Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему «Уроки выживания» (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11
- Урок литературы в 5 классе на тему «Уроки выживания» (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)
- Автор: Пономарева Е. В.
Задание 1. Прочитайте текст №1 . На основе отрывка из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» составьте инструкцию «Как разжечь костёр ». Читательское умение: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
- Текст №1
- «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.
- Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров.
- Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
- (В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»)
Инструкция «Как разжечь костёр» по рассказу «Васюткино озеро»
- Обломать нижние сухие ветки у дерева.
- Сорвать пучок сухого мха-бородача.
- Искрошить мелко сучки деревьев.
- Сложить всё в кучку и поджечь ветки.
- Не оставлять огонь без присмотра.
Задание 2. Рассмотрите инструкцию по разведению костра (текст №2) . Соотнесите информацию из инструкции (текст №2) с текстом №1, определите тип костра, который развёл Васютка и его предназначение. Текст № 2
Задание 2. Рассмотрите инструкцию по разведению костра (текст №2) . Соотнесите информацию из инструкции (текст №2) с текстом №1, определите тип костра, который развёл Васютка и его предназначение.
- Читательское умение: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.
- Ответ : Васютка развёл жаровой костёр для приготовления пищи.
Задание 3. Как вы понимаете фразу: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Дайте развёрнутый ответ.
- Читательские умения: высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.
- Ответ: Тайга – суровое место, выжить в ней может только человек сильный, имеющий железную волю, умеющий преодолевать трудности. Она не прощает ошибок и излишней самоуверенности.
Задание 4. Соотнесите содержание 1 и 2 текста и запишите , всё ли Васютка сделал так, как сказано в инструкции (текст №2). Если нет, то укажите, какие пункты из инструкции мальчик не выполнил.
- Читательские умения: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом, обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
- Ответ:
- В тексте не сказано, была ли поляна, на которой Васютка развёл костёр, защищена от ветра.
- Васютка не очистил место от сухой травы и не обложил его камнями.
Задание 5. Какими практическими умениями обладал герой рассказа?
- Читательские умения: понимать фактологическую информацию, находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
- Ответ:
- Развести огонь.
- Запастись дровами.
- Подстрелить, разделать и запечь птицу.
Задание 6. Какими личными качествами обладал Васютка? Аргументируйте свой ответ, приведя примеры из текста.
- Читательские умения: понимать смысловую структуру текста, понимать чувства, мотивы, характеры героя, высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
- Ответ: Порой Васютке хотелось плакать от отчаяния и страха: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать», - но герой смог перебороть себя, вспомнив слова отца и деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!». Он понимал, что помощи ждать неоткуда, поэтому рассчитывал только на свои силы, «не щадя рук наломал сучьев», разжёг костер, приготовил еду.
Задание 7. Если бы Васютке нужно было вскипятить воду, то какой тип костра он бы развёл?
- Читательские умения: определять место, где содержится искомая информация.
- Ответ : пламенный.
Проверочная работа по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
- 1. Назовите жанр произведения «Васюткино озеро» (1 балл)
- 2. Что взял с собой Васютка, отправившись в лес? (1 балл)
- 3. Объясните значение слова «затесь» (2 балла)
- 4. Когда Васютка заблудился в тайге, какие слова отца и деда он вспомнил? (2 балла)
- 5. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Какие уроки для выживания в таёжном лесу вы для себя взяли?» (4 балла)
Проверочная работа по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Ответы:
Критерии оценивания:
1. Рассказ.
2. Хлеб, спички, патроны, ружьё.
3. Затесь - стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом.
4. «Тайга, кормилица наша, хлипких не любит».
5. Не падать духом, не паниковать, быть наблюдательным, умение развести костёр, приготовить еду, устроить ночлег и т.д.
- 1. Рассказ. 2. Хлеб, спички, патроны, ружьё. 3. Затесь - стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом. 4. «Тайга, кормилица наша, хлипких не любит». 5. Не падать духом, не паниковать, быть наблюдательным, умение развести костёр, приготовить еду, устроить ночлег и т.д.
- 1. Рассказ. 2. Хлеб, спички, патроны, ружьё. 3. Затесь - стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом. 4. «Тайга, кормилица наша, хлипких не любит». 5. Не падать духом, не паниковать, быть наблюдательным, умение развести костёр, приготовить еду, устроить ночлег и т.д.
Баллы
Оценка
10 - 9
5
8 - 7
4
6 - 4
3
«Спасение Васютки – чудо или закономерность?»
- 1.Что помогло Васютке выжить в тайге?
- 2. Чему вы научились у Васютки?
- 3. Пригодятся ли вам эти знания и умения в будущем? В какой ситуации?
- 1.Читательские умения: устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями, высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу.
- 2. Читательские умения: устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями, высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу.
- 3. Читательские умения: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.
Домашнее задание:
- Письменно дать развёрнутый ответ на вопрос:
- Какие уроки для выживания в таежном лесу вы для себя взяли? Обоснуйте свою точку зрения.