МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Урок открытия новых знаний по русскому языку в 8 классе
«Виды сказуемого и способы его выражения»
с использованием комплексного анализа текста
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Гарифьянова Т.А.
20.10.2021
Тема: «Виды сказуемого и способы его выражения»
Урок открытия новых знаний
Цели урока:
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действиям: создание алгоритма определения видов сказуемого, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.
Содержательная: формирование знаний о сказуемом и способах его выражения.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные: давать определение понятиям сказуемое и различать его виды; обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной теме; работая в паре, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Предметные: обучающийся научится находить сказуемое и определять его вид; обучающийся получит возможность научиться находить сказуемое в художественных произведениях и определять его роль и использовать знания в устной речи.
Предметно-образовательная среда: учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Прочтите высказывание К.Д.Ушинского, спроецированное на экране.
Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли.
К.Д. Ушинский.
Слайд 1.
Как вы его понимаете?
Ученик : Учение не бывает легким, чтобы чему-то научиться, нужно потрудиться, при чем прежде всего потрудиться умственно.
Учитель: А вы готовы потрудиться, чтобы получать новые знания? Готовы учиться?
Ученики: Готовы!
Учитель: Откройте тетради и запишите число. Слайд 2.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Давайте посмотрим на предложения на слайде.
Деревья пожелтели.
Деревья начали желтеть.
Деревья стали желтыми. Слайд 3, 4
Учитель:В этих предложениях говорится об одном и том же, но что-то в них не так. В чем же дело? .
Учинеик: Эти предложения повествовательные, двусоставные, простые.
В 1 предложении сказуемое выражено одним словом – глаголом желтеют. Оно передает и лексическое и грамматическое значение (изъявительное наклонение и настоящее время).
Во 2 и 3 предложениях сказуемые выражены двумя словами: слова продолжают и становятся передают грамматическое значение, а основные лексические значения этих сказуемых заключены в инфинитиве желтеть и прилагательном желтыми.
Сказуемое – простое (одно слово) и составное (два слова)
Учитель: Значит, над чем мы сегодня будем работать?
Ученик: Над видами сказуемых и способами его выражения.
Слайд 5.
Учитель: Есть очень хорошие слова:
«Если вы будете идти без цели, то нет смысла выбирать дорогу»
(Р. Эмерсон)
Как вы их понимаете?
Ученик: Прежде чем что-то делать, нужно понять, для чего это делать, поставить цель.
Учитель: Посмотрите на тему урока. Попытайтесь сформулировать цель урока.
Как вы думаете, какие цели мы ставим для изучения данной темы?
Ученик: Уметь находить сказуемое в предложении. Узнать разные виды сказуемых. Определять тип сказуемого.
3. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Ребята, как вы думаете, есть ли какой-нибудь материал, который нам поможет в изучении данной темы? Давайте обратимся к учебнику.
Прочитайте, что такое сказуемое, используя карандаш, определите в формулировке правила новую или непонятную для вас информацию.
Поставьте +, если вам все понятно, -, если ничего не понятно, ? – если у вас есть вопрос.
Учитель: Посмотрите еще на схему на с. 126. Там дана информация о трех группах грамматических основ. Давайте поработаем над схемой, которая находится внизу определения рассмотрите ее. Какие виды сказуемых представлены? Мы сегодня начнем изучать виды сказуемых с самого простого, которое так и называется – простое глагольное сказуемое. Слайд 6.
Простое глагольное сказуемое. Этот тип сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа. Рассмотрите внимательно запись в учебнике и на слайде и сравните их. Какой информации у вас нет в учебнике?
Учеик: Простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
я буду рассказывать;
мы будем говорить;
они будут отдыхать;
вы будете собирать и т. п.;
пусть уйдет;
пускай спляшет;
да отпустите его.
Простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Будешь ты ещё мне тянуть душу!
Витя вечно витает в облаках!
Учитель: Сравните записи о составном глагольном сказуемом. Слайд 8,9,10.
Учитель: Сравните записи о составном именном сказуемом. Слайд 11.
4. Первичная проверка понимания.
Учитель : Повторим теоретический материал.
Задание 1. Приём "Согласен - Не согласен". (5мин.)
(Учащиеся заполняют таблицу, в которой в 1-ом столбике даны тезисы, а во 2-ом столбике они пишут "да" или "нет").
Учитель раздаёт учащимся тезисы: Напротив утверждения, с которым вы согласны, написать ответ "да". Напротив утверждения, с которым вы не согласны, написать ответ "нет".
Тезисы.
Сказуемое-это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет речи? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое? (Да).
Сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение. (Да).
Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется составным глагольным сказуемым. (Нет).
В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним глаголом. (Да).
Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и именной части. (Нет).
В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются в разных знаменательных словах: лексическое - в неопределённой форме глагола, грамматическое - во вспомогательном слове. (Да).
Составным именным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из глагола-связки и неопределённой формы глагола (инфинитива). (Нет).
В роли глагола-связки может выступать только связка быть в нулевой форме. (Нет).
Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена только именем существительным, именем прилагательным и именем числительным. (Нет).
В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым. Дорога проложена через лес. (Нет).
В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым :Трое учеников будут отвечать у доски.(Да)
В этом предложении сказуемое является составным глагольным сказуемым: От скуки девочка начала придумывать разные истории.(Да)
Затем осуществляется взаимопроверка. Ученик проверяет работу товарища по слайду и ставит оценку на полях в тетради. Слайд 12
«5» | 11-12 правильных ответов |
«4» | 9-10 правильных ответов |
«3» | 6-8 правильных ответов |
Слайд 13
Разбор отрицательных ответов.
Обсуждаем с учащимися по слайду неверное утверждение и даём верное.
Для первичной проверки понимания, я предлагаю вам поработать с текстом. Но сначала, нам нужно разделиться на группы. Те, кто считает, что усвоил материл на 5 садятся на первый ряд, кто на 4 на второй, кто на 3 на третий ряд. Я раздаю вам карточки, у каждого ряда свой уровень сложности. Прочитайте, какое задание у вас?На работу отводится 5 минут. Приступаем к выполнению.
5. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз. Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.
Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль.
Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.
6. Первичное закрепление.
Учитель :Проверив теоретические знания, попробуем безошибочно определить виды сказуемого и способы его выражения.
Наши глазки отдохнули, можно продолжать урок.
Учитель раздаёт карточки с текстом.
Задания:
1. Обозначьте в каждом предложении данное и новое. Определите тему текста.
2.Определите средства связи в предложениях.
3.Составьте схему связи предложений в тексте.
4.Составьте схему речевой ситуации. Определите тип речи.
5.Определите стиль текста и подтвердите правильность своего ответа.
6. Спишите текст. Подчеркните грамматические основы. Определите вид сказуемого в каждом предложении.
Эталон:
1.Лес начал облетать, не стоит yжe такой густой стеной, стал редким. 2.Этo его роскошный нapяд yпaл на землю. 3.Треплет теперь его ветер, бьет дождь, превращая недавний бархат и шёлк в жалкие лохмотья. 4.Подсушат ветер и солнце опавшие листья, и наполнится лес таинственным шорохом, будто маленькие гномики снуют по зeмлe, разыскивая сокровища.
Слайд 14.
"5" | Правильно определены тема. Нет ни одной ошибки или одна негрубая ошибка в определении сказуемых |
"4" | Правильно определены тема, идея. Допущены ошибки в 1-2 предложениях. |
"3" | Есть ошибки в 1 вопросе. Допущены ошибки в 3-х предложениях. |
Слайд 15.
Приведите примеры простого глагольного, составного глагольного и составного именного сказуемых. Какова их роль в тексте?
Рефлексия.
Учитель: Есть такое высказывание:
" Сказуемое- это рельсы, по которым движется мысль”. Как вы его понимаете?
Ученик: Все виды сказуемого играют изобразительно-выразительную роль; помогают развить творческие способности и художественный вкус; развивают интерес к поэзии; учат правильно употреблять разные формы сказуемого в речи.
Учитель:Перед вами несколько высказываний. Прочитайте. Подумайте, что их объединяет? Попытайтесь интонационно выделить ключевые слова.
1. Осень – это время года, сразу после которого начинается ожидание весны.
2. Зима – гравюра, весна — акварель, лето – живопись масляными красками, а осень – мозаика из всех времен года.
3. Весной сердце ошибается, а осенью подводит итоги.
4. Осень холодная, мерзкая, дождливая, ветреная... Но она становится тёплой и уютной, если ты в ней не один.
Рефлексия: Нет веселых или грустных времен года, такими их делает наше отношение к ним, поэтому, если хотите вокруг видеть хорошее, относитесь ко всему с любовью.
6. Закрепление.
Языковой анализ стихотворения И.А. Бунина.
Учитель: Мы предлагаем вам стихотворение И.А. Бунина.
Вам всем известно его имя. Родился он в 1870 г. в Воронеже, детство прошло на хуторе Бутырки и в деревне Орловской губернии, а умер он в большой бедности и полузабвении в 1953 г. в Париже.
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет темная листва
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж – и целый день
Скитаться стал я по степи свободной,
Вдали от сёл и деревень.
И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным
Гудит – поет в стволы ружья.
Учитель: Какова тема и основная мысль стихотворения?
Что вы можете сказать о настроении лирического героя?
Совпадает ли оно с вашим восприятием содержания? (ученики отвечают. Учитель обобщает.)
Учитель: Описание природы в стихотворениях И.А. Бунина побуждают нас более внимательно всмотреться в окружающую жизнь и самого себя! И в этом стихотворении унылая пора осени созвучна грустным размышлениям человека: ведь снова часть жизни канула в вечность, а впереди зима и долгие ожидания весны.
Учитель: В стихотворении есть слова «чахнет». Его значение? (сохнуть) Скитаться? (странствовать без цели, вести бродячий образ жизни).
Вернемся к исходному тексту.
Соотнесите поэтический текст с языковым материалом, который мы исследовали.
Задание:
Приведите примеры простого глагольного сказуемого; составного глагольного и составного именного сказуемого. Подумайте, какова роль их в тексте?
Ученик: Все виды сказуемого играют изобразительно-выразительную роль; помогают развить творческие способности и художественный вкус; развивают интерес к поэзии; учат правильно употреблять разные формы сказуемого в речи.
7. Рефлексия.
-Один из авторов учебного пособия по русскому языку произнес фразу «Сказуемое – смысловой центр высказывания». Как вы это объясните?
Домашнее задание.
Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Сказуемое – смысловой центр высказывания. Оно чаще, чем подлежащее, выражает «новое».
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Подводим итоги деятельности каждого учащегося. Ученикам раздаём карточки № 1, где они работают самостоятельно, чтобы выяснить пробелы в знаниях. В первом столбике они ставят " + " или " - ". Затем раздаём карточки - упражнения № 2. Учащийся выполняет дома номер того упражнения, где он поставил знак " - ".
Карточка итогов деятельности № 1 | Карточка - упражнения № 2 |
1. Знаю виды сказуемых. | 1. Упр. № 57, 58 |
2. Безошибочно определяю грамматическую основу предложения. | 2. "Комплексный анализ текста. 8 класс", А. Б. Малюшкин, текст № 5 (7, 14). |
3. Нахожу в предложении простое глагольное сказуемое. | 3. Упр. № 59. "Комплексный анализ текста. 8 класс", А. Б. Малюшкин, текст № 4 (7, 14). |
4. Нахожу в предложении составное глагольное сказуемое. | 4. Упр. № 63. "Комплексный анализ текста. 8 класс", А. Б. Малюшкин, текст № 5 (7, 15) |
5. Нахожу в предложении составное именное сказуемое. | 5. Упр. № 69. "Комплексный анализ текста. 8 класс", А. Б. Малюшкин, текст № 6 (8, 16). |
VI. Рефлексия.
Учитель: Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?
Смогли ли вы вспомнить и повторить за урок основные вопросы по теме?
С каким настроением вы уходите с урока?
Заполните, пожалуйста, стикеры и прикрепите их на «Парковку идей».
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |
Посмотрите на слайд и продолжите фразу
Задание 1. Приём "Согласен - Не согласен". | Да/нет |
Сказуемое-это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет речи? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое? Сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется составным глагольным сказуемым. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним глаголом. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и именной части. В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются в разных знаменательных словах: лексическое - в неопределённой форме глагола, грамматическое - во вспомогательном слове. Составным именным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из глагола-связки и неопределённой формы глагола (инфинитива). В роли глагола-связки может выступать только связка быть в нулевой форме. Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена только именем существительным, именем прилагательным и именем числительным. В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым. Дорога проложена через лес. В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым Трое учеников будут отвечать у доски. В этом предложении сказуемое является составным глагольным сказуемым: От скуки девочка начала придумывать разные истории. | |
1. Обозначьте в каждом предложении данное и новое. Определите тему текста.
2.Определите средства связи в предложениях.
3.Составьте схему связи предложений в тексте.
4.Составьте схему речевой ситуации. Определите тип речи.
5.Определите стиль текста и подтвердите правильность своего ответа.
6. Спишите текст. Подчеркните грамматические основы. Определите вид сказуемого в каждом предложении.
1.Лес начал облетать, не стоит yжe такой густой стеной, стал редким. 2.Этo его роскошный нapяд yпaл на землю. 3.Треплет теперь его ветер, бьет дождь, превращая недавний бархат и шёлк в жалкие лохмотья. 4.Подсушат ветер и солнце опавшие листья, и наполнится лес таинственным шорохом, будто маленькие гномики снуют по зeмлe, разыскивая сокровища.