СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы»

Литература Древней Руси «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Литература Древней Руси

«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

История открытия памятника Когда и где найден В конце 18 века в Ярославле в Спасо-Преображенском монастыре (находка отделена от оригинала тремя веками)

История открытия памятника

Когда и где найден

  • В конце 18 века в Ярославле в Спасо-Преображенском монастыре (находка отделена от оригинала тремя веками)
Кто нашёл рукопись Знаток древнерусской письменности А.Мусин-Пушкин переписал экземпляр находки и послал его Екатерине 2. В 1812 году во время пожара Москвы библиотека графа и рукопись сгорели, сохранился лишь экземпляр Екатерины 2 и первое печатное издание, вышедшее в 1800 году.

Кто нашёл рукопись

  • Знаток древнерусской письменности А.Мусин-Пушкин переписал экземпляр находки и послал его Екатерине 2. В 1812 году во время пожара Москвы библиотека графа и рукопись сгорели, сохранился лишь экземпляр Екатерины 2 и первое печатное издание, вышедшее в 1800 году.
Историческая основа «Слова…» Феодальная раздробленность Руси ХII века , отсутствие политического единства, вражда князей – всё это ослабило Русь и дало возможность половцам совершать постоянные набеги, грабить раздробленные русские княжества.

Историческая основа «Слова…»

  • Феодальная раздробленность Руси ХII века , отсутствие политического единства, вражда князей – всё это ослабило Русь и дало возможность половцам совершать постоянные набеги, грабить раздробленные русские княжества.
ИДЕЯ «СЛОВА…»  Призыв русских князей  к объединению как раз накануне  нашествия татаро-монгольского ига.  Карл Маркс.

ИДЕЯ «СЛОВА…»

  • Призыв русских князей
  • к объединению как раз накануне
  • нашествия татаро-монгольского ига.

Карл Маркс.

Идея Идея единения, гуманизма и патриотизма. Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе раньше побеждала Русь, а теперь – половцы. Он передаёт тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц.

Идея

  • Идея единения, гуманизма и патриотизма. Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе раньше побеждала Русь, а теперь – половцы. Он передаёт тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц.
Сюжет «Слова…» Неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича, брата его Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава против половцев в 1185 году

Сюжет «Слова…»

  • Неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича, брата его Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава против половцев в 1185 году
Композиция и краткое содержание ВСТУПЛЕНИЕ. Перед нами доверительный разговор с читателем. Эта часть посвящена не Игорю, главному герою, а «вещему Бояну», былинному певцу, красоте его слога.  Но автор предупреждает, что он будет говорить не «по замышлению Бояна», а ничего не скрывая и не приукрашивая.

Композиция и краткое содержание

ВСТУПЛЕНИЕ.

  • Перед нами доверительный разговор с читателем. Эта часть посвящена не Игорю, главному герою, а «вещему Бояну», былинному певцу, красоте его слога.
  • Но автор предупреждает, что он будет говорить не «по замышлению Бояна», а ничего не скрывая и не приукрашивая.
1 часть. Поход Игоря и поражение в битве. Автор описывает два сражения. Первое столкновение с половцами принесло победу русским воинам, но временный успех на другой день закончился количественным перевесом половцев.

1 часть.

Поход Игоря и поражение в битве.

  • Автор описывает два сражения. Первое столкновение с половцами принесло победу русским воинам, но временный успех на другой день закончился количественным перевесом половцев.
Русские воины бились храбро. Особенно выделяет автор князя Всеволода из Трубчевска (он наделён чертами былинного богатыря). Но они не смогли одолеть половцев, и князь Игорь был взят в плен – тоска разлилась по Русской земле .
  • Русские воины бились храбро. Особенно выделяет автор князя Всеволода из Трубчевска (он наделён чертами былинного богатыря). Но они не смогли одолеть половцев, и князь Игорь был взят в плен – тоска разлилась по Русской земле .
Вторая часть. «Золотое Слово» Святослава «Печаль Русской земли» Услышав о несчастье, Святослав «изронил золотое слово», со слезами смешанное. Он сожалеет, что Игорь и Всеволод отправились «себе славы искать», не посоветовавшись с другими князьями. Но он одобряет их мужество и обращается ко всем с горячим призывом объединиться. Автор переносит читателя в Киев, в «гридницу» Святослава, который видит «мутный» сон, предвещающий беду.

Вторая часть.

«Золотое Слово» Святослава

«Печаль Русской земли»

  • Услышав о несчастье, Святослав «изронил золотое слово», со слезами смешанное. Он сожалеет, что Игорь и Всеволод отправились «себе славы искать», не посоветовавшись с другими князьями.
  • Но он одобряет их мужество и обращается ко всем с горячим призывом объединиться.
  • Автор переносит читателя в Киев, в «гридницу» Святослава, который видит «мутный» сон, предвещающий беду.
Третья часть. Плач Ярославны и возвращение Игоря Автор рассказывает о побеге Игоря из плена и о плаче его жены Ярославны, которая обращается к силам природы, с просьбой помочь Игорю и его дружине. И чудо совершается. «Слово..» заканчивается хвалебной песнью в честь Игоря и его славных воинов.

Третья часть.

Плач Ярославны и возвращение Игоря

  • Автор рассказывает о побеге Игоря из плена и о плаче его жены Ярославны, которая обращается к силам природы, с просьбой помочь Игорю и его дружине. И чудо совершается. «Слово..» заканчивается хвалебной песнью в честь Игоря и его славных воинов.
Сюжет и композиция ЭКСПОЗИЦИЯ ЗАВЯЗКА Вступление. Вступление в поход дружины Игоря . - солнечное затмение; - два боя; - пленение князя Игоря; - беды на Русской земле . * РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

Сюжет и композиция

  • ЭКСПОЗИЦИЯ
  • ЗАВЯЗКА
  • Вступление.
  • Вступление в поход дружины Игоря .
  • - солнечное затмение;
  • - два боя;
  • - пленение князя Игоря;
  • - беды на Русской земле .

* РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

КУЛЬМИНАЦИЯ ЛИРИЧЕСКАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ ОСНОВНАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ «Золотое Слово» Святослава Плач Ярославны Плач Ярославны Плач Ярославны Плач Ярославны Плач Ярославны Плач Ярославны Плач Ярославны

КУЛЬМИНАЦИЯ

ЛИРИЧЕСКАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ

ОСНОВНАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ

  • «Золотое Слово» Святослава
  • Плач Ярославны
  • Плач Ярославны
  • Плач Ярославны
  • Плач Ярославны
  • Плач Ярославны
  • Плач Ярославны
  • Плач Ярославны
Развязка БЕГСТВО ИГОРЯ ИЗ ПЛЕНА;  ПРОСЛАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ И ЕГО ДРУЖИНЫ

Развязка

БЕГСТВО ИГОРЯ ИЗ ПЛЕНА;

  • ПРОСЛАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ И ЕГО ДРУЖИНЫ
Художественные приёмы ЭПИТЕТЫ Эпитеты ПОСТОЯННЫЕ: Мечи булатные, зелена трава, храбрая дружина, чёрный ворон, светлое солнце, чистое поле; АВТОРСКИЕ, ОРИГИНАЛЬНЫЕ: Синие молнии, жемчужная душа, студёная роса, берега серебряные, мечи харалужные.

Художественные приёмы

  • ЭПИТЕТЫ
  • Эпитеты
  • ПОСТОЯННЫЕ:
  • Мечи булатные, зелена трава, храбрая дружина, чёрный ворон, светлое солнце, чистое поле;
  • АВТОРСКИЕ,
  • ОРИГИНАЛЬНЫЕ:
  • Синие молнии, жемчужная душа, студёная роса, берега серебряные, мечи харалужные.
Сравнения Большинство сравнений взято из мира природы: Игорь – горностай, Ярославна – одинокая кукушка, Всеволод – буй-тур, Боян - соловей, персты Бояна – 10 соколов, которых выпускают на стадо лебедей (10 струн)

Сравнения

  • Большинство сравнений взято из мира природы: Игорь – горностай, Ярославна – одинокая кукушка, Всеволод – буй-тур, Боян - соловей, персты Бояна – 10 соколов, которых выпускают на стадо лебедей (10 струн)
Гиперболы. Звукопись. В гиперболических красках дано описание боя: земля гудит, реки мутные текут, пыль поля покрывает. «Летят стрелы калёныя, гремят сабли о шеломы, трещат копья булатные в степи незнаемой»; «… в пяток потопташа поганые полки половецкие»

Гиперболы. Звукопись.

В гиперболических красках дано описание боя:

земля гудит, реки мутные текут, пыль поля покрывает.

«Летят стрелы калёныя, гремят сабли о шеломы, трещат копья булатные в степи незнаемой»;

«… в пяток потопташа поганые полки половецкие»

Метафоры. Символы. Боян «мыслию растекается по древу», Игорь «заостряет сердце мужеством», тоска «разливается» по Русской земле, «никнет трава с жалости», железные полки, золотое слово. «Мутный сон» видится Святославу: будто покрыли его чёрным покрывалом (скорбь), черпали ему синее вино с ядом смешанное (горе), сыпали на грудь жемчуг (слёзы). Чёрные тучи – половцы, четыре солнца – четыре русских князя.

Метафоры. Символы.

Боян «мыслию растекается по древу», Игорь «заостряет сердце мужеством», тоска «разливается» по Русской земле, «никнет трава с жалости», железные полки, золотое слово.

  • «Мутный сон» видится Святославу: будто покрыли его чёрным покрывалом (скорбь), черпали ему синее вино с ядом смешанное (горе), сыпали на грудь жемчуг (слёзы).
  • Чёрные тучи – половцы, четыре солнца – четыре русских князя.
Ярославна обращается к природе как ко всемогущему существу, способному творить чудеса. Её обращения к Ветру, Днепру, Солнцу – это языческие заклинания для стихий воды, воздуха и огня – природа послушала Ярославну и помогла князю Игорю. ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

Ярославна обращается к природе как ко всемогущему существу, способному творить чудеса. Её обращения к Ветру, Днепру, Солнцу – это языческие заклинания для стихий воды, воздуха и огня – природа послушала Ярославну и помогла князю Игорю.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

 Художественные  особенности произведения * Имя автора неизвестно. Анонимность является характерной особенностью древнерусской литературы, а также входит в этикет средневекового искусства .  НОВАТОРСТВО  ( В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ ПАМЯТНИКАМИ  ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА)  * Герои показаны не только в действии, но и в разгар внутренней борьбы;  *Сон Святослава - художественная находка, предвосхитил все «сны» М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского , Н.Г.Чернышевского, В.А.Жуковского и др.;  *Впервые в литературе нарисованы образы героев враждебного лагеря: половецких ханов Гзы и Кончака и бежавшего с Игорем Овлура;  *Название звучит новаторски и даже смело: в нём отражено посвящение  не столько князю, сколько его дружине;

Художественные особенности произведения

  • * Имя автора неизвестно. Анонимность является характерной особенностью древнерусской литературы, а также входит в этикет средневекового искусства .
  • НОВАТОРСТВО
  • ( В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ ПАМЯТНИКАМИ
  • ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА)

  • * Герои показаны не только в действии, но и в разгар внутренней борьбы;

  • *Сон Святослава - художественная находка, предвосхитил все «сны» М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского , Н.Г.Чернышевского, В.А.Жуковского и др.;

  • *Впервые в литературе нарисованы образы героев враждебного лагеря: половецких ханов Гзы и Кончака и бежавшего с Игорем Овлура;

  • *Название звучит новаторски и даже смело: в нём отражено посвящение
  • не столько князю, сколько его дружине;

Перед нами не просто действующие лица, а человеческие характеры: Игорь – смелый, но самонадеянный и легкомысленный; Всеволод – богатырь, олицетворяющий силу русского народа; Ярославна – лирический образ русской женщины, олицетворение Родины;

Перед нами не просто действующие лица, а человеческие характеры: Игорь – смелый, но самонадеянный и легкомысленный; Всеволод – богатырь, олицетворяющий силу русского народа;

  • Ярославна – лирический образ русской женщины, олицетворение Родины;
Жанр.  Произведение разнопланово, сочетаются разные художественные образы и жанровые особенности. ГЕРОИЧЕСКАЯ ПОЭМА. Является историческим документом, героическим воинским повествованием о реальных событиях и людях. СЛОВО. Горячее ораторское обращение к современникам. БЫЛИННАЯ ПЕСНЬ . Поэтические образы и картины, лирические отступления, эмоциональная насыщенность.

Жанр. Произведение разнопланово, сочетаются разные художественные образы и жанровые особенности.

  • ГЕРОИЧЕСКАЯ ПОЭМА.
  • Является историческим документом, героическим воинским повествованием о реальных событиях и людях.
  • СЛОВО.
  • Горячее ораторское обращение к современникам.
  • БЫЛИННАЯ ПЕСНЬ .
  • Поэтические образы и картины, лирические отступления, эмоциональная насыщенность.
ЯЗЫК «СЛОВА…» Произведение написано ритмизованной прозой, напоминающей ритм и мелодию былин русских. Автор сочетает достижения современной ему книжной литературы с образными средствами устной народной поэзии.

ЯЗЫК «СЛОВА…»

  • Произведение написано ритмизованной прозой, напоминающей ритм и мелодию былин русских.
  • Автор сочетает достижения современной ему книжной литературы с образными средствами устной народной поэзии.
ОБРАЗ НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА 1 ) ПАТРИОТ ЗЕМЛИ РУССКОЙ;  2) МОГ БЫТЬ УЧАСТНИКОМ ОПИСЫВАЕМЫХ СОБЫТИЙ;  3) ВОЗМОЖНО, БЫЛ ИСТОРИКОМ;  4) ПОЭТ, ТАЛАНТЛИВЫЙ ПИСАТЕЛЬ;  5)ТОНКИЙ ПСИХОЛОГ;

ОБРАЗ НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА

  • 1 ) ПАТРИОТ ЗЕМЛИ РУССКОЙ;
  • 2) МОГ БЫТЬ УЧАСТНИКОМ ОПИСЫВАЕМЫХ СОБЫТИЙ;
  • 3) ВОЗМОЖНО, БЫЛ ИСТОРИКОМ;
  • 4) ПОЭТ, ТАЛАНТЛИВЫЙ ПИСАТЕЛЬ;
  • 5)ТОНКИЙ ПСИХОЛОГ;
Авторы переводов «Слова…» Д.С.Лихачёв Н.Заболоцкий В.А.Жуковский

Авторы переводов «Слова…»

Д.С.Лихачёв

Н.Заболоцкий

В.А.Жуковский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!