Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Имя числительное"»
Урок русского языка в 5 классе
Паланичук Ирина Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мухинская СОШ»
Готов к работе!
Я спокоен!
Испытываю тревогу!
Раздели слова по грамматическим признакам
- смотреть, веселый, тридцать, гвозди, свежий, кукла, деревянный, позвать, двенадцать, зима, снежный, клеить, картина, пять, умножить, шестой .
Проверь себя!
Имена существительные
Имена прилагательные
Гвозди
Глаголы
Весёлый
Кукла
Свежий
Смотреть
Зима
Позвать
Деревянный
Картина
Снежный
Клеить
Умножить
Тема урока Имя числительное как часть речи
Синтаксическая роль
Сорок делится на четыре – подлежащее
Семью семь- сорок девять –сказуемое
Вышел пятый номер газеты – второстепенный член предлож.
Школьный участок занимает десять гектаров –второстепенный член предлож .
Кластер
Имя числительное
Порядок предметов при счете
Число,
количество предметов
Называет
Порядковые
(какой?)
Количественные(сколько?)
Изменяются
По падежам
По падежам,
числам ,родам.
Синтаксическая роль
Любой член предложения
Физкультминутка
Раз – мы топаем ногами,
Два – мы хлопаем руками,
Три – качаем головой.
Руки к небу поднимаем,
Опускаем руки вниз.
В сторону их разведем
И опять шагать начнем
Проверка
До седьмого пота, заблудиться в трех соснах, на все четыре стороны, как две капли воды, как телеге пятое колесо
1 группа Вставьте пропущенные числительные во фразеологизм
Проверка
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Первый блин комом.
- Конь о четырех ногах, да спотыкается.
- Обещанного три года ждут.
- Седьмая вода на киселе.
- 2 группа Восстановите пословицы, вставив необходимые числительные
- С. Маршак «Двенадцать месяцев»
- Е. Ильина «Четвертая высота»
- Ю. Олеша «Три толстяка»
- Сказка «Волк и семеро Козлят»
- Ф. Искандер « Тринадцатый подвиг Геракла»
Проверка
3 группа Восстановите название литературных произведений, вставив числительные.
Поиграем в «кёрлинг» Исправьте допущенные ошибки в распределении слов по частям речи, разнесите их по верным колонкам.
Существительное
Прилагательное
Пятёрка
Столетний
Пятиклассник
Глагол
Тройной
Двойной
Числительное
Утроить
Пятак
Пятый
Удесятерить
Десятый
Трёхместный
Четыре
Одиннадцать
Двоится
Тройка
Удвоить
Проверка
Существительное
Прилагательное
Пятерка
Столетний
Пятиклассник
Глагол
Тройной
Пятак
Числительное
Удвоить
Тройка
Трехместный
Утроить
Десять
Двойной
Четыре
Удесятерить
Двоится
Пятый
Одиннадцатый
1 группа. История языка. Задача на смекалку
В старину на Руси цифры обозначали буквами . Для указания на то ,что знак является не буквой, а цифрой ,над ним ставился специальный знак , называемый «титло»
Отгадайте, какая буква соответствовала цифре, используя следующие примеры.
А+А=В В*В=В+В
Чему равно А и В ?
2 группа
Вспомните сказки А.С. Пушкина . Приведите примеры числительных, используемых автором.
Какие из них количественные , а какие - порядковые ?
3 группа. Смайлик! Лингвистическая задача .
Заспорили два ученика .Один говорит , что числительные обозначают числа, а другой говорит , что цифры.
Кто же из низ прав?
Выскажите свою точку зрения и докажите ее.
Творческое задание .
Создайте небольшой текст, включив в него числительные, на тему:
1 группа – «Наша школа»;
2 группа – «Наш класс»;
3 группа – «Наша классная комната».
Рефлексия. «Оцени себя на уроке»
Урок
Я на уроке
1. Интересно
Итог
2. Скучно
2. Отдыхал(а)
3. Безразлично
2. Узнал(а) больше, чем знал(а)
3. Помогал(а) другим
3. Не понял(а)