ТЕМА: твердый согласный звук [ ж ], БУКВА Жж.
I. Мобилизующая часть урока.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
– Как жужжит шмель?
-Ребята, какие детские игры вы знаете?
-В какую игру играют дети на этой картинке?
жмурки
Вывод: согласный звук [ж] звонкий и всегда твердый.
Игра «Кто внимательный?».
а) Найдите одинаковый звук в словах:
ужи, стрижи, ежи, снежки, снежинка, жук, лыжи.
б) Назовите имя девочки, которое состоит из первых звуков слов, изображенных на предметных картинках.
Жанна
в) Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук [ж] в словах:
Кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ёжик, лиса, мышь, жук, волк, карандаш, крыша, ужи .
согласный
звонкий
твёрдый
парный
На что похожа буква Ж ?
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
Учащиеся печатают букву Ж ж в тетрадях.
Чтение слов в столбиках, с. 25.
Производится слого-звуковой анализ слов.
Выразительное чтение теста, с. 25.
Дети читают текст про себя, подчеркивая слова, в которых встречается буква ж .
Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.
Чтение пословиц, с. 24.
Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.
Дети рассматривают иллюстрацию на с. 24..
Вопросы:
– К какой сказке эта иллюстрация?
– Кто изображен на картинке?
– Кто хотел выдать Дюймовочку замуж за своего сына?
– Почему Жук отказался от Дюймовочки?
– Кто автор сказки «Дюймовочка»?
Проводится беседа об изменениях в природе в конце осени.
Дети читают и разбирают рассказ «Первые снежинки», выделяют в словах сочетания жи и ши.
Делается вывод об особенностях произношения и правописания этих сочетаний.
В сочетаниях жи и ши согласные звуки [ж] и [ш] всегда твердые; в произношении сочетаний слышится гласный звук [ы], а пишется [и].
Дети выводят и читают правило:
Дети рассматривают пары слов, напечатанных на доске. Проводится наблюдение и сопоставление ш и ж .
Саша шар шил
сажа жар жил
Вывод: ж и ш являются парными по глухости–звонкости.
III. Итог урока.
Что вы узнали сегодня на уроке?
Что было для вас особенно интересно?
В чём сходство и различие звуков [ж] и [ш]?
Какая орфограмма объединила эти два звука?