СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Обособленные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Обособленные члены предложения"»

Формула удачи:   улыбка + настроение + вера в себя   = результат.

Формула удачи:

улыбка + настроение + вера в себя

= результат.

Значение слова обособление Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно.  В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).  Обособление – это смысловое и интонационное выделение .

Значение слова обособление

Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно.

В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).

Обособление – это смысловое и

интонационное выделение .

Тема урока «Обособленные члены предложения. Обособленные определения»

Тема урока

«Обособленные члены предложения. Обособленные определения»

учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский

учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский

Функции обособления уточняют высказываемую мысль;   конкретизируют описание действия;  дают более углубленную характеристику   лицу или предмету;   вносят в предложение экспрессивную  окраску.

Функции обособления

  • уточняют высказываемую мысль;

  • конкретизируют описание действия;

  • дают более углубленную характеристику

лицу или предмету;

  • вносят в предложение экспрессивную

окраску.

Памятка выясните, чем выражено определяемое слово и определение; распространено ли определение; какое место занимает определение по отношению к определяемому слову; каково значение определения

Памятка

  • выясните, чем выражено определяемое слово и определение;
  • распространено ли определение;
  • какое место занимает определение по отношению к определяемому слову;
  • каково значение определения
Вывод  Обособляются и выделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если выражены причастным оборотом или прилагательным с зависимыми от него словами и стоят после определяемого слова

Вывод

Обособляются и выделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если выражены причастным оборотом или прилагательным с зависимыми от него словами и стоят после определяемого слова

Вывод Обособляются и выделяются на письме запятыми одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение

Вывод

Обособляются и выделяются на письме запятыми

одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение

Вывод  Обособляются и выделяются на письме запятыми одиночные согласованные определения, если несут в себе значительную смысловую нагрузку (когда…) или имеют уточняющее значение

Вывод

Обособляются и выделяются на письме запятыми

одиночные согласованные определения, если несут в себе значительную смысловую нагрузку (когда…) или имеют уточняющее значение

 Вывод Обособляются и выделяются на письме запятыми одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению независимо от места; стоят перед определяемым словом и при этом имеют добавочное обстоятельственное значение (будучи…)

Вывод

Обособляются и выделяются на письме запятыми

одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению независимо от места; стоят перед определяемым словом и при этом имеют добавочное обстоятельственное значение (будучи…)

Прочитайте предложения, выскажите свое мнение о правильности или неправильности постановки запятых. Бабочки, привлечённые светом, кружились около фонаря. Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. Уставший от волнения, я крепко уснул. Молодой и счастливый, бродил он всю ночь по незнакомому городу.

Прочитайте предложения, выскажите свое мнение о правильности или неправильности постановки запятых.

  • Бабочки, привлечённые светом, кружились около фонаря.
  • Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.
  • Уставший от волнения, я крепко уснул.
  • Молодой и счастливый, бродил он всю ночь по незнакомому городу.
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ПРАВИЛОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Пунктуационное правило на обособление определений Предложения 1. Два и более одиночных согласованных определения, стоящие после определяемого слова А. Была ненастная погода, хмурая. 2. Относится к личному местоимению Б. На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок. 3. Одиночное согласованное определение, несущее уточняющее значение В. Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет. 4. Стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение Г. Мы, квалифицированные врачи, обязаны помогать людям. 5. Выражено причастным оборотом, стоящим после определяемого слова Д. Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ПРАВИЛОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Пунктуационное правило на обособление определений

Предложения

1. Два и более одиночных согласованных определения, стоящие после определяемого слова

А. Была ненастная погода, хмурая.

2. Относится к личному местоимению

Б. На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок.

3. Одиночное согласованное определение, несущее уточняющее значение

В. Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет.

4. Стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение

Г. Мы, квалифицированные врачи, обязаны помогать людям.

5. Выражено причастным оборотом, стоящим после определяемого слова

Д. Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.

 ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1 Б 2 Г 3 А 4 Д 5 В

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1

Б

2

Г

3

А

4

Д

5

В

Записать предложения, вставляя определения и расставляя знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.  1) Холодный ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал снег (резкий и порывистый).  2) Ночь длинною кажется (вьюжная, морозная).  3) На лес вдруг упадут сырые снегопады (озябший и нагой).

Записать предложения, вставляя определения и расставляя знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.

1) Холодный ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал снег (резкий и порывистый). 2) Ночь длинною кажется (вьюжная, морозная). 3) На лес вдруг упадут сырые снегопады (озябший и нагой).

СДЕЛАЙТЕ ОБОСОБЛЕННЫМИ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НЕОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1. Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре.  2. Всё покрыто слоем недавно выпавшего снега.  3. Я смотрел на залитый лунным светом пруд.

СДЕЛАЙТЕ ОБОСОБЛЕННЫМИ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НЕОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре.

2. Всё покрыто слоем недавно выпавшего снега.

3. Я смотрел на залитый лунным светом пруд.

Обособленные распространенные определения сделайте необособленными   1. На песчаном дне были видны дорожки, проложенные улитками.  2. В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой.  3. В железной печи близ закрытой двери, мерцающей толстым инеем, давно погас огонь.  

Обособленные распространенные определения сделайте необособленными

1. На песчаном дне были видны дорожки, проложенные улитками.

2. В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой.

3. В железной печи близ закрытой двери, мерцающей толстым инеем, давно погас огонь.

 

Выпишите предложения с обособленными определениями   1) Предложения с обособленными определениями, стоящими после определяемого слова.  2) Предложения с обособленными определениями, относящимися к личному местоимению. 3) Предложения с обособленными определениями, имеющими дополнительные обстоятельственные значения.  4) Предложения с обособленными определениями, оторванными от определяемого слова.  РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ  1. Лес зелёный кругом молодой и росистый. 2. Солнцем мартовским пригретый тает старый снег. 3.Измученные грязные мокрые мы достигли берега. 4.Павел голодный и прозябший возвращался в сумерках в усадьбу. 5. Тайга стояла безмолвная и полная тайны.

Выпишите предложения с обособленными определениями

1) Предложения с обособленными определениями, стоящими после определяемого слова.

2) Предложения с обособленными определениями, относящимися к личному местоимению.

3) Предложения с обособленными определениями, имеющими дополнительные обстоятельственные значения.

4) Предложения с обособленными определениями, оторванными от определяемого слова.

РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

1. Лес зелёный кругом молодой и росистый.

2. Солнцем мартовским пригретый тает старый снег.

3.Измученные грязные мокрые мы достигли берега.

4.Павел голодный и прозябший возвращался в сумерках в усадьбу.

5. Тайга стояла безмолвная и полная тайны.

Проверь себя 1) Предложение с обособленными определениями, стоящими после определяемого слова.(4)  2) Предложения с обособленными определениями, относящимися к личному местоимению.(3) 3) Предложения с обособленными определениями, имеющими дополнительные обстоятельственные значения.(2)  4) Предложения с обособленными определениями, оторванными от определяемого слова.(1)  РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ 1.Лес зелёный кругом, молодой и росистый. 2. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег. 3.Измученные, грязные, мокрые, мы достигли берега. 4.Павел, голодный и прозябший, возвращался в сумерках в усадьбу. 5. Тайга стояла безмолвная и полная тайны.  

Проверь себя

1) Предложение с обособленными определениями, стоящими после определяемого слова.(4)

2) Предложения с обособленными определениями, относящимися к личному местоимению.(3)

3) Предложения с обособленными определениями, имеющими дополнительные обстоятельственные значения.(2)

4) Предложения с обособленными определениями, оторванными от определяемого слова.(1)

РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

1.Лес зелёный кругом, молодой и росистый.

2. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег.

3.Измученные, грязные, мокрые, мы достигли берега.

4.Павел, голодный и прозябший, возвращался в сумерках в усадьбу.

5. Тайга стояла безмолвная и полная тайны.

 

 Контроль   В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания? А. Снежок(1) выпавший ночью (2)и тающий у нас на глазах (3)  делает недалеко расположенный холм(4) ещё более скользким. 1,2,3 2)2,3 3)2,4 4)1,3 Б.И ёлка(1)залитая огнями (2) и озарявшая всё вокруг (3) так и  манила сорвать(4) растущие на ней цветы и плоды. 1,2,3,4 2)3,4 3)1,4 4)1,3 В . Измученные дальней дорогой (1) мы увидели небольшую тропинку (2) протоптанную (3) какими-то животными (4) и углубились в чащу леса. 1)1,3 2)2,4 3) 1,2,3 4) 1,2,4 Г . На закате солнца облака (1)вытянувшиеся длинными полосами(2)летели от востока к западу и там загорались, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи. 1)1,2,3,4 2)1,3 3) 1,2 4) 2,3,4 1. 1. 1. 1. 2. 2. 2. 2. 3. 3. 3. 3. 4. 4. 4. 4.

Контроль

В каком варианте ответа правильно указаны все

цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания?

А. Снежок(1) выпавший ночью (2)и тающий у нас на глазах (3)

делает недалеко расположенный холм(4) ещё более скользким.

  • 1,2,3 2)2,3 3)2,4 4)1,3

Б.И ёлка(1)залитая огнями (2) и озарявшая всё вокруг (3) так и

манила сорвать(4) растущие на ней цветы и плоды.

  • 1,2,3,4 2)3,4 3)1,4 4)1,3

В . Измученные дальней дорогой (1) мы увидели небольшую

тропинку (2) протоптанную (3) какими-то животными (4) и

углубились в чащу леса.

1)1,3 2)2,4 3) 1,2,3 4) 1,2,4

Г . На закате солнца облака (1)вытянувшиеся длинными

полосами(2)летели от востока к западу и там загорались,

как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи.

1)1,2,3,4 2)1,3 3) 1,2 4) 2,3,4

1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

4.

 ПРОВЕРЬ СЕБЯ А  1,3 Б  1,3 В  1,2,4 Г  1,2

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

А

1,3

Б

1,3

В

1,2,4

Г

1,2

Домашнее задание (по выбору )   1) Параграф 37, 38 2) Упр. 94 3) Выпишите из повести И. С. Тургенева «Ася» (см. учебник литературы) 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте).

Домашнее задание (по выбору )

1) Параграф 37, 38

2) Упр. 94

3) Выпишите из повести И. С. Тургенева «Ася» (см. учебник литературы) 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте).

Спасибо за урок! Молодцы!

Спасибо за урок!

Молодцы!