СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Проблема нравственного выбора в художественных произведениях 20 века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понять смысл определения «нравственный выбор», постичь мотивы и оценить последствия поступков героев произведений В.Астафьева «Конь с розовой гривой», В.Распутина «Уроки французского», Б.Тендряков «Хлеб для  собаки»  ,»Ночь исцеления» Екимов Б.П.» с позиции нравственного выбора

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 8 классе "Проблема нравственного выбора в художественных произведениях 20 века"»

 Проблема  нравственного выбора в художественных произведениях 20 века    составил учитель  русского языка и литературы  МКОУ «СОШ с.Псыншоко»  Тхакахова Ф.Х.
  • Проблема нравственного выбора в художественных произведениях 20 века составил учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ с.Псыншоко» Тхакахова Ф.Х.
 Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Кто решал судьбу бабочки? Был ли ученик свободен в своем выборе? Как вы думаете, что ответил Мастер ученику? « Все в твоих руках »

Кто решал судьбу бабочки?

Был ли ученик свободен в своем выборе?

Как вы думаете, что ответил Мастер ученику?

« Все в твоих руках »

Основное правило человеческой жизни, то, что определяет поступки человека, его будущее занятие –это …..
  • Основное правило человеческой жизни, то, что определяет поступки человека, его будущее занятие –это …..
НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР Нравственность - добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали .  ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР

Нравственность - добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали .

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Добро-… Сострадание, милосердие - .. Честность – … Верность – … Уважение к старшим –… Трудолюбие –… Терпение – … Справедливость – …

Добро-…

Сострадание, милосердие - ..

Честность – …

Верность – …

Уважение к старшим –…

Трудолюбие –…

Терпение – …

Справедливость – …

НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР- выбор, направленный во благо другого человека.

НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР-

выбор, направленный во благо другого человека.

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.  В.П. Астафьев. 1924 - 2001

Сколько лет прошло!

Сколько событий минуло!

А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

В.П. Астафьев.

1924 - 2001

Как жилось в деревне? Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его?
  • Как жилось в деревне?
  • Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
  • Какие испытания ожидали его?
Почему герой рассказа начал играть в «чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? Почему Вадик и Птаха избили его? Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.
  • Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
  • Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
  • Почему Вадик и Птаха избили его?
  • Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.
Какими чертами обладала Лидия Михайловна? Приведите цитаты из текста. Что бы вы выбрали: иметь деньги, но не иметь друзей или иметь друзей, но при этом мало денег? Почему? Хотели бы вы помочь герою, как помогла ему Лидия Михайловна? Поразмышляем…
  • Какими чертами обладала Лидия Михайловна? Приведите цитаты из текста.
  • Что бы вы выбрали: иметь деньги, но не иметь друзей или иметь друзей, но при этом мало денег? Почему?
  • Хотели бы вы помочь герою, как помогла ему Лидия Михайловна?
  • Поразмышляем…

Какие уроки вы извлекли из рассказа?

Какие уроки вы извлекли из рассказа?

Стремись  творить добро        Размышление по рассказу  Б. Екимова  «Ночь исцеления.»

Стремись

творить добро

Размышление по рассказу

Б. Екимова

«Ночь исцеления.»

Почему Гриша отказался от первого способа лечения? Расскажите, какой способ лечения придумал Гриша? Почему он плакал? О чем говорят его слезы? Какое ключевое слово повторяется во время описания ночи исцеления? Что символизирует оно? Перед каким выбором он оказался в конце рассказа? Где еще мы видим взросление Гриши, его ответственность за судьбу бабы Дуни ? : А что вы можете сказать о Грише? Чем он отличается от детей бабы Дуни?
  • Почему Гриша отказался от первого способа лечения? Расскажите, какой способ лечения придумал Гриша?
  • Почему он плакал? О чем говорят его слезы?
  • Какое ключевое слово повторяется во время описания ночи исцеления? Что символизирует оно?
  • Перед каким выбором он оказался в конце рассказа? Где еще мы видим взросление Гриши, его ответственность за судьбу бабы Дуни ?
  • : А что вы можете сказать о Грише? Чем он отличается от детей бабы Дуни?

Как важно вовремя успеть Сказать кому-то слово доброе, Что б от волненья сердце дрогнуло! Ведь все порушить может смерть. Как важно вовремя успеть Похлопотать или поздравить, Плечо надежное подставить! И знать, что будет так и впредь. Но забываем мы подчас Исполнить чью-то просьбу вовремя, Не замечая, как обида кровная Незримо отчуждает нас. И запоздалая вина Потом терзает наши души. Всего-то надо – научиться слушать Того, чья жизнь обнажена.

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Что б от волненья сердце дрогнуло!

Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает наши души.

Всего-то надо – научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (выбрать 1 или 2) 1. Напишите сочинение-рассуждение по высказыванию: «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…»
  • ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (выбрать 1 или 2)

1. Напишите сочинение-рассуждение по высказыванию:

«Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя