Формула удачи:
улыбка + настроение + вера в себя
= результат.
Значение слова обособление
Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно.
В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).
Обособление – это смысловое и
интонационное выделение .
Тема урока
«Обособленные члены предложения. Обособленные определения»
учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский
Функции обособления
- уточняют высказываемую мысль;
- конкретизируют описание действия;
- дают более углубленную характеристику
лицу или предмету;
- вносят в предложение экспрессивную
окраску.
Памятка
- выясните, чем выражено определяемое слово и определение;
- распространено ли определение;
- какое место занимает определение по отношению к определяемому слову;
- каково значение определения
Вывод
Обособляются и выделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если выражены причастным оборотом или прилагательным с зависимыми от него словами и стоят после определяемого слова
Вывод
Обособляются и выделяются на письме запятыми
одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение
Вывод
Обособляются и выделяются на письме запятыми
одиночные согласованные определения, если несут в себе значительную смысловую нагрузку (когда…) или имеют уточняющее значение
Вывод
Обособляются и выделяются на письме запятыми
одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению независимо от места; стоят перед определяемым словом и при этом имеют добавочное обстоятельственное значение (будучи…)
Прочитайте предложения, выскажите свое мнение о правильности или неправильности постановки запятых.
- Бабочки, привлечённые светом, кружились около фонаря.
- Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.
- Уставший от волнения, я крепко уснул.
- Молодой и счастливый, бродил он всю ночь по незнакомому городу.
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ПРАВИЛОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
Пунктуационное правило на обособление определений
Предложения
1. Два и более одиночных согласованных определения, стоящие после определяемого слова
А. Была ненастная погода, хмурая.
2. Относится к личному местоимению
Б. На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок.
3. Одиночное согласованное определение, несущее уточняющее значение
В. Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет.
4. Стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение
Г. Мы, квалифицированные врачи, обязаны помогать людям.
5. Выражено причастным оборотом, стоящим после определяемого слова
Д. Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1
Б
2
Г
3
А
4
Д
5
В
Записать предложения, вставляя определения и расставляя знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.
1) Холодный ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал снег (резкий и порывистый). 2) Ночь длинною кажется (вьюжная, морозная). 3) На лес вдруг упадут сырые снегопады (озябший и нагой).
СДЕЛАЙТЕ ОБОСОБЛЕННЫМИ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НЕОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре.
2. Всё покрыто слоем недавно выпавшего снега.
3. Я смотрел на залитый лунным светом пруд.
Обособленные распространенные определения сделайте необособленными
1. На песчаном дне были видны дорожки, проложенные улитками.
2. В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой.
3. В железной печи близ закрытой двери, мерцающей толстым инеем, давно погас огонь.
Выпишите предложения с обособленными определениями
1) Предложения с обособленными определениями, стоящими после определяемого слова.
2) Предложения с обособленными определениями, относящимися к личному местоимению.
3) Предложения с обособленными определениями, имеющими дополнительные обстоятельственные значения.
4) Предложения с обособленными определениями, оторванными от определяемого слова.
РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
1. Лес зелёный кругом молодой и росистый.
2. Солнцем мартовским пригретый тает старый снег.
3.Измученные грязные мокрые мы достигли берега.
4.Павел голодный и прозябший возвращался в сумерках в усадьбу.
5. Тайга стояла безмолвная и полная тайны.
Проверь себя
1) Предложение с обособленными определениями, стоящими после определяемого слова.(4)
2) Предложения с обособленными определениями, относящимися к личному местоимению.(3)
3) Предложения с обособленными определениями, имеющими дополнительные обстоятельственные значения.(2)
4) Предложения с обособленными определениями, оторванными от определяемого слова.(1)
РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
1.Лес зелёный кругом, молодой и росистый.
2. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег.
3.Измученные, грязные, мокрые, мы достигли берега.
4.Павел, голодный и прозябший, возвращался в сумерках в усадьбу.
5. Тайга стояла безмолвная и полная тайны.
Контроль
В каком варианте ответа правильно указаны все
цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания?
А. Снежок(1) выпавший ночью (2)и тающий у нас на глазах (3)
делает недалеко расположенный холм(4) ещё более скользким.
Б.И ёлка(1)залитая огнями (2) и озарявшая всё вокруг (3) так и
манила сорвать(4) растущие на ней цветы и плоды.
- 1,2,3,4 2)3,4 3)1,4 4)1,3
В . Измученные дальней дорогой (1) мы увидели небольшую
тропинку (2) протоптанную (3) какими-то животными (4) и
углубились в чащу леса.
1)1,3 2)2,4 3) 1,2,3 4) 1,2,4
Г . На закате солнца облака (1)вытянувшиеся длинными
полосами(2)летели от востока к западу и там загорались,
как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи.
1)1,2,3,4 2)1,3 3) 1,2 4) 2,3,4
1.
1.
1.
1.
2.
2.
2.
2.
3.
3.
3.
3.
4.
4.
4.
4.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
А
1,3
Б
1,3
В
1,2,4
Г
1,2
Домашнее задание (по выбору )
1) Параграф 37, 38
2) Упр. 94
3) Выпишите из повести И. С. Тургенева «Ася» (см. учебник литературы) 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте).
Спасибо за урок!
Молодцы!