Описание внешности человека
Урок развития речи в 7 классе
Цель урока
- познакомить с описанием внешности человека, литературным портретом;
- помочь осознать его замысел, особенности;
- подготовить высказывания в этом жанре.
Задачи урока
- Образовательная: дать понятие о портрете, его видах, использовании в разных стилях.
- Развивающая: развивать исследовательские и творческие навыки.
- Воспитательная: привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.
экран, проектор, презентация, раздаточный материал (текст, карточки)
Эпиграф:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
Евгений Евтушенко
Пейзаж
Натюрморт
Портрет
Цель описания – показать индивидуальность каждого мальчика
Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.
Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы....., сдвинутые брови не расходились.
Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати.... с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные,жидким блеском блестевшие глаза.
Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил.... только изредка выставлял кудрявую голову.
Цель – показать внутренние качества детей
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
1.Деловое
2.Научное
3.Художественное
Цель –показать социальное положение
Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами .
Цель – показать отличительные особенности
Ее приметы: на вид 10-12 лет, среднего телосложения, рост 140 см., волосы каштановые, вьющиеся, ниже плеч, глаза карие. Между верхних зубов – небольшая щель.
Цель –передать национальные черты
Характерны темная кожа, курчавые волосы, широкий нос, толстые губы. Нация распространена в Африке, к югу от Сахары .
Виды описания:
1.Деловое
2.Научное
3.Художественное
Зависимость характера от цвета глаз
Голубые
Люди с голубыми глазами умеют обращать на себя внимание и, несомненно, нравятся окружающим. Обладатели голубых глаз часто кажутся окружающим чересчур ранимыми и чувствительными. У них сильно развито восприятие и воображение, они могут обидеться на любой пустяк. Потому в общении с ними рекомендуется крайне осторожно использовать фразы, которые можно толковать двусмысленно
Серые
Обладатели серых глаз почти всегда доброжелательны и внимательны к окружающим. Они отличаются пунктуальностью, честностью, порядочностью и позитивным настроем.
Карие
Люди с карими глазами чаще всего отличаются повышенной эмоциональностью, излишней впечатлительностью, неустойчивостью нервной системы, но они обладают огромной волей и несгибаемой силой духа, умеют постоять за себя и не дадут в обиду родственников и друзей. в трудной ситуации они не подведут.
Чёрные
Для людей с черными глазами характерно некоторое стремление к лидерству, удивительное обаяние. Они прекрасно могут понять, что чувствует другой человек и вместе с тем бывают излишне нетерпимыми. Такие люди не любят и не хотят подолгу оставаться на одном месте, им необходима смена пространства и впечатлений.
Зеленые очи говорят о душевной расположенности человека к общению, о его склонности участвовать в жизни других, романтизме и чувственности
Зелёные
Цель –показать, как в портрете отразилась судьба
« Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего собеседника ».
Схема построения описания:
1.Представление объекта описания.
2.Характерные признаки объекта описания.
3.Заключение
1.Что бросается в глаза в первый момент встречи с героем (общее впечатление).
2. Возраст.
3. Описание фигуры, позы, роста, рук, походки.
4. Описание лица:
а) глаза, их выражение, взгляд;
б) улыбка;
в) описание рта;
г) описание щек, носа;
д) описание прически (цвет волос, длина волос).
5. Описание одежды.
6. Настроение.
7. Занятие, изменение внешности в момент какого-либо действия и т.д.
8. Отношение к людям.
Психологический портрет
Характерный портрет
Коллективный исторический портрет
«…Тело – живой лик души. По манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о цельных поступках, я всегда могу узнать, что за личность передо мной. По одному рукопожатию я догадываюсь обычно об очень многом».
А.Ф.Лосев
Подготовила презентацию учитель русского языка и литературы Силина Татьяна Александровна МОУ СОШ № 1 муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области