СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку: "Бактерии: строение и жизнедеятельность"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку: "Бактерии: строение и жизнедеятельность"»

Пьедестал почета природы За древность    За самые мелкие размеры  (0,5-5 мкм). 1 мкм = 0,001 мм= 0,0001 см.  За выносливость    За плодовитость    За всеядность

Пьедестал почета природы

  • За древность  
  • За самые мелкие размеры  (0,5-5 мкм). 1 мкм = 0,001 мм= 0,0001 см.
  • За выносливость  
  • За плодовитость  
  • За всеядность
 Урок по биологии для 5 классов    «Бактерии: строение и жизнедеятельность» Учитель биологии МБОУ «Школа №73» Говырина А.Р.

Урок по биологии для 5 классов «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Учитель биологии

МБОУ «Школа №73»

Говырина А.Р.

«Бактерия» - ? Смотреть Стр. 39 учебника Древние архебактерии. Термоацидофилы

«Бактерия» - ?

Смотреть Стр. 39 учебника

Древние архебактерии. Термоацидофилы

Это интересно…

Это интересно…

Проблема Проблемный вопрос Гипотеза План работы: Изучить внешнее строение бактерий Изучить внутренне строение бактерий Изучить особенности жизнедеятельности (питание, дыхание, размножение, способы перенесения неблагоприятных условий).

Проблема

Проблемный вопрос

Гипотеза

План работы:

  • Изучить внешнее строение бактерий
  • Изучить внутренне строение бактерий
  • Изучить особенности жизнедеятельности

(питание, дыхание, размножение, способы

перенесения неблагоприятных условий).

1 группа. Внешнее строение бактерий 1) Микроскопические размеры: бактерии крупнее вирусов (0,5-5 мкм), но меньше в десятки раз клеток растений и животных 2)  Формы бактерий → одиночные округлые: кокки → соединенные по две: диплококки → сложенные в цепочку:стрептококки → палочковидные: бациллы → спиралевидные: спириллы → в виде запятой: вибрионы

1 группа. Внешнее строение бактерий

  • 1) Микроскопические размеры: бактерии крупнее вирусов (0,5-5 мкм), но меньше в десятки раз клеток растений и животных
  • 2)  Формы бактерий
  • → одиночные округлые: кокки
  • → соединенные по две: диплококки
  • → сложенные в цепочку:стрептококки
  • → палочковидные: бациллы
  • → спиралевидные: спириллы
  • → в виде запятой: вибрионы
 2 группа. Внутренне строение бактерий . 1) Отличительной чертой бактериальной клетки является отсутствие ядра. 2)  Прокариоты  – организмы, в клетках которых нет оформленного ядра, ДНК находится в цитоплазме. Эукариоты -  организмы, в клетках которых есть оформленное ядро. 3) части имеет бактериальной клетки: Слизистая капсула (защита от высыхания), клеточная стенка и клеточная мембрана (защита) с жгутиками и ресничками (для передвижения), неподвижная цитоплазма (место расположения ДНК и включений)

2 группа. Внутренне строение бактерий .

  • 1) Отличительной чертой бактериальной клетки является отсутствие ядра.
  • 2)  Прокариоты  – организмы, в клетках которых нет оформленного ядра, ДНК находится в цитоплазме.
  • Эукариоты -  организмы, в клетках которых есть оформленное ядро.
  • 3) части имеет бактериальной клетки:
  • Слизистая капсула (защита от высыхания), клеточная стенка и клеточная мембрана (защита) с жгутиками и ресничками (для передвижения), неподвижная цитоплазма (место расположения ДНК и включений)
2 группа. «Особенности процессов жизнедеятельности» 1. 2 группы бактерии по способам питания и дыхания: Автотрофы – бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических. Гетеротрофы  - бактерии, имеющие хлорофилл, потребляют готовые органические вещества . 2.Фотосинтез – процесс, при котором из более простых неорганических веществ под влиянием энергии солнечного света образуются сложные органические вещества и выделяется кислород. Цианобактерии – хлорофиллоносные бактерии, способные к фотосинтезу как растения. 3. Бактерии с разным типом обмена веществ : одним бактериям для жизненных процессов нужен кислород, другим – нет. 4. Размножение бактерии – простое деление клетки надвое.

2 группа. «Особенности процессов жизнедеятельности»

1. 2 группы бактерии по способам питания и дыхания:

Автотрофы – бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических.

Гетеротрофы  - бактерии, имеющие хлорофилл, потребляют готовые органические вещества .

2.Фотосинтез – процесс, при котором из более простых неорганических веществ под влиянием энергии солнечного света образуются сложные органические вещества и выделяется кислород.

Цианобактерии – хлорофиллоносные бактерии, способные к фотосинтезу как растения.

3. Бактерии с разным типом обмена веществ : одним бактериям для жизненных процессов нужен кислород, другим – нет.

4. Размножение бактерии – простое деление клетки надвое.

ВЫВОД урока Б актерии очень выносливы: они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 80-90 о С, но погибают от ультрафиолетовых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и длительном нагревании более 120  о С.

ВЫВОД урока

Б актерии очень выносливы: они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 80-90 о С, но погибают от ультрафиолетовых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и длительном нагревании более 120  о С.

Закрепление 1) Строение бактерий отличается от строения растений и животных тем, что у них: а) есть сформированное ядро б) нет сформированного ядра 2) Бактерии: а) прокариоты б) эукариоты 3) Бактерии распространены: а) в почве б) в воде в) в организмах животных, растений и человека

Закрепление

1) Строение бактерий отличается от строения растений и животных тем, что у них:

а) есть сформированное ядро

б) нет сформированного ядра

2) Бактерии:

а) прокариоты

б) эукариоты

3) Бактерии распространены:

а) в почве

б) в воде

в) в организмах животных, растений и

человека

Закрепление 4 ) Уничтожить бактерии можно: а) нагреванием до 50-60 0 С б) кипячением при 120 0 С в) высушиванием д) действием яркого солнечного света 5) Меньше всего бактерий встречается: а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса.

Закрепление

4 ) Уничтожить бактерии можно:

а) нагреванием до 50-60 0 С

б) кипячением при 120 0 С

в) высушиванием

д) действием яркого солнечного света

5) Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса.

Домашнее задание § 9 (стр. 39-41), творческое задание на выбор: -выполните модель бактериальной клетки;  – подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: “Клубеньковые бактерии”, “Цианобактерии”, “Молочнокислые бактерии”, “Болезнетворные бактерии”;  – придумайте научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль, попробуйте оформить своё произведение, как сценарий фильма или мультфильм

Домашнее задание

  • § 9 (стр. 39-41), творческое задание на выбор:
  • -выполните модель бактериальной клетки; – подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: “Клубеньковые бактерии”, “Цианобактерии”, “Молочнокислые бактерии”, “Болезнетворные бактерии”; – придумайте научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль, попробуйте оформить своё произведение, как сценарий фильма или мультфильм
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей