Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку: "Бактерии: строение и жизнедеятельность"»
Пьедестал почета природы
- За древность
- За самые мелкие размеры (0,5-5 мкм). 1 мкм = 0,001 мм= 0,0001 см.
- За выносливость
- За плодовитость
- За всеядность
Урок по биологии для 5 классов «Бактерии: строение и жизнедеятельность»
Учитель биологии
МБОУ «Школа №73»
Говырина А.Р.
«Бактерия» - ?
Смотреть Стр. 39 учебника
Древние архебактерии. Термоацидофилы
Это интересно…
Проблема
Проблемный вопрос
Гипотеза
План работы:
- Изучить внешнее строение бактерий
- Изучить внутренне строение бактерий
- Изучить особенности жизнедеятельности
(питание, дыхание, размножение, способы
перенесения неблагоприятных условий).
1 группа. Внешнее строение бактерий
- 1) Микроскопические размеры: бактерии крупнее вирусов (0,5-5 мкм), но меньше в десятки раз клеток растений и животных
- 2) Формы бактерий
- → одиночные округлые: кокки
- → соединенные по две: диплококки
- → сложенные в цепочку:стрептококки
- → палочковидные: бациллы
- → спиралевидные: спириллы
- → в виде запятой: вибрионы
2 группа. Внутренне строение бактерий .
- 1) Отличительной чертой бактериальной клетки является отсутствие ядра.
- 2) Прокариоты – организмы, в клетках которых нет оформленного ядра, ДНК находится в цитоплазме.
- Эукариоты - организмы, в клетках которых есть оформленное ядро.
- 3) части имеет бактериальной клетки:
- Слизистая капсула (защита от высыхания), клеточная стенка и клеточная мембрана (защита) с жгутиками и ресничками (для передвижения), неподвижная цитоплазма (место расположения ДНК и включений)
2 группа. «Особенности процессов жизнедеятельности»
1. 2 группы бактерии по способам питания и дыхания:
Автотрофы – бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических.
Гетеротрофы - бактерии, имеющие хлорофилл, потребляют готовые органические вещества .
2.Фотосинтез – процесс, при котором из более простых неорганических веществ под влиянием энергии солнечного света образуются сложные органические вещества и выделяется кислород.
Цианобактерии – хлорофиллоносные бактерии, способные к фотосинтезу как растения.
3. Бактерии с разным типом обмена веществ : одним бактериям для жизненных процессов нужен кислород, другим – нет.
4. Размножение бактерии – простое деление клетки надвое.
ВЫВОД урока
Б актерии очень выносливы: они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 80-90 о С, но погибают от ультрафиолетовых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и длительном нагревании более 120 о С.
Закрепление
1) Строение бактерий отличается от строения растений и животных тем, что у них:
а) есть сформированное ядро
б) нет сформированного ядра
2) Бактерии:
а) прокариоты
б) эукариоты
3) Бактерии распространены:
а) в почве
б) в воде
в) в организмах животных, растений и
человека
Закрепление
4 ) Уничтожить бактерии можно:
а) нагреванием до 50-60 0 С
б) кипячением при 120 0 С
в) высушиванием
д) действием яркого солнечного света
5) Меньше всего бактерий встречается:
а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса.
Домашнее задание
- § 9 (стр. 39-41), творческое задание на выбор:
- -выполните модель бактериальной клетки; – подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: “Клубеньковые бактерии”, “Цианобактерии”, “Молочнокислые бактерии”, “Болезнетворные бактерии”; – придумайте научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль, попробуйте оформить своё произведение, как сценарий фильма или мультфильм
Спасибо за внимание!