СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Орфография" .Презентация содержит демонстративно-иллюстрированный материл с использованием разноуровневых заданий.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку»

Типы орфограмм

Типы орфограмм

Обозначьте морфемы с орфограммами,  подчеркните орфограммы,  подберите проверочные слова Ст…на, н…ж, п…лёт, ключ…к, на площад…

Обозначьте морфемы с орфограммами, подчеркните орфограммы, подберите проверочные слова

  • Ст…на, н…ж, п…лёт, ключ…к, на площад…
  Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами .

Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами .

Возьмите на заметку! Во время письма важно видеть в слове его значимые части: приставки, корни, суффиксы и окончания

Возьмите на заметку!

Во время письма важно видеть в слове его значимые части: приставки, корни, суффиксы и окончания

Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи? Не плач.. , улыбнись! Послышался не плач.. , а смех. К какой части речи относятся подчеркнутые слова? Как это влияет на написание?

Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи?

  • Не плач.. , улыбнись!
  • Послышался не плач.. , а смех.

К какой части речи относятся подчеркнутые слова?

Как это влияет на написание?

Не плачь , улыбнись! ( глагол, форма повелительного наклонения) Послышался не плач , а смех. ( сущ., 2 склонение) Отметим: так как слова плачь и плач слышаться одинаково, судить об их правописании вне контекста нельзя
  • Не плачь , улыбнись! ( глагол, форма повелительного наклонения)
  • Послышался не плач , а смех. ( сущ., 2 склонение)

Отметим: так как слова плачь и плач слышаться одинаково, судить об их правописании вне контекста нельзя

 Опознавательные признаки для орфограмм -гласных букв : безударные гласные: ос е нь, з и ма, сн е гирь; шипящие и «ц» : щу ка, че лка, пан ци рь; - для орфограмм согласных букв: стечение согласных (рядом стоящие согласные): у стн ый, про сьб а; конец слова: ле в , при з , ро д .

Опознавательные признаки для орфограмм

-гласных букв :

  • безударные гласные: ос е нь, з и ма, сн е гирь;
  • шипящие и «ц» : щу ка, че лка, пан ци рь;

- для орфограмм согласных букв:

  • стечение согласных (рядом стоящие согласные): у стн ый, про сьб а;
  • конец слова: ле в , при з , ро д .
Проверим! Гласные без ударения: р о са, в е сна, ч а сы, л е довый, листок. Гласные после шипящих и «ц»: чу лок, ци рк , ча сы, щу ка, ци ркуль. Стечение согласных: со лнц е, кату шк а, сере жк а, вку сн ый. Конец слова: ду б , лу г , моро з .

Проверим!

  • Гласные без ударения: р о са, в е сна, ч а сы, л е довый, листок.
  • Гласные после шипящих и «ц»: чу лок, ци рк , ча сы, щу ка, ци ркуль.
  • Стечение согласных: со лнц е, кату шк а, сере жк а, вку сн ый.
  • Конец слова: ду б , лу г , моро з .
Безударная гласная в корне

Безударная гласная в корне

Измените число имен существительных: - с..сна - тр…па - з…рно - гн…здо - р…са - зв…зда - гр…за - стр…ла

Измените число имен существительных:

- с..сна

- тр…па

- з…рно

- гн…здо

- р…са

- зв…зда

- гр…за

- стр…ла

У вас должно получиться так: С о сны - с о сна Тр о пы - тр о па З е рна - з е рно Гн е зда - гн е здо Р о сы - р о са Зв е зды - зв е зда Гр о зы - гр о за Стр е лы - стр е ла

У вас должно получиться так:

С о сны - с о сна

Тр о пы - тр о па

З е рна - з е рно

Гн е зда - гн е здо

Р о сы - р о са

Зв е зды - зв е зда

Гр о зы - гр о за

Стр е лы - стр е ла

Поставьте глаголы в 3 лицо -в…зить -поч…нить -бр..дить -х..дить

Поставьте глаголы в 3 лицо

-в…зить

-поч…нить

-бр..дить

-х..дить

У вас должно получиться так: В о зит- в о зить Поч и нит- поч и нить Бр о дит- бр о дить Х о дит-х о дить

У вас должно получиться так:

В о зит- в о зить

Поч и нит- поч и нить

Бр о дит- бр о дить

Х о дит-х о дить

Запомните!   Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово , в котором проверяемая гласная была бы под ударением.

Запомните!

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово , в котором проверяемая гласная была бы под ударением.

Подберите однокоренные проверочные слова - н…чной -н…бесный -к…рмить -уд…влять -ож…вать

Подберите однокоренные проверочные слова

- н…чной

-н…бесный

-к…рмить

-уд…влять

-ож…вать

У вас должно получиться так: Н о чь-н о чной Н е бо-н е бесный К о рм- к о рмить Д и вно- уд и влять Ж и ть-ож и вать

У вас должно получиться так:

Н о чь-н о чной

Н е бо-н е бесный

К о рм- к о рмить

Д и вно- уд и влять

Ж и ть-ож и вать

Алгоритм

Алгоритм

Составьте словосочетания, чтобы было понятно значение корня. Спеши - спиши Поседеть -   посидеть Запевать - запивать Слизать - слезать

Составьте словосочетания, чтобы было понятно значение корня.

  • Спеши - спиши
  • Поседеть - посидеть
  • Запевать - запивать
  • Слизать - слезать
Запомните! Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать. Октябрь, хризантема  При затруднении в написании того или иного слова следует обращаться к      Орфографическому словарю

Запомните!

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать.

Октябрь, хризантема

При затруднении в написании того или иного слова следует обращаться к

Орфографическому словарю

В…л…с…пед Г…мнаст М…ршрут К…чевник

В…л…с…пед

Г…мнаст

М…ршрут

К…чевник

В е л о с и пед Г и мнаст М арш рут К о ч е вник

В е л о с и пед

Г и мнаст

М арш рут

К о ч е вник

Изменение слова и подбор однокоренных слов – два способа проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова  Ду б –ду б ы Го д - го д ы Кру г - кру г и Уло в - уло в ы

Изменение слова и подбор однокоренных слов – два способа проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова

Ду б –ду б ы

Го д - го д ы

Кру г - кру г и

Уло в - уло в ы

Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слов а, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или      буквы «л,м,н,р»

Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слов а, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или

буквы «л,м,н,р»

 - ду…(б/п) -доро…ка кру… -бли..кий -ни…кий -сколь..кий

- ду…(б/п)

-доро…ка

кру…

-бли..кий

-ни…кий

-сколь..кий

Ду бы - ду б Доро же нька- доро жк а Кру гл ый –кру г Бли зо к- бли зк ий Ни зо к- ни зк ий Сколь зок - сколь зк о

Ду бы - ду б

Доро же нька- доро жк а

Кру гл ый –кру г

Бли зо к- бли зк ий

Ни зо к- ни зк ий

Сколь зок - сколь зк о

- ве…ти -пол…ти -и…ти -про…ить -ко…ить

- ве…ти

-пол…ти

-и…ти

-про…ить

-ко…ить

Ве з у - ве з ти Пол з и - пол з ти И д у –и д ти Про с и ть- про с ьба Ко с и ть–ко с ьба

Ве з у - ве з ти

Пол з и - пол з ти

И д у –и д ти

Про с и ть- про с ьба

Ко с и ть–ко с ьба

Запомните! Правописание непроверяемых согласных в корне слова нужно запоминать Фу т бол, хо кк ей  При затруднении в написании того или иного слова следует обращаться к      Орфографическому словарю

Запомните!

Правописание непроверяемых согласных в корне слова нужно запоминать

Фу т бол, хо кк ей

При затруднении в написании того или иного слова следует обращаться к

Орфографическому словарю

Поразмышляем Чес…ный, извес…ный, мес…ный    Счас…ливый, прелес..ный, ус…ный

Поразмышляем

Чес…ный, извес…ный, мес…ный

Счас…ливый, прелес..ный, ус…ный

Че стн ый –чес т ь Изве стн ый- вес т ь Ме стн ый – мес т о Сча стл ивый – счас т ье Преле стн ый – прелес т ь У стн ый –ус т а
  • Че стн ый –чес т ь
  • Изве стн ый- вес т ь
  • Ме стн ый – мес т о
  • Сча стл ивый – счас т ье
  • Преле стн ый – прелес т ь
  • У стн ый –ус т а
Запомните! Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова , нужно подобрат ь такое проверочное слово, в котором этот согласный произноситься отчетливо. По здн ий –опо зд ать У стн ый – у ст а НО:   опа сн ый – опа сен    вку сн ый- вку сен    чуде сн ый-чу дес а

Запомните!

Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова , нужно подобрат ь такое проверочное слово, в котором этот согласный произноситься отчетливо.

По здн ий –опо зд ать

У стн ый – у ст а

НО: опа сн ый – опа сен

вку сн ый- вку сен

чуде сн ый-чу дес а

Проверяем сн стн Чуде с а- чуде сн ый Кре ст - окре стн ость  Кра сен - кра сн ый Радо ст ь - радо стн ый Прекра сен - прекра сн ый Нена ст ье- нена стн ый

Проверяем

сн

стн

Чуде с а- чуде сн ый

Кре ст - окре стн ость

Кра сен - кра сн ый

Радо ст ь - радо стн ый

Прекра сен - прекра сн ый

Нена ст ье- нена стн ый

Удвоенные согласные Гра мм атика, орфогра мм а, ко лл ектив

Удвоенные согласные

Гра мм атика, орфогра мм а, ко лл ектив

Домашнее задание § 12- 14 знать ВСЕ правила. Упр.67 – СПИСАТЬ с проверочными словами, ВЫДЕЛИТЬ орфограмму

Домашнее задание

§ 12- 14 знать ВСЕ правила.

Упр.67 – СПИСАТЬ с проверочными словами, ВЫДЕЛИТЬ орфограмму


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!