уло в - уло в ы
Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слов а, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или
буквы «л,м,н,р»
- ду…(б/п)
-доро…ка
кру…
-бли..кий
-ни…кий
-сколь..кий
Ду бы - ду б
Доро же нька- доро жк а
Кру гл ый –кру г
Бли зо к- бли зк ий
Ни зо к- ни зк ий
Сколь зок - сколь зк о
- ве…ти
-пол…ти
-и…ти
-про…ить
-ко…ить
Ве з у - ве з ти
Пол з и - пол з ти
И д у –и д ти
Про с и ть- про с ьба
Ко с и ть–ко с ьба
Запомните!
Правописание непроверяемых согласных в корне слова нужно запоминать
Фу т бол, хо кк ей
При затруднении в написании того или иного слова следует обращаться к
Орфографическому словарю
Поразмышляем
Чес…ный, извес…ный, мес…ный
Счас…ливый, прелес..ный, ус…ный
- Че стн ый –чес т ь
- Изве стн ый- вес т ь
- Ме стн ый – мес т о
- Сча стл ивый – счас т ье
- Преле стн ый – прелес т ь
- У стн ый –ус т а
Запомните!
Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова , нужно подобрат ь такое проверочное слово, в котором этот согласный произноситься отчетливо.
По здн ий –опо зд ать
У стн ый – у ст а
НО: опа сн ый – опа сен
вку сн ый- вку сен
чуде сн ый-чу дес а
Проверяем
сн
стн
Чуде с а- чуде сн ый
Кре ст - окре стн ость
Кра сен - кра сн ый
Радо ст ь - радо стн ый
Прекра сен - прекра сн ый
Нена ст ье- нена стн ый
Удвоенные согласные
Гра мм атика, орфогра мм а, ко лл ектив
Домашнее задание
§ 12- 14 знать ВСЕ правила.
Упр.67 – СПИСАТЬ с проверочными словами, ВЫДЕЛИТЬ орфограмму