СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Индивидуальный проект" в 10 классе. Тема "Составление плана информационного текста"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составление плана информационного текста. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Индивидуальный проект" в 10 классе. Тема "Составление плана информационного текста"»

Урок по ученому предмету «Индивидуальный проект» 10 класс Тема: «Составление плана информационного текста» Автор: Сущёва Елена Геннадьевна, учитель МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка Пензенской области 2024г.

Урок по ученому предмету «Индивидуальный проект»

10 класс

Тема: «Составление плана информационного текста»

Автор: Сущёва Елена Геннадьевна, учитель МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка Пензенской области

2024г.

План – это перечень основных смысловых блоков текста. Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом. Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания. Невозможно уловить его центральную идею, а следить за развитием мысли – крайне сложно. Такой текст имеет право на жизнь в художественной литературе, но в сфере науки он неприемлем. На уроке мы рассмотрим виды планов, разберем, как составить план текста, проанализируем примеры планов.

План – это перечень основных смысловых блоков текста.

Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом.

Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания. Невозможно уловить его центральную идею, а следить за развитием мысли – крайне сложно. Такой текст имеет право на жизнь в художественной литературе, но в сфере науки он неприемлем.

На уроке мы рассмотрим виды планов, разберем, как составить план текста, проанализируем примеры планов.

Виды планов текста   1. Вопросный план Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей. Пример вопросного плана: Что такое декоративная штукатурка? Как подготовить поверхность к нанесению декоративной штукатурки? Какую декоративную штукатурку лучше выбрать? Сколько стоит декоративная штукатурка?

Виды планов текста

  • 1. Вопросный план
  • Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей.
  • Пример вопросного плана:
  • Что такое декоративная штукатурка?
  • Как подготовить поверхность к нанесению декоративной штукатурки?
  • Какую декоративную штукатурку лучше выбрать?
  • Сколько стоит декоративная штукатурка?

Виды планов текста 2. Тезисный план Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста. На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов. Пример тезисного плана текста: Определение контекстной рекламы, особенности и преимущества (позволяет привлечь «горячих» клиентов, уже заинтересованных в покупке товара или услуги). Показатели эффективности контекстной рекламы: количество показов и переходов, кликабельность (CTR), стоимость одного перехода. Формулы для расчета, ориентиры для оценки. Условия, при которых контекстная реклама будет эффективной. Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).

Виды планов текста

  • 2. Тезисный план
  • Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.
  • На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов.
  • Пример тезисного плана текста:
  • Определение контекстной рекламы, особенности и преимущества (позволяет привлечь «горячих» клиентов, уже заинтересованных в покупке товара или услуги).
  • Показатели эффективности контекстной рекламы: количество показов и переходов, кликабельность (CTR), стоимость одного перехода. Формулы для расчета, ориентиры для оценки.
  • Условия, при которых контекстная реклама будет эффективной.
  • Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).
Виды планов текста 3. План-опорная схема « Опоры » – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале. Пример:  Контекстная реклама. Количество показов, переходов, CTR, стоимость клика. Эффективность контекстной рекламы. Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама?

Виды планов текста

  • 3. План-опорная схема
  • « Опоры » – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале.
  • Пример:

  • Контекстная реклама.
  • Количество показов, переходов, CTR, стоимость клика.
  • Эффективность контекстной рекламы.
  • Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама?
Как составить план текста?   Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация). Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил. Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру. Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом. Знание структуры текста – это важно!

Как составить план текста?

  • Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация).
  • Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил.
  • Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру.
  • Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом.
  • Знание структуры текста – это важно!
Отличие структуры научного и журналистского текста:   Научный текст строится так, чтобы логично, аргументированно и убедительно подвести читателя к главной мысли текста. Таким образом, главная мысль находится в конце текста. Журналистский текст строится по противоположному принципу: сначала – самое важное, затем – чуть менее важное, а конце – второстепенная информация. Разница связна со спецификой текстов. В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают.  Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими».

Отличие структуры научного и журналистского текста:

  • Научный текст строится так, чтобы логично, аргументированно и убедительно подвести читателя к главной мысли текста. Таким образом, главная мысль находится в конце текста.
  • Журналистский текст строится по противоположному принципу: сначала – самое важное, затем – чуть менее важное, а конце – второстепенная информация.
  • Разница связна со спецификой текстов.
  • В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают.
  • Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими».
Общий алгоритм составления плана текста   Составить план любого текста поможет следующий алгоритм: понять задачу текста, определить, какая информация необходима для решения задачи, изложить эту информацию в виде пунктов плана, логично расположить пункты – и план готов.

Общий алгоритм составления плана текста

  • Составить план любого текста поможет следующий алгоритм:
  • понять задачу текста,
  • определить, какая информация необходима для решения задачи,
  • изложить эту информацию в виде пунктов плана,
  • логично расположить пункты – и план готов.
Выбор информации Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость. Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму! Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены.

Выбор информации

  • Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость.
  • Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму!
  • Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены.
Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали:   1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям. 2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать. 3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например: Холодильник императора Нерона. Самый дорогой холодильник в мире. Холодильник размером с дом. ... 4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов.

Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали:

  • 1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям.
  • 2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать.
  • 3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например:
  • Холодильник императора Нерона.
  • Самый дорогой холодильник в мире.
  • Холодильник размером с дом.
  • ...
  • 4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов.
Общие требования к планам текста   Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям: Логичность. Структура текста должна быть понятной и логичной. Отсутствие дублирования. Пункты плана не должны дублировать друг друга, информация не должна повторяться. Полнота. Важно, чтобы план вмещал всю информацию, которую необходимо изложить в тексте. Возможность развития темы. Проверьте, что в каждом пункте есть что написать. Пункт плана, который нельзя расписать подробнее его краткой формулировки, необходимо объединить с другим пунктом. Краткость. Избыточно формировать пункты плана как фрагменты готового текста, на данном этапе это лишняя работа. Точные и развернутые формулировки будут отшлифовываться на этапе написания текста. Лаконичность. Оптимально умещать план в 5-7 пунктов, так как большее число пунктов трудно запомнить. Мелкие пункты можно объединять. Проверьте, что в плане нет пунктов, которые можно убрать, и ценность текста от этого не уменьшится. Возможно, такие пункты стоит удалить.

Общие требования к планам текста

  • Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:
  • Логичность. Структура текста должна быть понятной и логичной.
  • Отсутствие дублирования. Пункты плана не должны дублировать друг друга, информация не должна повторяться.
  • Полнота. Важно, чтобы план вмещал всю информацию, которую необходимо изложить в тексте.
  • Возможность развития темы. Проверьте, что в каждом пункте есть что написать. Пункт плана, который нельзя расписать подробнее его краткой формулировки, необходимо объединить с другим пунктом.
  • Краткость. Избыточно формировать пункты плана как фрагменты готового текста, на данном этапе это лишняя работа. Точные и развернутые формулировки будут отшлифовываться на этапе написания текста.
  • Лаконичность. Оптимально умещать план в 5-7 пунктов, так как большее число пунктов трудно запомнить. Мелкие пункты можно объединять. Проверьте, что в плане нет пунктов, которые можно убрать, и ценность текста от этого не уменьшится. Возможно, такие пункты стоит удалить.

Пример удачного плана текста

  • Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.
  • Допустим, у нас получился вопросный план:
  • В какое время года и в какую погоду можно делать пересадку?
  • Как подготовить кактус к пересадке?
  • Какие потребуются инструменты и материалы?
  • Как пошагово выполнить пересадку?
  • Как ухаживать за растением после пересадки?
  • Как определить, что пересадка прошла успешно?
  • Почему этот план – удачный?
  • Данный план логичен (процедура пересадки рассматривается последовательно: от подготовки до последующего ухода за растением).
  • Информация в разных пунктах плана не дублируется, каждый пункт содержит новую информацию.
  • План содержит все основные аспекты работы.
  • Каждый пункт плана можно раскрыть, расписать более подробно.
  • Пункты плана сформулированы кратко.
  • План состоит из 6 пунктов. Такое количество пунктов относительно несложно удержать в голове.

Пример неудачного плана текста

  • Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.
  • Как ухаживать за кактусами?
  • В какое время года можно делать пересадку?
  • Когда начать полив после пересадки?
  • Какого размера должен быть новый горшок для растения?
  • Какие потребуются инструменты и материалы?
  • Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.
  • Данный план требует доработки, потому что:
  • Пункт 1 содержит избыточную для данного текста информацию, его нужно убрать.
  • План нелогичен: пункт об уходе за растением после пересадки поставлен на 2 место.
  • Пункты 3, 4 затрагивают мелкие вопросы, их лучше объединить с более крупными пунктами.
  • Пункт 6 сформулирован слишком подробно, расписывать здесь этапы пересадки было избыточно.
Источники: https://www.kadrof.ru/mk/14903 https://ppt-online.org/508724  https://ozlib.com/959773/sotsium/sostavlenie_plana_informatsionnogo_teksta

Источники:

  • https://www.kadrof.ru/mk/14903
  • https://ppt-online.org/508724
  • https://ozlib.com/959773/sotsium/sostavlenie_plana_informatsionnogo_teksta


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!