- обобщение сведений о сказуемом, знакомых по курсу V-VII классов;
- ознакомление с разными типами сказуемых;
- формирование умений:
- находить сказуемое;
- определять форму сказуемого.
- Что такое предложение?
- На какие группы делятся члены предложения?
- Назовите главные члены предложения.
- На какие вопросы отвечает подлежащее?
- Чем может быть выражено подлежащее?
Подчеркните главные члены предложения.
- Урок должен начаться вовремя.
- Начало урока – это активное повторение.
- Трое учеников будут отвечать у доски.
- Большинство учеников внимательно слушают учителя.
Простое
глагольное
Составное глагольное
Выражается глаголом в форме одного из наклонений (одно слово)
Отвечает на вопрос
Что делает? -Что сделает?
Что делал? - Что сделал?
Что будет делать? –
Что сделает?
Составное
именное
Вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив (два слова)
Вспомогательный глагол + именная часть (два слова)
Отвечает на вопрос
Что такое предмет?
Кто такой предмет?
Какой предмет?
Каков предмет?
и т.д.
Отвечает на вопрос
Что делает? -Что сделает?
Что делал? - Что сделал?
Что будет делать? –
Что сделает?
П Г С
варианты п г с
1.Оба глагола имеют одинаковую форму, но один указывает на форму, другой на действие (Пойду погуляю в саду).
2.Глагол+ взять и (Он взял да и ушёл совсем).
3.Усиление значения (Ждём не дождёмся весны).
4.Неопределённая форма сочетается с личной того же глагола с частичкой не (Он сам работать не работает).
5.Сожержит оборот для выражения длительности или интенсивности действия (Он только и делает, что читает).
6.Повторение глагола для обозначения длительности действия (Еду, еду в чистом поле).
7.Повторение глагола с частичкой так (Спел так спел).
8.Глагол дополнен частичкой знай , знай себе (А он знай себе посмеивается).
Выражается глаголом в форме одного из наклонений
- Лодка, привязанная к причалу, тихо покачивалась на волнах.
- Мы будем ехать по трассе.
- Расскажите , пожалуйста, мне о свойствах этого металла.
- Рассказал бы я это всё режиссёру, но не могу.
- Вспомогательный глагол –
- выражает грамматическое значение сказуемого.
- Вспомогательный глагол со значением протекания действия:
- Неопределённая форма глагола -
- выражает основное смысловое значение глагола
начал, стал, пустился, кончил, бросил, перестал, пытался, осмелился, посмел, умел, мог ( Я начал спускаться).
- Вспомогательный глагол со значением желание, возможности:
обещал, собирался, обязался, намеревался, желал, хотел, старался, стремился, решил, вздумал, продолжал, взялся (Я хотел выйти на террасу).
- Фразеологический оборот (Я не имею намерения вредить вам).
Именная часть:
- Вспомогательный глагол со значением движения, положения в пространстве
приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть
Она сидела задумчивая. ===============
- существительное,
- прилагательное,
- причастие,
- числительное,
- местоимение,
- краткое прилагательное,
- наречие .
- Вспомогательные глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться
Девочка казалась весёлой. =============
- Вспомогательный глагол: быть в наст. вр . отсутствует (нулевая связка ), появляется в прош. вр. и в буд. вр.
Молодой человек весёлый.
1. Задать вопрос. Определить сказуемое.
а) Продю с ер может не согласится с этим сценарием .
Продю с ер может что сделать? – может не согласится.
б) Режи сс ёр казался расстроенным.
Режи сс ёр что делал? –
казался расстроенным
2. Посмотреть на состав сказуемого
а) глагол + Н.Ф. глагола = С Г С
б) глагол + причастие = С И С
- Наступило новое утро.
- От скуки девочка начала придумывать разные истории.
- Гадкий утенок стал прекрасным лебедем.
- Щенок стал весело бегать за собственным хвостом.
- Пусть всегда будет солнце!
- Мама вернулась из поездки усталая.
- Наступило новое утро(ПГС)
- От скуки девочка начала придумывать разные истории(СГС)
- Гадкий утенок стал прекрасным лебедем(СИС)
- Щенок стал весело бегать за собственным хвостом(СГС)
- Пусть всегда будет солнце! (ПГС)
- Мама вернулась из поездки усталая(СИС)
- 1.Мартышка вздумала трудиться.
- 2. Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.
- 3.Червонец был запачкан и в пыли.
- 1.Шли два приятеля вечернею порой.
- 2.Герои решили разобраться.
- 3.Множество людей вышли было на улицу.
- 1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
- 2.Состав, загнанный в тупик, начали разгружать.
- 3. Улыбнувшись, она продолжила петь.
- 1.Команда будет выступать на соседнем поле.
- 2. Шестью восемь – сорок восемь.
- 3. Солнце было красное и большое.
- 1.Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
- 2. Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.
- 3. Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
Составить или найти
в литературных призведениях
примеры предложений
с разными видами сказуемых.