СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Виды сказуемого и способы его выражения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний по русскому языку в 8 классе   «Виды сказуемого и способы его выражения»     с использованием комплексного анализа текста

Просмотр содержимого документа
««Виды сказуемого и способы его выражения»»



МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан












Урок открытия новых знаний по русскому языку в 8 классе

«Виды сказуемого и способы его выражения»

с использованием комплексного анализа текста







Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Гарифьянова Т.А.






20.10.2021



Тема: «Виды сказуемого и способы его выражения»

Урок открытия новых знаний

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действиям: создание алгоритма определения видов сказуемого, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная: формирование знаний о сказуемом и способах его выражения.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные: давать определение понятиям сказуемое и различать его виды; обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной теме; работая в паре, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится находить сказуемое и определять его вид; обучающийся получит возможность научиться находить сказуемое в художественных произведениях и определять его роль и использовать знания в устной речи.

Предметно-образовательная среда: учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.



Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.


Учитель. Здравствуйте, ребята!

Прочтите высказывание К.Д.Ушинского, спроецированное на экране.

Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли.

К.Д. Ушинский.

Слайд 1.

Как вы его понимаете?

Ученик : Учение не бывает легким, чтобы чему-то научиться, нужно потрудиться, при чем прежде всего потрудиться умственно.

Учитель: А вы готовы потрудиться, чтобы получать новые знания? Готовы учиться?

Ученики: Готовы!

Учитель: Откройте тетради и запишите число. Слайд 2.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Давайте посмотрим на предложения на слайде.

Деревья пожелтели.

Деревья начали желтеть.

Деревья стали желтыми. Слайд 3, 4

Учитель:В этих предложениях говорится об одном и том же, но что-то в них не так. В чем же дело? .

Учинеик: Эти предложения повествовательные, двусоставные,  простые.

В 1 предложении   сказуемое выражено одним словом – глаголом    желтеют. Оно передает и лексическое и грамматическое значение (изъявительное наклонение и настоящее время).

Во 2 и 3 предложениях сказуемые выражены двумя словами:  слова продолжают  и становятся  передают грамматическое значение, а основные лексические значения этих сказуемых заключены в инфинитиве  желтеть и прилагательном  желтыми.

Сказуемое –    простое (одно слово)   и составное (два слова)


Учитель: Значит, над чем мы сегодня будем работать?

Ученик: Над видами сказуемых и способами его выражения.

Слайд 5.

Учитель: Есть очень хорошие слова:

«Если вы будете идти без цели, то нет смысла выбирать дорогу»

(Р. Эмерсон)

Как вы их понимаете?

Ученик: Прежде чем что-то делать, нужно понять, для чего это делать, поставить цель.

Учитель: Посмотрите на тему урока. Попытайтесь сформулировать цель урока.

Как вы думаете, какие цели мы ставим для изучения данной темы?

Ученик: Уметь находить сказуемое в предложении. Узнать разные виды сказуемых. Определять тип сказуемого.

3. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Ребята, как вы думаете, есть ли какой-нибудь материал, который нам поможет в изучении данной темы? Давайте обратимся к учебнику.

Прочитайте, что такое сказуемое, используя карандаш, определите в формулировке правила новую или непонятную для вас информацию.

Поставьте +, если вам все понятно, -, если ничего не понятно, ? – если у вас есть вопрос.

Учитель: Посмотрите еще на схему на с. 126. Там дана информация о трех группах грамматических основ. Давайте поработаем над схемой, которая находится внизу определения рассмотрите ее. Какие виды сказуемых представлены? Мы сегодня начнем изучать виды сказуемых с самого простого, которое так и называется – простое глагольное сказуемое. Слайд 6.

Простое глагольное сказуемое. Этот тип сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа. Рассмотрите внимательно запись в учебнике и на слайде и сравните их. Какой информации у вас нет в учебнике?

Учеик: Простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:

я буду рассказывать;

мы будем говорить;

они будут отдыхать;

вы будете собирать и т. п.;

пусть уйдет;

пускай спляшет;

да отпустите его.

Простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:

Будешь ты ещё мне тянуть душу!

Витя вечно витает в облаках!

Учитель: Сравните записи о составном глагольном сказуемом. Слайд 8,9,10.

Учитель: Сравните записи о составном именном сказуемом. Слайд 11.


4. Первичная проверка понимания.

Учитель : Повторим теоретический материал.

Задание 1. Приём "Согласен - Не согласен". (5мин.)

(Учащиеся заполняют таблицу, в которой в 1-ом столбике даны тезисы, а во 2-ом столбике они пишут "да" или "нет").

Учитель раздаёт учащимся тезисы: Напротив утверждения, с которым вы согласны, написать ответ "да". Напротив утверждения, с которым вы не согласны, написать ответ "нет".

Тезисы.

  1. Сказуемое-это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет речи? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое? (Да).

  2. Сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение. (Да).

  3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется составным глагольным сказуемым. (Нет).

  4. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним глаголом. (Да).

  5. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и именной части. (Нет).

  6. В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются в разных знаменательных словах: лексическое - в неопределённой форме глагола, грамматическое - во вспомогательном слове. (Да).

  7. Составным именным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из глагола-связки и неопределённой формы глагола (инфинитива). (Нет).

  8. В роли глагола-связки может выступать только связка быть в нулевой форме. (Нет).

  9. Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена только именем существительным, именем прилагательным и именем числительным. (Нет).

  10. В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым. Дорога проложена через лес. (Нет).

  11. В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым :Трое учеников будут отвечать у доски.(Да)

  12. В этом предложении сказуемое является составным глагольным сказуемым: От скуки девочка начала придумывать разные истории.(Да)

Затем осуществляется взаимопроверка. Ученик проверяет работу товарища по слайду и ставит оценку на полях в тетради. Слайд 12

«5»

11-12 правильных ответов

«4»

9-10 правильных ответов

«3»

6-8 правильных ответов

Слайд 13

Разбор отрицательных ответов.

Обсуждаем с учащимися по слайду неверное утверждение и даём верное.

Для первичной проверки понимания, я предлагаю вам поработать с текстом. Но сначала, нам нужно разделиться на группы. Те, кто считает, что усвоил материл на 5 садятся на первый ряд, кто на 4 на второй, кто на 3 на третий ряд. Я раздаю вам карточки, у каждого ряда свой уровень сложности. Прочитайте, какое задание у вас?На работу отводится 5 минут. Приступаем к выполнению.


5. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз. Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.

Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.

Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.

Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.

Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.

Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль.

Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.

6. Первичное закрепление.

Учитель :Проверив теоретические знания, попробуем безошибочно определить виды сказуемого и способы его выражения.

Наши глазки отдохнули, можно продолжать урок.

Учитель раздаёт карточки с текстом.

Задания:

1. Обозначьте в каждом предложении данное и новое. Определите тему текста.

2.Определите средства связи в предложениях.

3.Составьте схему связи предложений в тексте.

4.Составьте схему речевой ситуации. Определите тип речи.

5.Определите стиль текста и подтвердите правильность своего ответа.

6. Спишите текст. Подчеркните грамматические основы. Определите вид сказуемого в каждом предложении.

Эталон:

1.Лес начал облетать, не стоит yжe такой густой стеной, стал редким. 2.Этo его роскошный нapяд yпaл на землю. 3.Треплет теперь его ветер, бьет дождь, превращая недавний бархат и шёлк в жалкие лохмотья. 4.Подсушат ветер и солнце опавшие листья, и наполнится лес таинственным шорохом, будто маленькие гномики снуют по зeмлe, разыскивая сокровища.

Слайд 14.



"5"


Правильно определены тема. Нет ни одной ошибки или одна негрубая ошибка в определении сказуемых

"4"


Правильно определены тема, идея. Допущены ошибки в 1-2 предложениях.

"3"

Есть ошибки в 1 вопросе. Допущены ошибки в 3-х предложениях.


Слайд 15.


Приведите примеры простого глагольного, составного глагольного и составного именного сказуемых. Какова их роль в тексте?

Рефлексия.

Учитель: Есть такое высказывание:

" Сказуемое- это рельсы, по которым движется мысль”. Как вы его понимаете?

Ученик: Все виды сказуемого играют изобразительно-выразительную роль; помогают развить творческие способности и художественный вкус; развивают интерес к поэзии; учат правильно употреблять разные формы сказуемого в речи.




Учитель:Перед вами несколько высказываний. Прочитайте. Подумайте, что их объединяет? Попытайтесь интонационно выделить ключевые слова.

1. Осень – это время года, сразу после которого начинается ожидание весны.

2. Зима – гравюра, весна — акварель, лето – живопись масляными красками, а осень – мозаика из всех времен года.

3. Весной сердце ошибается, а осенью подводит итоги.

4. Осень холодная, мерзкая, дождливая, ветреная... Но она становится тёплой и уютной, если ты в ней не один.

Рефлексия: Нет веселых или грустных времен года, такими их делает наше отношение к ним, поэтому, если хотите вокруг видеть хорошее, относитесь ко всему с любовью.

6. Закрепление.

Языковой анализ стихотворения И.А. Бунина.

Учитель:   Мы предлагаем вам стихотворение И.А. Бунина.

Вам всем известно его имя. Родился он в 1870 г. в Воронеже, детство прошло на хуторе Бутырки и в деревне Орловской губернии, а умер он в большой бедности и полузабвении в 1953 г. в Париже.

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

 Грибы сошли, но крепко пахнет

 В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,   

В кустах свалялася трава,  

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет темная листва

А в поле ветер. День холодный  

Угрюм и свеж – и целый день

Скитаться стал я по степи свободной,  

Вдали от сёл и деревень.

И, убаюкан шагом конным,  

С отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным  

Гудит – поет в стволы ружья.

Учитель: Какова тема и основная мысль стихотворения?

Что вы можете сказать о настроении лирического героя?

Совпадает ли оно с вашим восприятием содержания? (ученики отвечают. Учитель обобщает.)

Учитель:  Описание природы в стихотворениях И.А. Бунина побуждают нас более внимательно всмотреться в окружающую жизнь и самого себя! И в этом стихотворении унылая пора осени созвучна грустным размышлениям человека: ведь снова часть жизни канула в вечность, а впереди зима и долгие ожидания весны.

Учитель:    В стихотворении есть слова «чахнет». Его значение? (сохнуть) Скитаться? (странствовать без цели, вести бродячий образ жизни).

Вернемся к исходному тексту.

Соотнесите поэтический текст с языковым материалом, который мы исследовали.

Задание:

Приведите примеры простого глагольного сказуемого; составного глагольного и составного именного сказуемого.   Подумайте, какова роль их в тексте?

Ученик: Все виды сказуемого играют изобразительно-выразительную роль; помогают развить творческие способности и художественный вкус; развивают интерес к поэзии; учат правильно употреблять разные формы сказуемого в речи.

7. Рефлексия.

-Один из авторов учебного пособия по русскому языку произнес фразу «Сказуемое – смысловой центр высказывания». Как вы это объясните?

Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Сказуемое – смысловой центр высказывания. Оно чаще, чем подлежащее, выражает «новое».

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подводим итоги деятельности каждого учащегося. Ученикам раздаём карточки № 1, где они работают самостоятельно, чтобы выяснить пробелы в знаниях. В первом столбике они ставят " + " или " - ". Затем раздаём карточки - упражнения № 2. Учащийся выполняет дома номер того упражнения, где он поставил знак " - ".

Карточка итогов деятельности № 1

Карточка - упражнения № 2

1. Знаю виды сказуемых.

1. Упр. № 57, 58

2. Безошибочно определяю грамматическую основу предложения.

2. "Комплексный анализ текста. 8 класс",

А. Б. Малюшкин, текст № 5 (7, 14).

3. Нахожу в предложении простое глагольное сказуемое.

3. Упр. № 59.

"Комплексный анализ текста. 8 класс", А. Б. Малюшкин, текст № 4 (7, 14).

4. Нахожу в предложении составное глагольное сказуемое.

4. Упр. № 63.

"Комплексный анализ текста. 8 класс", А. Б. Малюшкин, текст № 5 (7, 15)

5. Нахожу в предложении составное именное сказуемое.

5. Упр. № 69.

"Комплексный анализ текста. 8 класс", А. Б. Малюшкин, текст № 6 (8, 16).

VI. Рефлексия.

Учитель: Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?

Смогли ли вы вспомнить и повторить за урок основные вопросы по теме?

С каким настроением вы уходите с урока?

Заполните, пожалуйста, стикеры и прикрепите их на «Парковку идей».

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был




7.Домашнее задание мне кажется

 

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

легким / трудным
интересно / не интересно 

 

Посмотрите на слайд и продолжите фразу



Задание 1. Приём "Согласен - Не согласен".


Да/нет

  1. Сказуемое-это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет речи? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое?

  2. Сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение.

  3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется составным глагольным сказуемым.

  4. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним глаголом.

  5. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и именной части.

  6. В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются в разных знаменательных словах: лексическое - в неопределённой форме глагола, грамматическое - во вспомогательном слове.

  7. Составным именным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из глагола-связки и неопределённой формы глагола (инфинитива).

  8. В роли глагола-связки может выступать только связка быть в нулевой форме.

  9. Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена только именем существительным, именем прилагательным и именем числительным.

  10. В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым. Дорога проложена через лес. 

  11. В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым Трое учеников будут отвечать у доски.

  12. В этом предложении сказуемое является составным глагольным сказуемым: От скуки девочка начала придумывать разные истории.




1. Обозначьте в каждом предложении данное и новое. Определите тему текста.

2.Определите средства связи в предложениях.

3.Составьте схему связи предложений в тексте.

4.Составьте схему речевой ситуации. Определите тип речи.

5.Определите стиль текста и подтвердите правильность своего ответа.

6. Спишите текст. Подчеркните грамматические основы. Определите вид сказуемого в каждом предложении.


1.Лес начал облетать, не стоит yжe такой густой стеной, стал редким. 2.Этo его роскошный нapяд yпaл на землю. 3.Треплет теперь его ветер, бьет дождь, превращая недавний бархат и шёлк в жалкие лохмотья. 4.Подсушат ветер и солнце опавшие листья, и наполнится лес таинственным шорохом, будто маленькие гномики снуют по зeмлe, разыскивая сокровища.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!