Предлоги производные и непроизводные
Вспомним: Предлог - это... Предлоги выражают... Предлоги бывают...
Проверка:
Предлог - это служебная часть речи.
Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.
Предлоги выражают зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.
Предлоги выражают различные отношения (временные, целевые, причинные, пространственные).
Карточка №1
Земля благодаря обилию снега пропиталась влагой до глубины.
Цветы, родившиеся ночью, заголубели на заре.
Тайга загляделась в окошко, метель шелестит по стене, играет в Сибири гармошка, поет о родной стороне.
Задание.
1.Прочитайте предложения, выпишите предлоги.
2. Как пишутся предлоги с другими частями речи?(устно)
3.Запишите выделенное предложение, заключите в треугольник предлоги, подчеркните орфограмму «Пробел».
Тема и цели урока
Земля благодаря обилию снега пропиталась влагой до глубины.
1.В предложении укажите предлог, который перешел из разряда самостоятельных частей речи.
2.Определим падеж рядом стоящего с производным предлогом существительного
Тема и цели урока
Проверка:
1.Предлог благодаря образован путем перехода самостоятельной части речи в служебную.
2.Дательный падеж.
Запомни: производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор употребляются только с Дательным падежом.
Тема и цели урока
Он ушел, благодаря меня.
-Какой частью речи является слово «благодаря» в данном предложении?
-Как можно назвать предлоги, если они образованы путем перехода одних частей речи в другие: производными или непроизводными ?
-Какой ещё предлог вы выделили в этом предложении?
- Как можно назвать предлоги, если они не образованы от других частей речи?
Тема и цели урока
Задание. Назовите непроизводные предлоги в предложениях
Земля благодаря обилию снега пропиталась влагой до глубины.
Цветы, родившиеся ночью, заголубели на заре.
Тайга загляделась в окошко, метель шелестит по стене, играет в Сибири гармошка, поет о родной стороне.
Тема и цели урока
Проверка:
предлоги в, по, о, на, до.
Тема и цели урока
Предлоги разделили на производные и непроизводные, поэтому
тема урока: «Производные и непроизводные предлоги».
Цель:
Познакомиться с производными и непроизводными предлогами
Учиться различать производные и непроизводные предлоги
Правильно использовать производные и непроизводные предлоги в речи
Изучение нового материала
1. Работа с учебником. Стр.138.Изучите материал о производных предлогах.
2. Карточка №2 . Задание: Прочитайте предложения, найдите производные предлоги и скажите, от какой части речи они образованы?
1) В течение недели мы подготовили материалы для доклада.
2) Вопреки предсказаниям погода была хорошая.
3) Благодаря вмешательству врача ребенок был спасен.
Изучение нового материала. Проверка:
В первом предложении предлог в течение образован из сочетания существительного течение и предлога в .
Во втором предложении предлог вопреки образован от наречия вопреки.
В третьем предложении предлог благодаря образован от деепричастия благодаря .
Изучение нового материала. Подумай!
Что меняется в словах при переходе существительных, наречий, деепричастий в предлог?
Изучение нового материала. Проверка:
Изменились морфологические признаки, отсутствует лексическое значение.
Изучение нового материала. Подумай!
Прочитайте предложения и скажите, с существительными в каких падежах используются производные предлоги?
1) В течение недели мы подготовили материалы для доклада.
2) Вопреки предсказаниям погода была хорошая.
3) Благодаря вмешательству врача ребенок был спасен.
Изучение нового материала. Проверка
Предлоги используются с существительными в родительном, дательном, предложном падежах.
Изучение нового материала
1. Работа с учебником. Стр. 139.Прочитайте материал о непроизводных предлогах.
2. Прочитайте предложение. Укажите непроизводный предлог. Какое отношение он выражает(временное, целевое, причинное, пространственное)?
В то же мгновенье мышь юркнула в щель под порогом.
Изучение нового материала
-Чем непроизводные предлоги отличаются от производных?
Непроизводные предлоги не образованы от самостоятельных частей речи.
Физкультминутка
Закрепление изученного материал а
1.Распределительный диктант.
Задание. Распределите предлоги на две группы производные и непроизводные. Запишите в тетрадь.
Перед, благодаря, для, при, наперекор, вокруг, в течение, над, в продолжение, через.
Закрепление изученного материала. Проверка:
Производные:
благодаря
наперекор
вокруг
в течение
в продолжение
Непроизводные:
перед
для
при
над
через
Закрепление изученного материала
Карточка.
Прочитайте предложения.
Мы шли по д…лине в течение целого дня.
(Не)ле…ко отыскать оши…ки в следстви... – существительное на –ие – 2 скл., п.п.
Вследствие сн..гопада мы задержались в пути.
Вопреки предск…заниям ст…рожилов погода про…снилась.
Задания .
1.Определите с какими падежами употребляются производные предлоги и непроизводные предлоги?
2. Назовите и обозначьте орфограммы.
3.Из какой части речи образованы производные предлоги?
Итог урока
Задание. Составить кластер на тему «Предлог»
Термины для использования:
Простые, составные
Производные, непроизводные
Наречие, деепричастие,
существительное
с предлогом
Рефлексия
Поднимите карточку того цвета, который соответствует Вашим знаниям, полученным на уроке.
Красная карточка – в этой теме для меня осталось много непонятного.
Голубая карточка – в этой теме некоторые вопросы я не понял.
Зеленая карточка – эту тему я понял очень хорошо.
Выставление отметок за работу на уроке
Благодарю!