Тема: Изображение предметного мира -
натюрморт
История возникновения
Жанра - натюрморт Искусство натюрморта как жанр появилось в
Голландии в начале XVII в. Художники изображали самые обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные,с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов.
Натюрморт
(от франц. nature morte – буквально «мёртвая натура») – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди (овощей, фруктов и т.д.), цветов и прочего .
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще.
В собрании Государственного Эрмитажа хранятся картины с изображением натюрмортов, среди них многочисленные произведения голландских мастеров, относящихся к жанру натюрморта. По – голландски « Stilleven », что означает тихая жизнь.
Родина современного натюрморта – Голландия. Для голландской живописи в целом характерна узкая специализация мастеров внутри жанра.
Жанр натюрморта возник еще в Древнем мире «Ваза с фруктами» Фрагмент настенной росписи Фреска из Помпей (автор неизвестен )
Цветы и фрукты, включающие, как правило, и всевозможных насекомых. Балтазар Ван Дер Аст. « Натюрморт с фруктами».
Охотничьи трофеи - прежде всего битая птица и дичь. Фердинанд Бол. «Битая дичь».
Завтраки. Питер Клас. «Завтрак с ветчиной».
«Десерты» И. И. Машков. « Виноград , лимон и рак».
А также изображения живой и уснувшей рыбы. Абрахам Ван Бейерен. «Рыбы в корзине».
Разнообразие птиц. Мелхиор Де Хондекутер. « Птицы в парке».
Цветы. Ян Давидс Де Хем . «Цветы в вазе».
Натюрморт в русской живописи П. Кончаловский «Сирень» (1939)
Иван Трофимович Хруцкий «Цветы и плоды»
В XVIII веке возникает направление «Русский цветочный натюрморт» (Алексей Бельский и Иван Фирсов, И. Хруцкий, В.Д.Сверчков др.)
Угадай Кому принадлежат данные вещи
Сорокин Георгий Иванович. (родился и живет в г.Тюмени) « Тюльпаны».
Павлов Александр Николаевич. (Тюменский художник) «Астры».
Композиционное решение:
- Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определённая идея, тема.
- Постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композиции может произойти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться тяжелым, громоздким.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ НАТЮРМОРТА
Предметы д.б. тематически объеденены и родственены по своему практическому значению
Как можно выделить главный предмет в натюрморте? размер : большой предмет среди маленьких
Как можно выделить главный предмет в натюрморте? цвет : яркое среди серых или контрастный цвет
Как можно выделить главный предмет в натюрморте? объем : объемный предмет на плоском
- Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов; тяжелых и более изящных по форме; вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям.
- Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный.
- Свойство нашего зрения тоже необходимо учитывать. Посмотрите, как изменилось впечатление от рисунка, когда мы увидели его зеркальное изображение
- В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалось слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.
Домашнее задание:подготовить сообщение об Омских художниках,которые рисуют натюрморты