- Проблема нравственного выбора в художественных произведениях 20 века составил учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ с.Псыншоко» Тхакахова Ф.Х.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Кто решал судьбу бабочки?
Был ли ученик свободен в своем выборе?
Как вы думаете, что ответил Мастер ученику?
« Все в твоих руках »
- Основное правило человеческой жизни, то, что определяет поступки человека, его будущее занятие –это …..
НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
Нравственность - добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали .
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Добро-…
Сострадание, милосердие - ..
Честность – …
Верность – …
Уважение к старшим –…
Трудолюбие –…
Терпение – …
Справедливость – …
НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР-
выбор, направленный во благо другого человека.
Сколько лет прошло!
Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
1924 - 2001
- Как жилось в деревне?
- Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
- Какие испытания ожидали его?
- Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
- Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
- Почему Вадик и Птаха избили его?
- Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.
- Какими чертами обладала Лидия Михайловна? Приведите цитаты из текста.
- Что бы вы выбрали: иметь деньги, но не иметь друзей или иметь друзей, но при этом мало денег? Почему?
- Хотели бы вы помочь герою, как помогла ему Лидия Михайловна?
Какие уроки вы извлекли из рассказа?
Стремись
творить добро
Размышление по рассказу
Б. Екимова
«Ночь исцеления.»
- Почему Гриша отказался от первого способа лечения? Расскажите, какой способ лечения придумал Гриша?
- Почему он плакал? О чем говорят его слезы?
- Какое ключевое слово повторяется во время описания ночи исцеления? Что символизирует оно?
- Перед каким выбором он оказался в конце рассказа? Где еще мы видим взросление Гриши, его ответственность за судьбу бабы Дуни ?
- : А что вы можете сказать о Грише? Чем он отличается от детей бабы Дуни?
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Что б от волненья сердце дрогнуло!
Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо – научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (выбрать 1 или 2)
1. Напишите сочинение-рассуждение по высказыванию:
«Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…»