Обществознание, 8 класс
24 урок
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Метелевская средняя общеобразовательная школа
Купинского района Новосибирской области, с. Метелево
(структурное подразделение Березовская основная общеобразовательная школа)
Роль государства
в экономике
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Метелевская средняя общеобразовательная школа
Купинского района Новосибирской области, с. Метелево
(структурное подразделение Березовская основная общеобразовательная школа)
Урок разработан:
учителем обществознания
О.А. Сидоренко
Характеристика методической разработки
- Класс 8
- Тип: урочное занятие
- Форма: групповая работа
- Технология: обучение сотрудничеству
- Методы и приемы: работа в группах, самостоятельная работа, элементы «проблемной ситуации», составление кластера, работа над понятием.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Метелевская средняя общеобразовательная школа
Купинского района Новосибирской области, с. Метелево
(стрк
- Цель урока: узнаем как взаимодействуют между собой государство и рынок; влияет ли государство на рыночную экономику страны; расширим свои представления о экономической культуре.
Задачи урока:
- Узнать почему мы платим налоги. Какие бывают налоги.
- Зачем экономике государство.
- Чему служит государственный бюджет (кто платит за то, что нам даётся обществом бесплатно).
Планируемые результаты
- применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятия налог, государственный бюджет;
-характеризовать роль государства экономике ;
-описывать формы вмешательства государства в рыночные отношения;
-различать прямые и косвенные налоги;
оценивать значение налогов для государства;
-приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов.
- Коммуникативные: научатся высказывать своё мнение, слушать одноклассников; Регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; составлять план действий. Познавательные: анализировать графическую, аудиовизуальную информацию, работать с текстом, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; составлять предложения, применяя определения понятий в соответствии с контекстом;
- Коммуникативные: научатся высказывать своё мнение, слушать одноклассников;
- Регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; составлять план действий.
- Познавательные: анализировать графическую, аудиовизуальную информацию, работать с текстом, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; составлять предложения, применяя определения понятий в соответствии с контекстом;
- появится представление о важности оплаты налогов, возникнет желание ответственно относиться к обязанности гражданина платить налоги.
Пословица
Пословица
«Государство ночной сторож рынка» Адам Смит
-Как вы понимаете
смысл этого
выражения?
-О чём пойдет
речь на уроке?
Понятия, термины, глоссарий
- доход;
- налог;
- прямые налоги; косвенные налоги; бюджет;
- государственный бюджет;
- доходная часть;
- расходная часть;
- государственный внешний долг;
- внутренний долг;
- дефицит бюджета;
- профицит;
- облигация
Изучение нового материала
- Роль государства в экономике.
- Экономические цели и функции государства.
- Государственный бюджет.
- Налоги, уплачиваемые гражданами
, Как государство может справиться с дефицитом госбюджета? 5-я группа . Экономическая культура Задание: Анализ текста по вопросам, составить план, нарисовать комиксы, как можно и нельзя вести себя в экономической сфере. " width="640"
- Работа в группах.
- 1-я группа. Зачем экономике государство
Задание: составить кластер
- 2-я группа. Налоговая система
Задание: выяснить, что такое налог, какие бывают налоги, сравнить прямой и косвенный налоги.
- 3-я группа. Государственный бюджет
Задание: проанализировать схему, сравнить государственный и семейный бюджет.
- 4-я группа. Работа с учебником
Задание: Используя дополнительную информацию, ответьте на вопрос: в каком соотношении между собой могут находиться доходы и расходы. Представьте данную информацию в виде математического выражения со знаками ,
- Как государство может справиться с дефицитом госбюджета?
5-я группа . Экономическая культура
Задание: Анализ текста по вопросам, составить план, нарисовать комиксы, как можно и нельзя вести себя в экономической сфере.
1. Роль государства в экономике (кластер)
2.Налоги, уплачиваемые гражданами
Налоги, уплачиваемые гражданами
Что является главным источником средств для государства?
Почему необходимо платить налоги?
Какие налоги платят граждане?
Чем прямой налог отличается от косвенного?
Как влияет снижение или увеличение налогов на различные стороны жизни общества? Подумайте: как повлияет на развитие рыночных отношений в российской экономике снижение налогов на доходы граждан и фирм?
Р бюджетный профицит ; Д бюджетный дефицит " width="640"
3. 4. Государственный бюджет
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
- основной финансовый план государства на год;
- утверждается Государственной думой РФ;
- имеет силу Закона;
- содержит роспись денежных доходов и расходов государства (субъекта РФ)
I стадия
- Правительство РФ составляет проект бюджета ;
II стадия
- ГД и СФ РФ рассматривают проект бюджета ;
III стадия
- утверждение бюджета, принятие Закона о бюджете Федеральным собранием РФ, подписание Президентом РФ ;
IV стадия
- исполнение бюджета органами исполнительной власти ;
V стадия
- Составление отчёта об исполнении бюджета и его утверждение
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
Окружные бюджеты автономных округов
Бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга
Местные бюджеты
Краевые, областные бюджеты
Бюджет республик в составе РФ
Федеральный бюджет
ЧАСТИ БЮДЖЕТА
ДОХОДНАЯ
РАСХОДНАЯ
- налоги с физических и юридических лиц;
- займы;
- эмиссия денег
- на содержание государствен. аппарата;
- военные расходы;
- на социальную сферу;
- финансирование отраслей хозяйства, предприятий;
- субсидии, кредиты другим странам;
- выплаты по государственному долгу
Д Р бюджетный профицит ;
Д бюджетный дефицит
Сравнительная таблица «Государственный и семейный бюджеты»
Сравнительные вопросы
Государственный бюджет
Что это такое по сути?
Семейный бюджет
Это документ о доходах и расходах государства
Кто создает?
Правительство предлагает, а Государственная Дума утверждает
Это договоренность, смета о том, как расходовать доходы
Каков срок действия?
Семейный совет обсуждает необходимые нужды
Один раз в год
Как пополняется бюджет?
Налоги, эмиссия денег, доход госпредприятий
Не устанавливает
Заработная плата, пенсия, пособие, стипендия
Государственный бюджет
5. Экономическая культура
Экономическая культура – это совокупность соц.-экономич. норм и ценностей, которые регулируют экономич. поведение.
Осн. особенности экономич. культуры :
1) включает те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее важное (положительное или отрицательное) влияние.
2) каналы, через которые регулируется взаимодействие экономич. сознания и экономич. мышления.
3) ориентация на управление экономич. поведением людей.
Структура экономич. культуры выделяе т :
1. Соц. экономич. нормы (правила поведения в экономике) – формальные и неформальные правила, регламентирующие экономич. деятельность. Могут возникать как модели массового поведения и как модели установления законов государства.
2. Соц. экономич. ценности :
1 ур. ценности микроуровня – все, что ценно для человека в быту, в повседневной жизни (жилье, одежда, продукты)
2 ур. ценности организационного уровн я – все, что человеку нужно для работы (отношения в коллективе, с начальством)
3 ур. ценности макроуровня (для страны)
3. Соц. экономич. знания – состоят из экономич. сознания (теоритич. научные знания) и экономич. мышления (практические знания, полученные в результате хозяйственной и экономич. деятельности).
4. Хозяйственные идеологии – упорядоченный взгляд на то, как обществу следует организовывать хозяйственную жизнь
Функции экономич. культуры
1) Трансляционная –происходит передача норм и ценностей от одного поколения другому.
2) Селекционная – связанна с отбором ценностей и норм, адекватных в современных условиях
3) Инновационная –проявляется через внедрение новых норм и ценностей. 1 путь – заимствованный, 2-ой путь – собственное изобретение.
4) Социализирующая – процесс накопления и воспроизводства.
Осн. черты рыночной экономич. культуры:
- высокая степень рациональности
- высокая степень инновационности
- высокая степень правопослушности
- исполнительская дисциплина
- политическая нейтральности
Т. о. экономич. культура представляет собой соц. механизм, характерными чертами которого являются глобальность проявления и функциональная универсальность. Сфера действия этого механизма - от системы норм, правил и образцов поведения индивидуального хозяйствующего субъекта (на микроуровне) до сферы взаимодействия коллективных и даже массовых субъектов (социально-профессиональных групп, страт, классов, обществ) в процессе общественного производства (на макроуровне).
Проверь себя
1. Назови круг экономических проблем, регулируемых любым государством.
2. Какие способы воздействия на экономику может использовать государство?
3. Нужна ли рынку «государственная рука»?
4. Зачем государству необходимы налоги?
5. Какие налоги платят граждане?
6. Каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета?
Рефлексия
Домашнее задание
- 1 вариант: п 23, вопросы,
№ 4, №8 в рабочей тетради
вопросы , №9, №2 в рабочей тетради
или «Государственный бюджет»
Литература
- Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 255 с
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
- Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
- Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
- Иллюстрации из сети Интернет.