ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII ВЕКЕ
Подготовила учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ п.г.т. Южно-Курильск»
Алабушева Светлана Михайловна
7 КЛАСС
ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Непрерывные войны, присоединение Украины и других территорий на востоке к России способствовали усилению иностранного влияния на развитие российской культуры.
В середине
XVII века власти
приняли решение
поселить
иностранцев на
окраине столицы
в Немецкой
слободе.
НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА В МОСКВЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Развитие государственного аппарата
Налаживание дипломатических связей
Рост производства и торговли
Потребность в большом количестве образованных людей
Развитие российского образования в XVII веке
ОБРАЗОВАНИЕ
Грамоте (начальное образование – счёт, письмо, чтение) обучалось: большое количество дворянских детей, взрослое население и дети посадских людей (купцов, ремесленников), обучали грамоте своих детей так же черносошенные (свободные) крестьяне, среди крепостных крестьян тоже были «грамотеи».
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ШКОЛЫ
Домашнее обучение
УЧИТЕЛЯ
ПРЕДМЕТЫ
Грамотные члены семьи
Частные школы
Чтение, письмо, счет
Школы при церквях
У знати – иностранцы
Чтение, письмо, счет
Представители духовенства
Основы православия
ОБРАЗОВАНИЕ
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Приказные школы – открыты при аптекарском, печатном, посольском приказах, готовили определённых специалистов.
- Школа подьячих – открыта в 1665 г. при Заиконоспасском монастыре, готовила грамотных служащих для приказов.
- Школа боярина Ртищева при Андреевском монастыре – предназначалась
для дворянских
детей, обучали
иностранным
языкам,
свободным
искусствам
(1648 г.)
АНДРЕЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
ОБРАЗОВАНИЕ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (позже — академия).
Приём в него был разрешён детям из свободных сословий. Готовило это училище кадры для нужд церкви и государства, а также преподавателей.
ОБРАЗОВАНИЕ
КНИГОПЕЧАТАНИЕ
Распространению и развитию образования способствовало книгопечатание.
К XVII веку бумага заменила дорогой пергамент. Печатные издания стали доступны населению.
Было издано около 300 тыс. букварей и более 150 тысяч церковных книг.
ОБРАЗОВАНИЕ
КНИГОПЕЧАТАНИЕ
«Букварь»
В. Ф. Бурцова-Протопопова.
«Букварь»
Кариона Истомина.
Эти книги были доступны разным слоям
населения (букварь стоил копейку).
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Развитие научных знаний в России XVII века носило прикладной характер.
Промышленности были нужны руководства и справочники.
В медицине использовали «травники» и «лечебники».
В XVII веке стали применять
иностранные переводные трактаты.
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Из-за границы в Россию доставлялись многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях.
ПОДЗОРНАЯ ТРУБА
МИКРОСКОП
ТЕЛЕСКОП
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Научные знания использовались на практике в военном деле и в судостроительстве.
В 1615 г. русские мастера начали изготовление пушек и пищалей с винтовой нарезкой ствола.
Отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов (более 200 тонн).
В 1667-1669 гг. построен первый русский парусный корабль западноевропейского типа – «Орёл» .
НАРЕЗНЫЕ ПУШКА И ПИЩАЛЬ
ФРЕГАТ «ОРЕЛ»
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Развивались астрономические знания , которые применялись для более точного определения дат.
Для этих целей в Холмогорах архиепископ Афанасий основал обсерваторию.
Для систематизации знаний в области истории в 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х гг. XVII века – «Синопсис», по которой и в XVIII веке изучалась история нашей страны.
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Освоение новых территорий требовало расширения в области географических знаний . Географами уточнялись границы Российского государства. Появились первые сводные карты страны, пояснения к ним.
Составлялись карты отдельных районов России,
географические
справочники для путешественников. Обширные сведения о зарубежных странах собирали русские послы.
ЛИТЕРАТУРА
Новые явления происходили и в литературе. Она переставала быть лишь церковной — всё больше появлялось светских произведений . В XVII в. впервые стали записывать выдающиеся литературные памятники устного народного творчества — былины, пословицы, песни, заговоры.
ЛИТЕРАТУРА
Появились новые литературные жанры : сатирические повести – «О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная», в которых обличались государственные, общественные и даже церковные порядки, крючкотворство, продажность и волокита феодального суда.
Жанр — биографическая повесть , «Повесть об Улиянии Осорьиной», в центре которой — образ ничем не примечательной женщины-дворянки.
ЛИТЕРАТУРА
Жанр автобиографической повести - «Житие» протопопа Аввакума , ценность которого состоит не только в рассказе о мытарствах лидера старообрядцев, но и в образности языка, обличении социальной несправедливости.
Продолжало развиваться летописание.
Памятник позднего русского летописания - «Новый летописец», (ок. 1630 г.)
Неизвестный автор описывает события конца XVI — начала XVII в., доказывая законность избрания на престол династии Романовых, подчёркивая, что только благодаря их воцарению в России завершилась Смута.
ЛИТЕРАТУРА
Симеон Полоцкий положил начало основам современного стихосложения.
В сборнике «Вертоград Многоцветный» о н воспевал события из жизни царского семейства и придворных, а также нравственно-дидактические поэмы.
Получил развитие жанр публицистики и исторических произведений:
«Временник» Ивана Тимофеева - описание и размышления о причинах Смуты, высказывание о монархическом устройстве.
«Сказания» Авраамия Палицына описание подвига защитников Троице-Сергиевой лавры: «Сказание о Гришке Отрепьеве и похождении его», «Плач о пленении и разорении Московского государства», и др.
ЛИТЕРАТУРА
Популярность приобретают европейские переводы:
- приключенческие произведения.
АРХИТЕКТУРА
Постепенный отход от строгих канонов и традиций.
Русское узорочье
- необычные, отходящие от церковных стандартов формы построек;
- сложный и затейливый декор;
- присутствие элементов других архитектурных стилей.
ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ (1635 – 1636)
ДВОРЕЦ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОЕ
(1667 – 1672),
восстановлен в 2010 году
АРХИТЕКТУРА
ХРАМ РОЖДЕСТВА
В ПУТИНКАХ
(1649 – 1652)
ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА
В ЯРОСЛАВЛЕ «ДИВНАЯ»
(1647 – 1650)
АРХИТЕКТУРА
Изменила свой облик архитектура многих монастырей: богатой декоративной отделкой были украшены стены и башни.
НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ
(ВОСКРЕСЕНСКИЙ) МОНАСТЫРЬ
(1656 – 1698)
НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ
ОСНОВАН В 1524 ГОДУ
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ ПРИШЛИСЬ НА 1682-1689 ГОДЫ
АРХИТЕКТУРА
Московский Кремль.
1491 г. – Пьетро Антонио Солари - нижняя приземестая часть башни.
1624 г. – Бажен Огурцов - верхняя часть башни украшалась белокаменным кружевным арочным поясом, башенками и пирамидками; возведена надстройка башни для часов и шатровый шпиль, венчавшийся двуглавым орлом.
1625 г. – установка часов английского мастера Христофора Головея.
АРХИТЕКТУРА
Вслед за Спасской башней архитектурные украшения были к концу XVII века помещены и на других башнях Московского Кремля. Великолепие площади отразилось в ее названии – она стала именоваться Красной .
АРХИТЕКТУРА
Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов.
ПОГАНКИНЫ ПАЛАТЫ (Псков) в 1671—1679 гг. по заказу купца Сергея Поганкина.
АРХИТЕКТУРА
Стиль Московское (Нарышкинское) барокко :
- строгая пропорциональность построек;
- пышная декоративная отделка;
- многоярусность строений;
- смешение русских и европейских архитектурных традиций.
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ
В ФИЛЯХ
(1690 – 1694)
ЦЕРКОВЬ СПАСА
НЕРУКОТВОРНОГО В УБОРАХ
(1690 –1697),
ЖИВОПИСЬ
Живописные произведения в XVII в., как и прежде, были представлены в основном иконами.
Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков (1626-1686). Центральное место в его иконах – лицо.
И это лицо не идола, а человека.
СПАС
НЕРУКОТВОРНЫЙ
Симон Ушаков
XVII век
XII век
У мастеров стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей.
Святые похожи на людей
Троица
Андрей Рублёв
XV век
ЖИВОПИСЬ
Своего расцвета в XVII веке достигла самобытная ярославская школа иконописи .
Её отличительными особенностями являлись:
- насыщенность композиции,
- упрощённый рисунок,
- темноватый колорит, на фоне которого особенно ярко выглядят эмоциональные персонажи.
ИЛЬЯ ПРОРОК С ЖИТИЕМ
худ. С. Спиридонов (1678)
ЖИВОПИСЬ
Новым явлением в XVII в. стало возникновение и развитие портретной живописи .
В первой половине XVII в. портреты - парсуны писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске).
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ М.В. СКОПИН-ШУЙСКИЙ
худ. С. Ушаков (1678)
ЖИВОПИСЬ
Во второй половине XVII века для картин используют холст и масляные краски.
Царь Алексей Михайлович
«Тишайший»
Неизвестный художник
школы С. Ушакова (1670 – 1680)
Царь Пётр I в детстве
Неизвестный художник
школы С. Ушакова (1670 – 1680)
ТЕАТР
Традиционные театрализованные представления приурочивали празднику. Главным героем этих представлений был Петрушка , говоривший народным языком со всеми его грубостями и резкостями. Неунывающий герой считался
защитником слабых и угнетённых, на понятном народу языке он высмеивал власть и церковные порядки.
ТЕАТР
Новым для русской культуры явлением стало открытие
в 1672 г. при дворе Алексея Михайловича первого в России театра , созданный по западному образцу.
В театре
показывали сцены
из Библии, европейские постановки.
Актёры были иностранцами и
играли на
немецком языке.
Этот опыт не прижился в Русском государстве поскольку был далёк от реальной жизни и не понятен населению.
КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДОВ РОССИИ
Несмотря на то что в России в XVII в. жили десятки народов, о культуре друг друга они мало что знали.
В основном в это время постепенно шло распространение элементов русской культуры на присоединённых землях.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО Г. ТОБОЛЬСК
КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДОВ РОССИИ
Однако наибольшее взаимовлияние культура народов России в это время испытала в заимствованиях одежды, кухонных рецептов, некоторых обычаев.
пельмени, восточные пряности (перец, шафран…)