СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы по 1 главе романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по 1 главе романа "Капитанская дочка"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы по 1 главе романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка"»

Александр Сергеевич Пушкин  Повесть «Капитанская дочка»

Александр Сергеевич Пушкин Повесть «Капитанская дочка»

В С П О М Н И Т Е! На фоне какого исторического события разворачивается повествование в романе?   2. Какое произведение Пушкина предшествовало созданию «Капитанской дочки»?

В С П О М Н И Т Е!

  • На фоне какого исторического события разворачивается повествование в романе?
  • 2. Какое произведение Пушкина предшествовало созданию «Капитанской дочки»?
Вспомните, в каком другом романе Пушкин изобразил крестьянский бунт?  Кто стоял во главе этого бунта?  В романе «Дубровский» (1832) А. С. Пушкин показал крестьянский бунт, причиной которого стало судебное решение: крестьяне Дубровского должны были перейти во владение к Троекурову. Во главе этого бунта встал молодой Владимир Дубровский.  —  Почему роман «Дубровский» не был закончен? Вспомните основные мотивы романа.  —  Черты какого литературного направления несут эти мотивы?

Вспомните, в каком другом романе Пушкин изобразил крестьянский бунт? Кто стоял во главе этого бунта?

В романе «Дубровский» (1832) А. С. Пушкин показал крестьянский бунт, причиной которого стало судебное решение:

крестьяне Дубровского должны были перейти во владение

к Троекурову. Во главе этого бунта встал молодой

Владимир Дубровский.

—  Почему роман «Дубровский» не был закончен?

Вспомните основные мотивы романа.

—  Черты какого литературного направления несут эти

мотивы?

Чем заканчивается роман «Дубровский»?  Роман обрывается на том, что Дубровский распускает разбойничью шайку и уезжает за границу.  Почему роман прекращён именно на этом месте?   1. К этому времени Пушкин твёрдо стоял на реалистических позициях и роман «Дубровский» — это реалистическое произведение. 2. Дубровский — дворянин. Он не мог быть разбойником и предводителем бунтующих крестьян. Он всего лишь играл эту роль, пока в нём горела жажда мести. Но когда эта роль потеряла смысл, он уходит из разбойничьей среды. Дубровский честен, благороден, великодушен. Эти качества несовместимы с разбоем, бунтом и грабежами.   Главная мысль А. С. Пушкина состоит в том, что не может честный и благородный дворянин быть на стороне бунтующих крестьян. Понятия дворянской чести несовместимы с разбоем.

Чем заканчивается роман «Дубровский»?

Роман обрывается на том, что Дубровский распускает разбойничью шайку и уезжает за границу.

Почему роман прекращён именно на этом месте?

1. К этому времени Пушкин твёрдо стоял на реалистических позициях и роман «Дубровский» — это реалистическое произведение.

2. Дубровский — дворянин. Он не мог быть разбойником и предводителем бунтующих крестьян. Он всего лишь играл эту роль, пока в нём горела жажда мести. Но когда эта роль потеряла смысл, он уходит из разбойничьей среды. Дубровский честен, благороден, великодушен. Эти качества несовместимы с разбоем, бунтом и грабежами.

Главная мысль А. С. Пушкина состоит в том, что не может честный и благородный дворянин быть на стороне бунтующих крестьян. Понятия дворянской чести несовместимы с разбоем.

Что представляет собой роман «Капитанская дочка» по своей форме?   МЕМУАРЫ,  -ов;  мн.  [франц. mémoires - воспоминания]. Записи людей о событиях прошлого, которые они наблюдали или в которых участвовали; литературное произведение в форме личных воспоминаний о событиях прошлого.    -ая, -ое.  М-ые записи.   М-ые заметки.   М-ая литература. Расскажите о жизни Петруши Гринёва до службы в армии. Какое произведение, изученное нами ранее, напоминают нам эти строки?  Ирония   — отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается. Приведите примеры иронического изображения в первой главе.

Что представляет собой роман «Капитанская дочка» по своей форме?

МЕМУАРЫ,  -ов;  мн.  [франц. mémoires - воспоминания]. Записи людей о событиях прошлого, которые они наблюдали или в которых участвовали; литературное произведение в форме личных воспоминаний о событиях прошлого.   -ая, -ое.  М-ые записи.   М-ые заметки.   М-ая литература.

Расскажите о жизни Петруши Гринёва до службы в армии.

Какое произведение, изученное нами ранее, напоминают нам эти строки?

Ирония   — отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.

Приведите примеры иронического изображения в первой главе.

ФИЗМИНУТКА Раз - подняться, потянуться,  Два - нагнуть, разогнуться,  Три - в ладоши, три хлопка,  Головою три кивка.  На четыре - руки шире,  Пять - руками помахать,  Шесть - на место тихо сесть. Физкультурная разминка «Идет солдат по городу». Ведущая - Перышкова Наталья. - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

ФИЗМИНУТКА

  • Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
  • Физкультурная разминка «Идет солдат по городу». Ведущая - Перышкова Наталья. - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
 «Урок» месье Бопре, «достижения» в учёбе , «успехи в службе» - сцена на постоялом дворе.   — Почему, несмотря на столь отрицательные явления, детство Петруши описывается с такой добротой и юмором?   —  С какого момента судьба Петруши переменилась?   Как жил русский дворянин во время правления Екатерины II (typical-moscow.ru)

«Урок» месье Бопре, «достижения» в учёбе , «успехи в службе» - сцена на постоялом дворе.

— Почему, несмотря на столь отрицательные явления, детство Петруши описывается с такой добротой и юмором?

—  С какого момента судьба Петруши переменилась?

Как жил русский дворянин во время правления Екатерины II (typical-moscow.ru)

 Эпиграф к роману: «Береги честь смолоду» Эпиграф к 1 главе: — Был бы гвардии он завтра ж капитан. — Того не надобно; пусть в армии послужит. — Изрядно сказано! пускай его потужит……. ……………………………… Да кто его отец?                                          (Княжнин.)

Эпиграф к роману: «Береги честь смолоду»

Эпиграф к 1 главе:

— Был бы гвардии он завтра ж капитан.

— Того не надобно; пусть в армии послужит.

— Изрядно сказано! пускай его потужит…….

……………………………… Да кто его отец?                                        

(Княжнин.)

Эпиграф к роману: «Береги честь смолоду» Историческая справка:  Бурхард Христофор Миних (1683–1767), полководец, политический деятель. В 1741 г. сослан императрицей Елизаветой Петровной в Сибирь. Возвращён из ссылки Петром Третьим, которому остался верен во время дворцового переворота 1762 г., возведшего на престол Екатерину Вторую.    Как вы понимаете пословицу: “Береги честь смолоду”? Где в первой главе она звучит?

Эпиграф к роману: «Береги честь смолоду»

Историческая справка:

Бурхард Христофор Миних (1683–1767), полководец, политический деятель. В 1741 г. сослан императрицей Елизаветой Петровной в Сибирь. Возвращён из ссылки Петром Третьим, которому остался верен во время дворцового переворота 1762 г., возведшего на престол Екатерину Вторую.

Как вы понимаете пословицу: “Береги честь смолоду”?

Где в первой главе она звучит?

  В романе «Капитанская дочка» главным вопросом будет вопрос чести и её сохранения    Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:   1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы.  Дело чести, долг чести.   2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя.  Честь семьи, честь мундира.   3. Целомудрие, непорочность.  Девичья честь .   4. Почёт, уважение.  Воздать честь .

В романе «Капитанская дочка» главным вопросом будет вопрос чести и её сохранения

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы.  Дело чести, долг чести.

2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя.  Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность.  Девичья честь .

4. Почёт, уважение.  Воздать честь .

  В романе «Капитанская дочка» главным вопросом будет вопрос чести и её сохранения    «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:   1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.  2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.  3. Высокое звание, чин.  4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.  5. Оказание почтения, почёта.

В романе «Капитанская дочка» главным вопросом будет вопрос чести и её сохранения

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть. 2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. 3. Высокое звание, чин. 4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства. 5. Оказание почтения, почёта.

  В романе «Капитанская дочка» главным вопросом будет вопрос чести и её сохранения    В каких значениях понимает Петруша слово “честь” в начале романа?   Какими примерами из первой главы можно это подтвердить? Такое понятие, как честь, Петруша Гринёв воспринимает поверхностно, оно ещё у него не сформировано.

В романе «Капитанская дочка» главным вопросом будет вопрос чести и её сохранения

В каких значениях понимает Петруша слово “честь” в начале романа? Какими примерами из первой главы можно это подтвердить?

Такое понятие, как честь, Петруша Гринёв воспринимает поверхностно, оно ещё у него не сформировано.

  В романе «Капитанская дочка» главным вопросом будет вопрос чести и её сохранения    Можно ли уже в первой главе увидеть признаки того, что это не является нравственной основой его характера, что по своей натуре он добрый и сердечный человек? Приведите примеры из текста.   Почему же Петруша так груб и своеволен на постоялом дворе, ведь раньше такого за ним не водилось? Найдите ответ в тексте.   Какая главная нравственная проблема поднята Пушкиным в романе «Капитанская дочка»? Сколько голосов звучит в повествовании?

В романе «Капитанская дочка» главным вопросом будет вопрос чести и её сохранения

Можно ли уже в первой главе увидеть признаки того, что это не является нравственной основой его характера, что по своей натуре он добрый и сердечный человек? Приведите примеры из текста.

Почему же Петруша так груб и своеволен на постоялом дворе, ведь раньше такого за ним не водилось? Найдите ответ в тексте.

Какая главная нравственная проблема поднята Пушкиным в романе «Капитанская дочка»?

Сколько голосов звучит в повествовании?

 Тест по 1 главе романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»     1. Определите жанр произведения 2. Кто автор этого произведения? 3. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица: 4. Как звали отца Гринёва? 5.Как звали мать Гринёва? 6. Как зовут учителя-француза, обучавшего Петра Гринева? 7. Учителя-француза выписали 8. Как зовут верного слугу Петра Гринева?  9. В какой полк был записан Петр Гринев еще до своего рождения?  10. Кем по профессии был на самом деле учитель Петра Гринева?

Тест по 1 главе романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  

1. Определите жанр произведения

2. Кто автор этого произведения?

3. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:

4. Как звали отца Гринёва?

5.Как звали мать Гринёва?

6. Как зовут учителя-француза, обучавшего Петра Гринева?

7. Учителя-француза выписали

8. Как зовут верного слугу Петра Гринева? 

9. В какой полк был записан Петр Гринев еще до своего рождения? 

10. Кем по профессии был на самом деле учитель Петра Гринева?

 Тест по 1 главе романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»     11. Батюшка Андрей Петрович вошёл на урок… 12. Из какого предмета, необходимого для учения, Петруша Гринёв соорудил летающего змея? 13. Отец отправляет Петрушу на службу, когда ему идет 14. Кому принадлежат слова: «Береги платье снову, а честь смолоду»? 15. Петруша едет служить 16. Петруша остановился в Симбирске 17. Как звали старого товарища отца, который направляет Гринева в Белогорскую крепость? 18. Иван Иванович Зурин служил… 19. В какую игру играют Зурин и Гринев при первой встрече? 20. Сколько денег Петр Гринев проиграл ротмистру Зурину?  

Тест по 1 главе романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  

11. Батюшка Андрей Петрович вошёл на урок…

12. Из какого предмета, необходимого для учения, Петруша Гринёв соорудил летающего змея?

13. Отец отправляет Петрушу на службу, когда ему идет

14. Кому принадлежат слова: «Береги платье снову, а честь смолоду»?

15. Петруша едет служить

16. Петруша остановился в Симбирске

17. Как звали старого товарища отца, который направляет Гринева в Белогорскую крепость?

18. Иван Иванович Зурин служил…

19. В какую игру играют Зурин и Гринев при первой встрече?

20. Сколько денег Петр Гринев проиграл ротмистру Зурину?

 

Домашнее задание    1. Дочитать роман до конца.  2. Задание по вариантам: 1-й вариант — проанализировать поведение и поступки Гринёва  2-й вариант — проанализировать поведение и поступки Швабрина ПЛАН:  — отношение к семье Мироновых;  — поведение на поединке;  — поведение во время захвата Белогорской крепости пугачёвцами;  — отношение к Маше Мироновой;  — поведение c Пугачёвым.

Домашнее задание

1. Дочитать роман до конца. 2. Задание по вариантам:

1-й вариант — проанализировать поведение и поступки Гринёва 2-й вариант — проанализировать поведение и поступки Швабрина

ПЛАН: — отношение к семье Мироновых; — поведение на поединке; — поведение во время захвата Белогорской крепости пугачёвцами; — отношение к Маше Мироновой; — поведение c Пугачёвым.

Домашнее задание   Индивидуальные задания   1. Рассказать о жизни Гринёва в Белогорской крепости и о том, какова была сама крепость, как проходила служба, кто в крепости был подлинным хозяином.   2. Сравнить эпизод дарения заячьего тулупчика и эпизод уплаты долга за проигрыш. Что общего и в чём различие?

Домашнее задание

Индивидуальные задания

1. Рассказать о жизни Гринёва в Белогорской крепости и о том, какова была сама крепость, как проходила служба, кто в крепости был подлинным хозяином.

2. Сравнить эпизод дарения заячьего тулупчика и эпизод уплаты долга за проигрыш. Что общего и в чём различие?

РЕФЛЕКСИЯ 1. На уроке я работал (активно/ пассивно) 2. Своей работой на уроке я (доволен/ недоволен) 3. Урок для меня показался (коротким / длинным) 4. За урок я (не устал/ устал) 5. Мое настроение (стало лучше/ стало хуже) 6. Материал урока мне был (полезен/ бесполезен; интересен/ скучен) 7. Домашнее задание мне кажется (легким/ трудным; интересным/ неинтересным)

РЕФЛЕКСИЯ

1. На уроке я работал (активно/ пассивно)

2. Своей работой на уроке я (доволен/ недоволен)

3. Урок для меня показался (коротким / длинным)

4. За урок я (не устал/ устал)

5. Мое настроение (стало лучше/ стало хуже)

6. Материал урока мне был (полезен/ бесполезен; интересен/ скучен)

7. Домашнее задание мне кажется (легким/ трудным; интересным/ неинтересным)